О КОНКУРСЕ «ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ» ФОНДА САНЖАРБЕКА ДАНИЯРОВА

21:12, 8 Октября

На фото: Асель Даниярова на Манежной площади с одной из победительниц.

Первый учитель – это учитель начальных классов, это герой одноименной повести Ч. Айтматова, это – лучший в жизни каждого ребенка. «Первый учитель» - так называется ежегодный конкурс сельских учителей начальных классов Кыргызской Республики, созданный и организованный Фондом Санжарбека Даниярова. В 2019 году этот конкурс состоялся уже в восьмой раз.

Санжарбек Бакирович Данияров  (1928 – 2011) – ученый-физиолог, профессор, академик НАН КР, автор более 260 научных трудов, включая 7 монографий, десятки методических пособий, соавтор учебника по физиологии человека для ВУЗов СНГ. Разносторонние исследования в области нормальной физиологии и горной радиобиологии, позволили получить фундаментальные результаты, которые имели не только теоретическое, но и важное прикладное значение. Воспитал научную школу физиологов и радиобиологов в стране. Внес значительный вклад в подготовку высококвалифицированных научно-педагогических и врачебных кадров. В течение 9 лет был проректором, а затем 17 лет – ректором КГМИ, в этот период ВУЗ был одним из сильнейших в Советском Союзе медицинских институтов.

Зачем нужен конкурс «ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ»? 

Наверное, трудно найти на земле человека, который бы сказал: «Мне безразлично будущее страны». Кто же те люди, в чьих руках наше будущее? Может быть, это те, кто находится на вершине политической власти? Президент, депутаты или правительство?

Мой ответ: таких людей надо искать совсем в другом месте - в начальной школе! Именно здесь формируются личности тех, кому сейчас от шести до девяти лет и кто лет через двадцать составит деятельную часть нашего общества. Именно здесь они учатся соображать, упражняют свои мыслительные способности. И в этом им помогает учитель начальных классов.

В школе дети узнаю́т, что существует справедливость или, напротив, несправедливость. Здесь дети обретают навыки общения, приходят к осознанию того, что можно и нужно быть добрым, или, наоборот, учатся действовать силой, обижать физически слабых. Если на детей кричат, они узнают, что можно повышать голос на другого человека. Или, наоборот, усваивают важный принцип - все люди достойны уважительного обращения.

Именно благодаря наставникам у детей открываются глаза на то, в какой красивой стране мы живем!

Во время учебы в начальных классах дети начинают понимать ценность чтения и родного языка. А если не привить этого детям, то они с легкостью могут прийти к мысли, что наш язык – второй сорт, и сами мы – второй сорт, а уехать куда-нибудь из второсортной страны насовсем – вот это удача! А могут, наоборот, проникнуться мыслью о том, как здорово сделать в нашей стране что-то полезное для других, внести свой вклад в то, чтобы людям хорошо жилось на своей земле.

Вот такие могущественные люди - учителя начальных классов!

А если мы вспомним, что в сельской местности, в регионах живут две трети населения Кыргызстана, то станет понятно, что будущее страны формируется в начальных классах сельских школ!

Мне как учредителю, директору и исполнителю проектов фонда в одном лице хотелось бы этим конкурсом и наградами сказать: «Дорогие учителя! Не уходите из начальной школы, вы нам нужны! Мы вас любим и уважаем, а главное, мы вам доверяем самое ценное, что у нас в этом мире есть! Оставайтесь в своей специальности и будьте профессионалами своего дела!»

На фото: Все участники конкурса "Первый учитель" в 2019 году с путешественником Сюзбеком Салиевым. 

Премия - культурно-познавательное путешествие

У нашего конкурса две награды победителям, обе культурно-познавательного характера. Именно ради них изначально затевался конкурс. Для того чтобы их различать, я назвала их по-разному – Премия Фонда и Специальный приз Фонда.

Премия Фонда Санжарбека Даниярова – это десятидневное культурно-познавательное путешествие победителя, занявшего первое место, в Москву вместе со мной – учредителем. Москва – это один из музыкальных, театральных, художественных центров мирового уровня, однако полагаю, что не всякий москвич видел все то, что видит учитель за эти 10 дней! Программа чрезвычайно насыщена экскурсиями, я попытаюсь описать ниже только обязательные, основные.

Театры. Мы обязательно идем вместе на балетный спектакль в один из ведущих мировых театров – Большой театр либо Музыкальный театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, Новую Оперу, Геликон-оперу. И, конечно, мы слушаем оперу в одном из этих театров, по возможности не в том, где мы смотрели балет. Обязательно идем на один, а чаще два, иногда три спектакля московских драматических театров, благо спектакли на русском языке понятны нашим гостям.

Художественные галереи. Мы знакомимся с западноевропейским искусством в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, обычно посещая его два раза - Главное здание и отдельно галерею импрессионистов и постимпрессионистов. С русским искусством мы знакомимся в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, а при желании иногда посещаем и другие галереи – Новую Третьяковку, Центральный Дом художников, галерею Гараж и другие.

Цирк. Обычно мы посещаем Цирк Никулина на Цветном бульваре, который поражает отточенной программой, фееричностью исполнения, мастерством артистов. Не встречала зрителя, на которого этот цирк не произвел бы неизгладимого впечатления.

Концерты. Конечно, все зависит от афиши на момент нашего путешествия, мы ходим и на концерты классической музыки в одной из старинных усадеб, и на джазовый концерт в клубе, и на выступление потрясающего ансамбля танца Игоря Моисеева, иногда в Концертном зале им. Чайковского либо другой концерт в Консерватории. Иногда посещаем мюзикл.

Исторические места. Конечно, Москва без Кремля – не Москва. Мы совершаем прогулку по территории Кремля, Соборной площади, осматриваем соборы изнутри и музей – Оружейную палату. Мы гуляем и в окрестностях Кремля, обязательно – на Красной площади с собором Василия Блаженного, заходим в ГУМ, а затем и в новый парк Зарядье рядом с Кремлем, идем на Болотную площадь, любуемся видами Кремля с Каменного и Москворецкого мостов. Мы много гуляем по старинным улочкам центра города и обсуждаем архитектурные стили. Мы много ездим в московском метро, и у гостей есть случай убедиться в том, что станции не только функциональны, технологичны, но и просторны, чисты, удивительно красивы, поэтому нередко можно увидеть туристические группы, специально прибывшие на экскурсии по московскому метро. Мы обязательно выходим из вагона, если проезжаем какую-то особенно интересную станцию, осматриваем ее, конечно, фотографируем.

На фото: С победительницами в 2015 году.

Прогулка по одному-двум паркам Москвы и Подмосковья, а также старинным дворянским усадьбам: например, Коломенское, Царицыно, Кусково, Измайлово, Архангельское, посещаем Воробьевы горы, канатную дорогу и смотровую площадку МГУ. Обязательно осматриваем Новодевичий монастырь и его окрестности с изумительными видами, а также храм Христа Спасителя. Особо привлекательны пешая и автомобильная прогулки по ночной Москве! Изумительная подсветка, тщательно продуманная и обильная, конечно, впечатляет. Тем более что пару-тройку лет назад в городе закопали все провода в землю, и теперь ничто не нарушает архитектурного облика города.

Музеи. Чаще всего мы посещаем с лауреатом Музей Космонавтики, расположенный в основании огронмого памятника Покорителям Космоса, океанариум «Москвариум», осматриваем ВДНХ со знаменитыми фонтанами «Дружба народов» и «Каменный цветок».

Прогулка на яхте по Москве-реке – обязательная часть нашей программы. Обычно эту прогулку я устраиваю, когда мой лауреат уже немного представляет себе облик города и его ритм, потому что увидеть все со стороны реки как бы в другом ракурсе очень интересно!

Конечно, наши победители живут в комфортных условиях в моей московской квартире в жилом комплексе «Гранд-Парк» в благоустроенном районе, окруженном парками, рядом с красивейшей станцией метро ЦСКА. Во всё время пребывания моих гостей-лауреатов в Москве я в основном угощаю домашней едой собственного приготовления, а во время экскурсий мы бываем в московских кафе.

А еще в нашем доме на крыше есть терраса для пикников для жителей подъезда, в теплый день мы устраиваем завтрак на этой террасе и любуемся сверху видами на окружающую местность – парк «Ходынское поле», жилые дома разной формы и небоскребы комплекса Москва-Сити, современная архитектура которого являет собой контраст с типичной московской застройкой.

Во время этого путешествия мы много беседуем с учителем на самые разные темы и, конечно, обсуждаем увиденное, услышанное. Победители конкурса, мои гостьи, как правило, раньше нигде не бывали, не летали на самолете, не ездили на поезде и тем более в метро, не бывали в театре или музее, не ездили в другие страны и в большие города. Огромный поток информации, который обрушивается на путешественницу, всегда вызывает положительные эмоции и желание увидеть еще больше, стремление к новым впечатлениям, потребность поделиться ими дома.

Специальный приз фонда – это награда трем учителям-победителям, занявшим 1, 2 и 3-е места. Все эти три учителя вместе со всеми учениками класса и родительским комитетом из трех или четырех человек в каждом классе приезжают в Бишкек в культурно-познавательное путешествие на выходные. Дети приезжают в пятницу, а уезжают в воскресенье.

На фото: Поездка детей на экскурсию в Бишкек.

И вот что мы посещаем с детьми в Бишкеке:

Обязательно идем на спектакль в театр, обычно это кукольный театр им. Мусы Жангазиева, но может быть и другой – Государственный театр молодежи и юного зрителя имени Бакен Кыдыкеевой, Театр «Тунгуч» под руководством Ж. Сейдахматовой, Бишкекский драматический театр им. Арсена Умуралиева, Кыргызский драматический театр им. Токтоболота Абдумомунова, Русский драматический театр им Чингиза Айтматова. Мы совершаем экскурсию в Театр оперы и балета им А. Малдыбаева, здесь дети знакомятся с тем, что такое сцена, рампа, оркестровая яма, партер и амфитеатр, фойе, рассматривают архитектуру театра, осматривают росписи на потолке и внутренний декор театра. Мы совершаем прогулку по городу, конечно, осматриваем центральную площадь Ала-Тоо. Неизгладимое впечатление на детей производит церемония смены караула Национальной Гвардии у государственного флага. Обязательно обсуждаем у Нулевого километра, с какой же стороны находится родная область. Конечно, совершаем экскурсии в музеи, в Исторический музей с гидом (пока он работал), Музей Фрунзе, Музей скульптур под открытым небом, осматриваем памятники в городе. И особенно нравится детям Музей ДНК (Детский научный Комплекс), где в игровой форме они получают представление о действии законов физики, а в специально подготовленном для них шоу с фокусами – о законах химии.

Дети и учителя обычно селятся в школе-интернате в г. Кант (благодарим ОФ «Билимкана» за предоставление такой возможности!), экскурсии по городу совершаются на комфортабельном автобусе.

Это путешествие оставляет неизгладимое впечатление у участников, в чем они сами признаются. Далеко не все наши дети имеют возможность бывать в столице, а те, кто был, в основном видели только рынок «Дордой», где покупали школьную форму. К сожалению, с большинством из них дома мало говорят на отвлеченные темы, о том, что такое театр, драма или комедия, что такое опера или балет, какие бывают вообще жанры искусства. Даже взрослые из родительского комитета и учителя отмечают, что многое на экскурсии они видят впервые, и им очень интересно. Когда им доводилось приезжать в Бишкек раньше, они думать не думали посетить Театр оперы и балета или даже не знали о нём...

Словом, эта экскурсия имеет большой успех, есть даже учителя, которые обращались ко мне, чтобы я организовала нечто подобное для их класса.

А представьте себе, какой эффект производит на жителей села известие, что такую экскурсию для их детей выиграла их учительница? Этот приз вносит свою лепту в укрепление авторитета учителя в родных местах.

На фото: Асель Даниярова с участницами конкурса в 2019 года.

О самом конкурсе

Первоначальная идея конкурса была в том, чтобы выявить учителя-победителя для вручения награды. Ведь у меня нет возможности наградить всех учителей начальных классов… Но оказалось, что сам конкурс востребован и интересен учителям. Прежде всего наши педагоги видят в нем проявление внимания к ним. Им хочется поделиться своими успехами, рассказать о новых идеях коллегам, услышать, что думают другие учителя по тому или иному вопросу. И конкурс дает им такое общение, возможность выразить себя. Многие учителя говорят, что стимулом к участию послужило мнение о том, что конкурс – честный, здесь нет места коррупции, и это укрепило их веру в справедливость. И, наконец, само соревнование им интересно!

Каждый год на сайте фонда я публикую Положение о конкурсе со всеми условиями участия и названием новой темы сочинения.  Кроме того, я рассылаю индивидуальные письма всем руководителям РайОО. Учителя присылают свои работы, заполненные анкеты с контактными данными и табели учеников. Последний нужен для подтверждения того, что потенциальный участник - действительно практикующий учитель начальных классов. Каждое сочинение я проверяю на соответствие объявленным критериям конкурса и на отсутствие плагиата, а затем пишу ответное письмо учителю. Если необходимо, я прошу переделать работу в соответствии с требованиями, например, по объему. А если имеет место плагиат, то предлагаю прислать новую работу с полностью авторским текстом. Бывает, присылают заново. Первый тур продолжается примерно полгода.

Когда срок приема работ заканчивается, я привожу все сочинения в единый формат, присваиваю коды, удаляю имена участников и в таком виде отправляю членам жюри вместе с оценочными листами. На каждое сочинение приходится по 7 членов жюри (хотя в разные годы цифра варьирует), а всего в жюри 10 человек, которые присылают мне результаты проверки с номерами сочинений. После подсчета суммы баллов я раскрываю имена авторов, и становится ясно, кто сколько баллов набрал. Индивидуальные результаты я рассылаю в письме каждому участнику, а о шести победителях первого тура делаю рассылку руководителям РайОО.

Шесть финалистов участвуют во втором туре, который проводится в сентябре, в «живом» соревновании. При этом все участники первого тура приглашаются в качестве гостей и болельщиков.

Это мероприятие – второй тур, и церемонию награждения победителей стараюсь сделать интересной. Уже сложилась традиция – в церемонии участвует почетный гость, обычно выбор связан с темой сочинения первого тура и обсуждения во втором туре. В предшествующие годы нашими почетными гостями были Болот Шамшиев, кинорежиссер, Народный артист СССР, Роза Төрөкуловна Айтматова, Турусбек Мадылбай, писатель из г. Токтогула, владеющий 36 языками, пишущий на трех, лауреат международных литературных премий, Төлөндү Тойчубаев, основатель сети школ «Билимкана». А в 2019 году нашим почетным гостем стал Союзбек Салиев, совершивший кругосветное путешествие на одномоторном самолете. Оказалось, что человек, преодолевший трудности физические и организационные ради романтической мечты, облетевший мир с флагом своей Родины, еще и хороший рассказчик, который умеет установить контакт с аудиторией.

С неменьшим интересом аудитория следит и за ходом соревнования. Всегда до конца сохраняется интрига, зал следит за тем, кто из шести участников завоюет три призовых места, то есть получит право на культурно-познавательные путешествия.

Конечно, о конкурсе, о результатах публикую рассказ на сайте. Каждому руководителю РайОО я сообщаю об участии учителей района. Как правило, это не проходит незамеченным, иногда учителя-участника поощряют за активность благодарственным словом от администрации.

Здесь хочу отметить, что каждый год, прежде чем опубликовать Положение о конкурсе, я отправляю его на одобрение в Министерство образования и науки, вместе с полной информацией о фонде и историей конкурса. Этого никто не требует от моего фонда, но я глубоко убеждена, что никто не имеет права прийти в школу со своими инициативами без одобрения министерства. Нельзя допустить, чтобы любой, условно говоря «сектант», мог беспрепятственно прийти в школу и пропагандировать свои идеи… Таким образом, получение одобрения – это дело принципа. В сопроводительном письме я всегда указываю, что не прошу у государства денег или организационной помощи, а напротив, стремлюсь помогать государству в деле образования. К сожалению, добиться того, чтобы мое письмо прочитали и вовремя ответили, бывает нелегко…

О тех, кто мне помогает

В работе по этому проекту у меня есть незаменимый помощник – журналист газеты «Кутбилим» Айнагуль Кашыбаева. С ее помощью мне удается достичь того, что все документы, публикации и письма быстро и грамотно переведены на кыргызский язык. К сожалению, мой уровень владения языком пока недостаточен, потому что я, как и большинство выросших в городе людей моего поколения, училась в русской школе, где не было места кыргызскому языку. Айнагуль также обеспечивает телефонный контакт с участниками конкурса.

Я радуюсь, когда работе фонда помогают добровольцы. Не только по причине того, что это облегчает мою организационную и финансовую нагрузку, а еще и потому, что люди становятся участниками проекта, вносят свою лепту в дело, которому служит проект, больше узнают о системе образования. Идут «круги по воде» все дальше и дальше.

К добровольцам я отношу и замечательное жюри конкурса. Все члены жюри – профессионалы своего дела, все они востребованные люди из сферы образования. Мне очень приятно поделиться тем, что, несмотря на большую нагрузку на работе и безвозмездный характер участия, все члены жюри присылают результаты проверки не только вовремя, но и раньше срока! А ведь поговаривают, что у нас в стране люди необязательные, опаздывают … Этот стереотип полностью опровергают члены нашего жюри.

Фонд «Билимкана» в течение трех лет оказывает огромную помощь проекту – в ходе призового культурно-познавательного путешествия трех классов в Бишкек дети, учителя и родительский комитет размещаются на две ночи в интернате «Билимкана», там же ужинают по приезде и затем завтракают.

Музей ДНК – в 2019 году дети посетили его бесплатно, и для них было организовано бесплатное шоу.

На фото: Дети после просмотра спектакля в Театре оперы и балета.

Президентский камерный оркестр под управлением Э. Асаналиева выступил перед учителями безвозмездно в 2017 году. Можете себе представить, какое сильное впечатление произвела музыка Моцарта и Пьяццолы на участников, которым никогда до этого не доводилось слышать камерный оркестр вживую. А в 2018 году выступила корейская скрипачка Су Чи Хе!

Ректорат КГУ им. И. Арабаева вот уже несколько лет предоставляет нам свой актовый зал для проведения второго тура и церемонии награждения победителей.

Добровольцы – студенты и недавние выпускники - помогают в проведении экскурсии с детьми.

Об участниках и победителях

Этот конкурс меня многому научил, я узнала больше о системе образования, о том, что происходит в стране, как люди живут и как работают.

У нас в стране еще много людей, которые не заражены духом потребительства, а любят свою работу, заботятся о детях, чувствуют свою ответственность за их судьбу, творчески относятся к школьной жизни, организуют разнообразные мероприятия, выходя за рамки обязательной программы, разучивают с детьми спектакли, ходят в походы и стараются привить им любовь к родным местам. Учителя нуждаются во внимании со стороны общества. В рамках конкурса я создаю группы участников в WhatsApp и вижу, что наши педагоги так рады общению и возможности поделиться опытом, впечатлениями и задать друг другу вопросы!

На фото: Финалисты конкурса "Первый учитель" в 2019 году.

По моим наблюдениям, наши дети из сельских школ очень послушные, соблюдают порядок, следуют правилам, установленным взрослыми. Пример – поведение детей за столом. Но удивительным образом эта готовность выполнять разумные указания взрослых совсем не мешает им быть очень открытыми, активными, инициативными, живыми. Дети приезжают в Бишкек и всегда хотят показать концерт, хотя я никогда заранее их об этом не прошу, а в прошлом году четвероклассники из Нарына привезли целый мюзикл на 50 минут! Ни один ребенок не стесняется участвовать в танцах, пении, декламации! Напротив, они очень артистично исполняют свои роли и проявляют большой зрительский интерес к номерам другого класса. Для сравнения – городские дети нередко стесняются исполнять приготовленные номера в гостях, на праздниках, начинают капризничать, убегать и прятаться или молчать. Конечно, далеко не все, но некоторые.

В прежние годы существовал стереотип в сознании кыргызстанцев: были те, кто опасался при выезде за пределы страны недоброжелательства, высокомерного отношения к себе, даже нападений «скинхедов». Мои гости общались с интеллигентными дружелюбными людьми и увидели, что можно уверенно и свободно чувствовать себя в любой стране. Но и москвичи остались под впечатлением моих гостей, которые умеют вести себя с достоинством и приветливо. Очень понравилось мне определение, данное одним из моих московских друзей нашей гостье: «Какой гармоничный человек!»

На фото: Путешествие победительницы в 2016 году.

Фонд – общественный, это значит, что он не получает финансирования, льгот и привилегий от государства и не пользуется международными грантами. Зачем же мне как учредителю, директору и исполнителю проектов фонда в одном лице нужно проводить вот уже 8 лет подряд конкурс сельских учителей начальных классов? И почему я буду это дело продолжать и дальше?

Я надеюсь, что ответ на этот вопрос понятен.

Асель Даниярова

 

© Новые лица, 2014–2019
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям