Рафаил Сарлыков: Обращайтесь к специалистам, они у нас есть

13:09, 24 Февраля 2015

Сказать, что в настоящее время наблюдается повальное увлечение среди детей, подростков и взрослых уроками эстрадного вокала – все равно, что ничего не сказать. Это состоявшийся факт, и признать его нужно безоговорочно.

В результате в поисках учителя пения, желающие обращаются к кому? Конечно же, к тем, кто на виду, т.е. к известным исполнителям, чьими клипами и записями переполнены все эфирные каналы, чьи имена на виду и на слуху. Я их понимаю. Ну, откуда знать человеку, далекому от нашей специфики, что не всякий поющий, пусть даже «звезда», может преподавать вокал, знает его методические премудрости? Известно немало случаев, когда эти «звезды» портили певческий аппарат весьма способным, небесталанным ученикам. Откуда знать обучающемуся, если даже иные деятели из сферы искусства не всегда способны разобраться в том, что не всякому исполнителю, пусть даже хорошему, пусть даже со специальным образованием, дано сложнейшее искусство обучать.

Желание как-то повлиять на эту ситуацию в целом, чтобы начинающие примерно понимали, чего именно ожидать в вокале от педагога, как к этому идти, и подвигло меня осветить общие направления в занятиях эстрадным вокалом, приоткрыть краешек туманной завесы, за которой кроется столь манящая, внешне лощенная, но на деле сопряженная с кровью, потом и слезами целина, именуемая загадочным миром эстрады.

Необходимость вокальной техники обуславливается прежде всего тем, что без таковой певец или группа певцов никогда не смогут прозвучать выразительно, профессионально. И в этом смысле, хочу заметить, не помогут никакие технические новинки последних лет – авто-тюнер и мелодин. А даже самый передовой в мире компьютер не имеет программы с названием «Пение с душой». Ну нет такой программы. И нам, специалистам нашего цеха, отсутствие тонкой материи в вокале слышно.

Вам предстоит петь, пользуясь звукоусилительной аппаратурой, но знайте, что микрофон, якобы открывающий путь на сцену людям, не имеющим вокальных данных и техники, на самом деле освобождает певца только от одного: от необходимости иметь «большой голос». Зато требует взамен многого, и прежде всего вокальной техники, филигранной, отточенной. Ведь микрофон сам не поет, а только воспроизводит то, что и как в него попадает. Являясь своего рода аналогом увеличительного стекла, микрофон с одинаковым усердием укрупняет как ваши удачи, так и ваши ошибки. Таким образом, микрофон сам не поет.

Существует понятие радиогеничности голоса – так характеризуют голоса с богатой школой обертонов, но без пиков по каким-либо группам частот, звучащие в тембровом понимании – ровно по всему диапазону. Природные данные, разумеется, желательны и играют важную роль, и все же хорошая техническая подготовка позволит певцу овладеть вокальной линией. А это скажется положительно и на радиогеничности его голоса. Как этому научиться? Обращайтесь к специалистам, они у нас есть.

Дыхание – основа основ вокальной техники. Мастера-вокалисты утверждают, что заниматься вокалом – значит всю жизнь заниматься дыханием.

Чтобы голос звучал и был послушным, необходимо, прежде всего обеспечить надежную, равномерную подачу воздуха на голосовые связки. Для этого научитесь брать дыхание, расширяя нижнюю часть легких и опуская диафрагму… Но это легче сказать, чем сделать. Как же добиться этого? Обратитесь к специалистам, они у нас есть.

Пение на опоре. Если певец поет без напряжения, легким звуком, и голос льется как бы сам собой, значит, он правильно дышит, «опирает звук на диафрагму». Пение без опоры даже у неспециалиста оставляет тягостное впечатление: тупой, не окрашенный обертонами звук, голос плохо слушается исполнителя, возникает фальшь.

Работа с микрофоном предъявляет в этом отношении особые требования, поскольку нужно чаще всего петь небольшим, «точным» звуком, сохраняя при этом все краски, присущие вашему голосу, и выполняя все нюансы, задуманные в произведении. Без владения техникой опоры звука этого никогда ни у кого не получалось. Как добиться этого? Обратитесь к специалистам, они у нас есть.

Дыхание и опора – процессы, тесно взаимосвязанные. Добиваясь опоры звука, ни в коем случае нельзя перенапрягать голосовые связки. В вокале это называется «пением горлом». Голос – хрупкий музыкальный инструмент. Испортив гитару, купите другую, испортив голос… Поэтому всегда нужно помнить: ни связки, ни гортань не должны напрягаться. Сохраняйте во время пения ощущение вдоха, а нижнюю челюсть представьте себе совершенно невесомой. Одним словом, всеми способами избавляйтесь от напряжения. Как добиться этого? Обращайтесь к специалистам, они у нас есть.

В то же время нельзя петь в расслабленном состоянии, как бы ни располагали к этому музыка или настроение. Избыточное давление в легких, а значит, и опора звука возможны только при сомкнутых связках; общая расслабленность непроизвольно передается связкам, они станут вялыми, опоры звука не получится, голос звучать не будет. Помните, что голосовые связки – это те же мышцы, а чтобы мышцы могли выполнять физические нагрузки, они должны напрягаться, но применительно к голосовым связкам, не перенапрягаться, работать в «зоне золотой середины». Как поймать эту «зону»? Обращайтесь к специалистам, они у нас есть.

Для того, чтобы связки были эластичными, хорошо смыкались, им нужен систематический тренаж на уроках вокала, пропевание упражнений, которые входят в систему обучения каждого педагога, при условии – знающего педагога. Это важно. Есть немало учителей пения, которые бессмысленно «гоняют» ученика по упражнениям, не связывая процесс со спецификой голоса, диапазоном, тесситурой упражнений, их последовательностью. Распевка начинается с первого упражнения, а не третьего, пятого или десятого. Распевка начинается с первого звука, а не с любого произвольного. Распевка начинается с первой ноты для определенного голоса. Все вышесказанное находится в системной взаимосвязи, и у каждого знающего, повторяю, знающего педагога она есть.

Нужно стараться приходить на уроки в хорошей спортивной форме, не курить. Хорошее настроение – один из важнейших факторов в пении. Существует простое, бытовое, народное понятие – «душа поет». Это напрямую связано с практикой пения. Хорошее психологическое состояние – одно из условий певческого состояние голоса. Известно много случаев, когда на нервной почве певцы теряли голос. А чтобы состояние было гармоничным, упорядоченным, обращайтесь к специалистам, они у нас есть.

Резонатор. Он необходим любому музыкальному инструменту. У певца же резонатором служат твердое нёбо, зубы, кости черепа, полости в лобной кости над глазницами и под ними – «гайморова полость». Неумение направлять звук в резонатор артистами нашей эстрады и привели к тому, что большинство из них поют бестембровым звуком, звуком, формирующимся лишь в зоне средней частоты. Представьте себе работу качественного музыкального центра с отключенными верхними и нижними частотами. Вы услышите примитивный, тупой звук. Мы знаем, звукорежиссеры вовсю стараются компенсировать недостатки певцов новейшими компьютерными программами, накручиванием несуществующих у певца, частот, тембральных красок. Но природу не обманешь… Не лучше ли обратиться к специалисту и научиться? Ведь они у нас есть.

В данной публикации я не ставлю цель научить петь, намеренно не договариваю, ограничиваюсь постановкой вопросов, так как лишь хочу обратить внимание на проблему, побудить к поиску. Уж чересчур много стало наблюдаться фактов, когда практикующий певец вдруг воображает себя педагогом, когда, подходя к процессу обучения чисто эмпирически, без научной основы, заводит ученика, да и себя тоже, в тупик, а нередко и к потере голоса. Чтобы преподавать, нужно пройти специальное обучение, изучить методику преподавания, обладать не только музыкальным, но и отточенным, глубоко специфическим, тонким вокальным слухом.

Завершая, хочу добавить – обучение пению – очень субъективный процесс. То, что для одного человека окажется кратчайшим путем к мастерству, другого заведет в тупик, а то и вообще лишит возможности раскрыть свои природные данные. Из того следует, что выбор той или иной вокальной манеры должен максимально соответствовать вашим природным данным. Кроме того знайте, по большому счету, в мире существует столько вокальных методик, сколько есть педагогов. Если вы не достигли желаемого результата с одним педагогом, обратитесь к другому, но при этом убедитесь, что первый вариант, действительно неприемлем. Хотя, лично я – за преданность и верность. Но бывает по-разному, это жизнь. «Ищите, да обрящете».

P.S. Не сомневаюсь, среди читателей найдутся и такие, которые, грешным делом подумал, мол, де, Сарлыков протолкнул скрытую форму рекламы, чтобы набрать себе платных учеников. Опровергаю. Ко мне не обращаться, я учеников не беру. Я – за востребованность необходимых педагогов. Они у нас есть.

Заслуженный деятель культуры КР, зав.кафедрой «Музыкальное искусство эстрады»

Кыргызской национальной консерватории, доцент Рафаил Сарлыков  

© Новые лица, 2014–2017
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям