Кыргызча

Исламизация по-кыргызски: мы и они

23:28, 12 Октября 2014

Исламизация общества в Кыргызстане набирает нехилые обороты в последние годы. На улицах все больше людей в мусульманском одеянии, на каждом квартале ведется строительство очередной мечети, в социальных сетях становятся популярными картинки с контентом, призывающим к намазу и прочим атрибутам ислама. У некоторых это явление вызывает страх и опасение за «светское» будущее страны, а другие наслаждаются процессом и целыми кланами превращаются в активных мусульман.

Что конкретно происходит с духовным сектором в стране – никто толком не знает и не говорит. Есть лишь испуганные перешептывания на лавочках в стиле: «Из Пакистана перечисляются миллионы долларов на распространение экстремизма», «Все эти подпольные школы по обучению исламу являются, на самом деле, пунктами подготовки джихадистов и перегона наркотиков», «Один очень религиозный депутат ЖК постоянно получает финансирование из одной из арабских стран на продвижение сумасшедших идей, связанных с исламизацией страны».

Мне пока что из всего этого ясно только одно: государство явно пустило ситуацию с хаотичной исламизацией населения на самотек по неизвестным мне причинам. Осознанно или неосознанно, но оно как будто закрылось за забором Белого дома, в котором решают такие «глобальные» проблемы, как: «Уместно ли в законопроекте о репродуктивном здоровье населения использовать слово «сексуальный» или нет, и не является ли это пошлостью по Корану». В то время, когда в светской стране (коей мы являемся, согласно Конституции) количество сомнительных мечетей превышает количество общеобразовательных школ и в республике увеличивается количество неграмотных граждан, меня начинают терзать смутные сомнения о том, в каком направлении мы движемся, и какое поколение будет жить на этой земле через десяток лет?

Как ни зайдешь в соцсети, так обязательно наткнешься на виртуальных псевдомолдо, которые любят всех учить жизни, добавляя арабские слова. Интересно, с каких пор кыргызы стали такими исламограмотными? Им не нравится, что кыргызские девушки красятся, что они носят футболки без длинных рукавов, что они не прячут свои тела под хиджабом, что они не совершают пятикратный намаз ежедневно. Обязательно найдется пользователь, который будет в комментариях призывать всех ко всеобщему женскому «ыйману»: «Наши девушки своим откровенным одеянием оскорбляют и топчут достоинство кыргызских джигитов и кыргызского народа в целом, надо учить их правильно себя вести!» Причем, почти всегда нравоучения направлены именно на женскую половину пользователей. Думаю, многим знакомы подобные призывы из Фейсбука. По мнению многих верующих, каждый кыргыз по умолчанию является мусульманином, а если ты это пытаешься опровергнуть, тебя запугивают перспективой вечность гореть в адовом котле за подобные мысли. Такого рода комментарии вызывают естественное отторжение и раздражение у тех, кто не разделяет этих взглядов.

Зарождается агрессия между двумя сторонами, «светские» пользователи пытаются призвать верующих к чувству такта и уважению личного выбора каждого человека в вероисповедании, а самопровозглашенные молдо многозначительно качают головами, говоря, что те неправы в корне и однажды на них снизойдет озарение.

Некоторые политики с недавних пор начали активно использовать термин «светский экстремизм» в защиту своих мусульманских интересов – мол, неверующие гнобят верующих, а тех, кто запрещает девочкам носить хиджаб в учебные учреждения, надо сажать в тюрьму. Все было бы абсурдом, если бы не было доли правды в их словах. К сожалению, «светские» граждане тоже грешат явным публичным осуждением верующих и всячески стараются разглядеть в их поведении несоответствие с канонами ислама. Часто слышу, как говорят: «Ой, эти завернутые девушки такие вещи вытворяют, что, вон, сидят в очередях на вребрачные аборты. А я еще вчера видела, как девушка в хиджабе с парнем за ручку шла и всякие пошлости вытворяла!»

Я себя на таких мыслях тоже ловила – есть ли смысл заворачиваться в хиджаб, если ты это явно делаешь не по своей воле, а, скорее всего, по желанию родителей? А потом тебя видят на улице, сидящей на коленях у парня, и у них возникает когнитивный диссонанс: это и есть пример мусульманского поведения? А может быть, «светские» граждане выискивают изъяны в поведении верующих, потому что хотят оправдать свой «нехаляльный» образ жизни за счет этих погрешностей?

Подобные суждения возникают на почве незнания самой сути ислама, наверное. Скажу честно, я запуталась в своем восприятии этой религии. Ислам по-кыргызски – он ведь не такой, как у арабов, не такой, как у турков и точно не такой, как у жителей Юго-Восточной Азии. Наш ислам порой закрывает глаза на многие грехи, которые являются чуть ли не смертными в других странах, и караются по законам Корана. Так каким должен быть «кыргызский» ислам? Многие из верующих, я уверена, получили не совсем достоверную интерпретацию ислама от сомнительных молдо, которые еще вчера нещадно пили водку и занимались кражей скота. Ты же не будешь требовать у местного молдо сертификат или аккредитацию. А откуда он взялся и где он обучался исламу – один Аллах ведает. Так же и многие «светские» граждане имеют минимальное понимание об исламе и очень поверхностно осуждают людей религиозных.

В свете всего этого, у меня созревает такое ощущение, что общество Кыргызстана на самом деле раскололось на две части в вопросе религии – есть «мы» и «они». Ни одна из сторон не хочет проявлять ту самую терпимость, каждый хочет доказать свою правоту и указать на другого, говоря: «Ты недостаточно умен или информирован».

Кто в этом вопросе «умнее», спорить, конечно, бесполезно. Хотелось бы лишь понять и разобраться, найдем ли мы свой «правильный» путь в исламизации, потому что временем уже доказано, что она в нашей стране неизбежна. Будут ли молодые и горячие головы и дальше наполняться сомнительной информацией под прикрытием ислама и наши джигиты продолжат совершать джихад в Сирию, или мы, наконец, сможем без страха и опасения относиться к людям с бородой на улицах, потому что будем уверены в том, что где-то в стране есть орган, контролирующий весь этот процесс? Вопросы, наверное, глупые и наивные. Опять же, я не знаю, что происходит за кулисами всех этих движений, не понимаю высказываний политиков на публику и боюсь слухов об экстремистских организациях, спокойно орудующих на нашей территории. Хочется лишь чувства защищенности и уверенности в том, что мы не повторим судьбу тех стран, которые некогда были светскими, а сейчас под гнетом исламистов превращаются в общества со средневековыми устоями.

Алия Суранова, колумнист, специально для "Новых лиц".

  

© Новые лица, 2014–2015
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям