Кыргызча

Игры кочевников. Баллада о коне

10:57, 6 Сентября 2016

Народная поговорка гласит: конь – крылья человека. Поэты-импровизаторы и ска­зители эпосов воспели крылатого, златогривого, быстроногого коня в своих стихах и сказках, прославили его в песнях и былинах.

В далеком прошлом конь давал возможность кыргызам кочевать по горным пастбищам, перевозить домашний скарб, следить за скотом, поддерживать связь с населенными пунктами. Кыргызы использовали коней в боевых походах и сражениях, а позднее, с развитием земледелия, как первого помощника в поле.

Спорт и конь

Со временем конь для кыргыза становится участником спортивных соревнований и игр, и в этом ему принадлежит достойное место. Исторически кыргызские «небесные кони» всегда обладали и легкостью, и хорошей координацией движений в горах, они исключительно выносливы и неприхотливы, маловосприимчивы к резким переменам погоды, способны выдерживать длительные переходы под седлом.

Истинная дружба коня и человека воспета в героическом эпосе «Манас Великодушный»: «Могучий Манас подобен башне, сложенной из серебра. Белоснежный конь Ак-Кула несет богатыря по вершинам, и кажется, не конь мчится, а птица летит над острыми пиками гор».

В нашем горном крае, где раньше не было ни стадионов, ни специалистов по спорту, теперь создана широкая сеть спортивных секций, работают тысячи педагогов, тренеров, инструкторов, имеется Академия физической культуры, сотни спортивных школ.

В Кыргызстане получили развитие почти все классические и олимпийские виды спорта. Атлеты Кыргызстана успешно выступают в различных видах спорта на арене стран СНГ, побывали во многих странах Азии, Европы и мира.

Постепенно все большей популярностью стали пользоваться национальные конноспортивные игры, такие как скачки на длинные дистанции (атчабыш), бег иноходцев (жорго салыш), догони девушку (кыз куумай), борьба всадников за тушу козла (улак тартыш) и другие. Расскажем о некоторых из них.

Атчабыш

Это древний и наиболее распространенный вид спорта. Для скачек отбирают резвых и выносливых лошадей, способных выдержать дальние расстояния. Опытные тренеры обычно готовят к большим скачкам жеребят годовалого возраста (тай чабыш), тренируют их и уже в полтора года устраивают скачки (кунанчабыш). Когда животные достигают трехлетнего возраста, их допускают к состязаниям.

Раньше скачки атчабыш устраивали по разным поводам, чаще всего па праздник или поминки. Победитель получал в награду драгоценности и скот. В скачках участвовали лошади всех пород и возрастов. Каждый тренер (саяпкер) по-своему готовил скакуна к выступлениям. Существовали эксперты (сынчы), которые по упитанности коня, по мускулатуре, по дыханию, походке безошибочно определяли готовность скакуна к состязаниям. Скачки устраивались на дистанцию 53 версты, позже на 100 километров.

Причем ездоками нередко выступали мальчики 10-13 лег, порою без седла. Сейчас, по существующим правилам, к скачкам допускаются лошади от 3 лет и старше любых пород с ездоками не моложе 13 лет. Дистанция в каждом случае соревнований определяется судьями, но ограничивается в пределах от 4 до 50 километров.

Бег иноходцев – жорго салыш

Иноходь – ускоренный аллюр в два темпа, когда ноги животного поднимаются и опускаются на землю попарно. Лошадь при этом аллюре как бы переваливается с одной стороны на другую, слышно лишь два удара копыт. Иноходь резвее рыси, а часто и резвее полевого галопа. Любители этого вида спорта считают жорго высоким достоинством верховой лошади. Здесь демонстрируются не только быстрота бега и выносливость, но и удивительно плавный, изящный бег.

У кыргызского народа бытует много поговорок и пословиц об иноходцах: «Не будь попутчиком тому, кто едет на иноходце», «если у тебя есть день жизни – полдня поезди на иноходце» и другие.

Соревнования по бегу иноходцев сейчас проводятся на высокогорных пастбищах (джайлоо) и на ипподромных дорожках. К соревнованию допускаются взрослые всадники и подростки, имеющие достаточный навык управления иноходцами.

Улак тартыш или кок бору

Это очень распространенная конная игра кыргызского, казахского, таджикского, узбекского и каракалпакского народов. Словосочетание «кок бору» на русском языке означает «серый волк». История этой своеобразной игры уходит в глубину веков. По-видимому, она возникла в те далекие времена, когда в безлюдных степях и горах Кыргызстана стада животных зимой и летом паслись под открытым небом, без помещений и подкормки, поэтому волки часто нападали на скот и приносили людям много бедствий.

Из-за отсутствия огнестрельного оружия животноводы не могли расправиться с волками на месте. Мужественные джигиты на резвых и выносливых конях устраивали преследование волков до тех пор, пока не загоняли их до полусмерти, били палками, камчой, подхватывали с земли, отбирая друг у друга. Позже, при более оседлом образе жизни, появился улак тартыш – борьба всадников за тушу козла.

В настоящее время многие конные игры в Кыргызстане, сохранив свой колорит и самобытность, перешагнули национальные границы и стали любимыми в стране состязаниями сильных, мужественных и смелых джигитов на резвых конях.

В этой игре участвуют две команды, состоящие из равного количества всадников. Игровая площадка длиной в 200-400 метров, шириной в 100-150 метров размещается на ровном месте. Противоположные стороны обозначаются флажками и условно именуются воротами шириной (до 10 метров). В центре игровой площадки размечается круг (мара) диаметром в 6 метров, куда перед началом соревнования кладут тушу козла, без головы и с обрезанными копытами (улак). Вес туши 30-40 килограммов, а иногда и больше.

По сигналу судьи капитаны команд выезжают к мара, приветствуют друг друга, и начинается борьба за тушу козла. Как только улак поднят, в борьбу вступают все остальные члены команды. Победителем становится та команда, которая наибольшее количество раз забросила улак в ворота соперника.

Участникам соревнования разрешается поднимать улак с любого места внутри поля, отбирать его у соперника, передавать или перебрасывать партнерам по команде, отпускать, принимать улак под ноги, держать в руках, класть на седло, держать сбоку или между ног коня, помогать партнерам доскакать с улаком и бросить его в ворота соперника. При падении всадника или лошади игру останавливают и возобновляют после устранения причины остановки. При нарушении игроками боковой линии объявляется аут, после чего улак возвращают на дорожку и игру возобновляют с этого момента.

Во время соревнования запрещается поднимать лошадь на дыбы, с разгона бить грудью своей лошади лошадь соперника, держать за повод, снимать уздечку, хватать за руки или за пояс соперника, наносить удары рукой, ногой, стременами, камчой и поводьями другим наездникам и лошадям, привязывать улак к седлу, ставить свою лошадь поперек движения, кричать или вступать в разговоры, продолжать борьбу после того, как улак заброшен в ворота соперника.

Оодарыш

Это тоже очень популярный вид конного спорта. Два всадника стараются стащить друг друга с коня. Разрешается сваливать соперника вместе с конем.

По разработанным и утвержденным правилам соревнования по оодарышу проводятся по четырем весовым категориям, они бывают личными и лично-командными. Возраст участников от 19 лет и старше. Размер поля 40 квадратных метров. На борьбу дается 10 минут. Победа присуждается всаднику, если он стащил или повалил соперника с лошадью (последний должен коснуться земли какой-либо частью тела). Победа по очкам присуждается за преимущества в схватке, за наименьшее количество замечаний, полученных во время схватки.

Разрешается хватать соперника за кушак и руки, за корпус, упираться коленями или ступней в корпус лошади соперника.

Запрещается наносить удары сопернику или его лошади чем бы то ни было, браться за голову, шею, волосы, лицо соперника и за снаряжение его лошади, выкручивать пальцы рук, применять всякие противоуставные приемы, подсовывать руки под ноги соперника и под стремя (путлище) его седла, набрасывать повод на руки и голову соперника.

Доставание монеты с земли – тыйын энмей

Очень интересная игра. Общая длина дистанции от исходного положения до финиша не более 100 метров, участник по вызову судьи подъезжает к линии старта. В 50 – 60 метрах от линии старта, на чистом и ровном, но обозначенном светлым песком или опилками месте лежит тыйын – монета, которую должен поднять участник, выехавший по сигналу судьи на аллюре, не ниже галопа. В случае перехода на аллюр или остановки лошади в момент доставания монеты результат не зачитывается, а заезд не повторяется.

Время фиксируется от старта до финиша. В случае падения всадник обязан снова сесть на коня и доскакать до финиша, иначе он будет выведен из игры. Каждому участнику разрешается три заезда. Победа присуждается тому, кто поднимет монету большее количество раз.

Кыз куумай

В прошлом эта игра была свадебным обычаем. В игре участвовали жених, невеста и сноха – джене, которая старалась помочь девушке ускакать от юноши, не дать ему возможности догнать ее. В игре также принимали участие подруги невесты и друзья жениха.

По условиям игры невесте давали лучшую лошадь, и она начинала скачку первой, получив гандикап в расстоянии (гандикап – фора для слабого). Жених должен был догнать невесту, этим он доказывал не только свою любовь к ней, но и закреплял право на женитьбу. Из-за худшего коня жениху не всегда удавалось догнать девушку. Но невеста не отвергала жениха, и свадьба не отменялась.

Эта национальная традиционная игра часто проводится в праздничные дни на зеленых лужайках джайлоо или на ипподромах.

В игре участвуют несколько пар (всадник и всадница) в национальных костюмах, хорошо знающие правила игры и отлично управляющие конем. Дистанция устанавливается организацией, проводящей соревнования, но рекомендуется не более 1000 метров. Учитывая традицию, девушке дается гандикап в 20 метров. Джигит верхом на коне пытается догнать и на скаку поцеловать девушку или своим головным убором слегка коснуться ее, тем самым дав знать о своей победе. На обратном пути девушка догоняет джигита, если догонит, то снимает его головной убор, этим она дает знать о своей победе. Соревнование носит лично-командный характер, от каждой команды выступают 2-3 пары. В оценке учитываются мастерство управления конем, его резвость на дистанции, красочность костюма наездника, эффектный вид коня. С 1958 года этот вид спорта был включен в программу Всесоюзных конноспортивных соревновании бывшего СССР.

Скачки девушек и молодых женщин – кыз жарыш, келин жарыш

Эти игры проводятся в праздники, на торжествах. Женщина-кыргызка с детства умеет ездить на коне. В условиях высокогорья, суровой зимы, глубоких снегов, там, где переход с отарой совершается по крутым склонам гор, через бурные реки, без лошади не обойтись. Поэтому конный спорт кыз жарыш, келин жарыш сейчас принял очень широкий размах и включается в программу любых соревнований, праздников, народных торжеств. В этом виде спорта от наездницы требуется прочная посадка в седле и умение хорошо управлять скакуном.

Только по головным уборам можно различить, сколько в скачках участвуют девушек и сколько молодых женщин. Девушки надевают топу или тебетей – девичьи шапки с широкой меховой оторочкой из куницы. Молодые женщины надевают красивые платки.

Дистанция, на которой происходят скачки, обычно равна 2-4 километрам. Не один раз радовали зрителей на всесоюзных и республиканских соревнованиях такие прекрасные наездницы, как Татьяна Рысалиева, Гуля Нурдавлетова, Зоя Мажитова, Вера Мокрякова и многие другие.

Стрельба в мишень с коня на скаку – жамбы атмай

Жамбы – это слиток серебра или другая драгоценность, привязанная на нити и подвешенная в качестве приза к наклонно вкопанной жерди. По условиям игры ее участник с коня на скаку выстрелом из оружия должен перебить нитку и сбить жамбы. Это один из старейших видов спортивных состязаний, широко распространенный у кыргызского народа. Раньше стреляли из лука. Со временем лук был заменен огнестрельным оружием.

Охота с беркутом или соколом

Такая охота также является традиционным национальным видом спорта. Для того чтобы приучить этих диких хищных птиц служить человеку, дрессировщику надо знать характер и повадки птиц, возможности, какими обладают эти «повелители неба».

В настоящее время охотой с беркутом на волков и лисиц, с соколом на зайца и фазанов занимаются многие охотники Кыргызстана. Одним из самых крупных соревнований по национальным видам спорта явилась первая спартакиада Кыргызской Республики, проведенная в 1997 году. Впервые были включены состязания по буркут салуу (охота с орлом). Эти виды спорта характеризуют кыргызов как прекрасных охотников.

Участники соревнований показали свое высшее мастерство в управлении птицами, которые в общем-то очень трудно поддаются дрессировке. За последние 25 лет суверенитета республики активно возрождаются такие виды национального спорта, как игра с альчиками ордо, кыргызская борьба курош, бой на конях с пиками эр-сайыш, командная мужская силовая игра аркан-тартыш, молодежные игры ак чолмок, алтын-бакан, ак-терек – кок терек, жоолук таштамай, чикит и настольная игра тогуз коргоол. О них мы расскажем в следующий раз.

Калыс Ишимканов

магистр социологии КГАФКиС

Шухрат Толонбаев

магистр физиологии КГАФКиС

Фото Вячеслава Оселедко

  

© Новые лица, 2014–2015
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям