Записки Каптагаева 5

08:12, 12 Мая 2016

Часть 5

В 1987 году 29-30 октября в г. Ленинград проходил Всесоюзный слет комсомольцев и молодежи под девизом «Дело Октября живет и побеждает», посвященный 70-летию Великой Октябрьской революции. Представительный был форум, со всего  Союза съехались более десяти тысяч представителей, вечером показали большое шоу-пердставление – сцену штурма и взятия Зимнего дворца. На форуме была представлена и делегация Кыргызстана во главе с Первым секретарем ЦК ЛКСМ Тынычбеком Табылдиевым. Помимо экскурсий по революционным местам, встреч с ветеранами и посещений войсковых частей, были организованы многочисленные дискуссии и лекции. По ходу дискуссий обсуждались множество  вопросов, в том числе вопросы: Почему возникает культ личности, какие имеются объективные и субъективные предпосылки, какие корни …? Что значить быть патриотом?  Проблемы патриотического воспитания детей и молодежи и т.д.. В ходе данного форума принимал участие в работе дискуссионного центра  по теме: «Формирование патриотического сознания молодежи на основе исторического наследия Родины». Почему вспоминаю этот Форум, какое имеет отношение к тем событиям у нас в республике, о которых и мои записки? А самое прямое. Ибо дискуссии были жаркими, особенно по вопросам судеб национальных языков и национальных культур. Тема была очень чувствительной. Тем более, в 1987 году у нас в республике начались  довольно серьезные обсуждения роли кыргызского языка в воспитании и обучении детей, общество стремительно начало делиться на противников и сторонников кыргызского языка, явно чувствовалось прессинг Москвы по этому вопросу. Высшее руководство Компартии рассматривало это как проявление ростков национализма, как рецидив Декабрьских событий 1986 года в Алматы, и привычно начало говорить на абстрактные темы по интернационализму.  Так что мне пришлось выступить в Ленинграде и открыто сказать свою позицию, и, как ни странно участники восприняли мое выступление вполне адекватно. Привожу тезисы выступления не по памяти, а по записи в своей рабочей тетради.

***

Уважаемые участники дискуссионного центра. Тема: Формирование патриотического сознания молодежи на основе исторического наследия Родины - очень актуальна, особенно для нас, для национальных союзных республик. Сейчас у нас в Киргизии идет большая дискуссия о том, нужно ли открывать группы в детских садах г. Фрунзе с киргизским языком воспитания или нет. Отголоски этой дискуссии появляются и в центральной печати. В настоящее время у нас в столице нет ни одного детского сада, даже ни одной группы с киргизским языком воспитания в существующих дошкольных учреждениях.  Противники создания таких групп опираются на тезис о том, что группа состоящая из одних киргизских детей  будет способствовать национальной обособленности и нанесет вред интернациональному воспитанию. Возникает резонный вопрос: может ли быть патриотом  человек, который не освоил не только культуру своего народа,  но и не знает свой родной язык? Ведь патриотизм понятие конкретное. По моему запрет на воспитание на своем родном языке не служит делу интернационализма. Я понимаю интернациональной любую акцию, если она одинаково учитывает интересы всех народов и наций, способствует их рассвету и сближению. По вопросу детских садов и школ с киргизским языком воспитания и обучения несколько раз публично выступал Ч.Айтматов, но решиться или нет, я не знаю.

В связи с затронутым вопросом заслуживает внимания опыт работы Саратовского обкома комсомола по военно-патриотическому воспитанию детей в дошкольных учреждениях в г. Энгельса. Эти сведения нам сегодня любезно представили. Я думаю, что представители Саратова сами расскажут о своей работе и этот  опыт должен быть отмечен по итогам нашей дискуссии.

Здесь я хотел бы обратить Ваше внимание на один существенный аспект патриотического воспитания детей в дошкольном возрасте.

В ходе дискуссии как то вскользь, но правильно заметили, что есть история нашей Родины не только послеоктябрьская, но и дооктябрьская. И эту историю мы должны принимать также правдиво, не умалчивая отдельные важные детали и не приукрашивая другие стороны.  Да, формирование патриотизма основывается не только на истории развития нашей системы, оно также основывается и на духовной культуре, созданной народом на своем историческом пути развития.  Духовная культура нашего народа в основном создана в форме песен, сказок, былин и эпосов. Киргизский народ помимо величайшего эпоса «Манас» создал десятки малых эпосов, каждый из которых по объему превосходит все известные эпосы других народов. Все это наследие должно быть усвоено ребенком, если мы хотим иметь патриота.  Так что, уважаемые участники сегодняшней дискуссии, вопрос организации детских садов с киргизским языком воспитания и обучения не прихоть отдельных представителей интеллигенции, не прихоть Айтматова.  Эта проблема  имеет прямое отношение целостному, комплексному воспитанию подрастающего поколения,  воспитанию подлинных патриотов и интернационалистов (Ленинград, октябрь 1987 года).

***

Да, одним из вопросов, ставшим катализатором бурного развития национального самосознания стал вопрос кыргызского языка. В 1987-1989 годы практически вся творческая, научно-педагогическая интеллигенция была вовлечена в дискуссию на эту тему. Масло в огонь подлил Аалы Токомбаев  опубликовав в мае 1987 года в газете «Правда», главном печатном органе ЦК КПСС, статью под названием «Лишь дружба творить добро», высказав о не нужности открывать детские сады и школы на кыргызском языке, мол их и так хватает. То что статья заказная не вызывало сомнений, тем более публикация в газете «Правда» напрямую указывала и адрес заказчиков. Главный удар был направлен против Чынгыза Айтматова. Эстафету далее подхватила газета «Комсомольская правда», опубликовав под рубрикой «Мы-интернационалисты» статью своего корреспондента Романюка в поддержку Токомбаева. Романюк, назвав позицию А.Токомбаева по вопросу детских садов и школ «честными и по партийному принципиальными»,  пустился на оскорбление Чынгыза Айтматова, обвиняя его  в национализме, в притязаниях на роль «пророка и духовного патриарха» киргизов, а также указывал на то, что взгляды Айтматова противоречат партийной точке зрения. Конечно же, абсолютное большинство приняло сторону Айтматова, ведь он не ратовал за этническую изолированность и не предлагал воспитывать детей исключительно на кыргызском языке. Ведь все прекрасно знали, каким ярым сторонником является Айтматов практического двуязычия, да и он сам писал в основном на русском языке. В декабре 1987 года в городе Фрунзе состоялась научно-практическая конференция «Патриотическое и интернациональное воспитание в трудовом коллективе» где Чынгыз Торокулович выступил с большим докладом (опубликовано в газете «Кыргызстан маданияты», 17 декабря 1987 года), и достаточно убедительно аргументировал свои взгляды и позицию. Тем не менее,  нападки на него не прекращались.

***

Забота о родном языке – это и есть забота о сбережении народа. Забота Айтматова о языке, его предложения об открытии дошкольных учреждений с кыргызским языком воспитания и обучения была поистине пророческим. Он, оказывается еще тридцать лет назад, уловил суть, зрел в корень проблемы. Баталии вокруг кыргызского языка 1987-1989 годов завершились принятием Закона «О государственном языке», кыргызский язык еще в Советское время был объявлен государственным, но проблема то до сих пор не решена. К сожалению это мы должны признать. Оказывается не решив задачу воспитания детей в детских садах на кыргызском языке практически не возможно решить овладения кыргызским языком. И это касается не только воспитанию детей кыргызов, а всех детей, всех этнических групп, проживающих в Кыргызстане. Суть в этом. Здесь, в подтверждение к своим выводам привожу выдержки из выступления Розы Исаковны Отунбаевой на 7-ом Курултае Ассамблеи Народа Кыргызстана 18 июня 2011 года, пять лет назад.

***

«… За годы независимости, уважаемые соотечественники, значительно сократились тиражи издаваемой на кыргызском языке художественной и научно-технической  литературы. У наших детей и внуков все меньше стимулов для овладения родным языком, не говоря о представителях других этносов. У многих детей нет возможности читать Тугельбая Сыдыкбекова, Касымалы Жантошева, Чынгыза Айтматова, Аалы Токомбаева, Алыкула Осмонова и многих других корифеев кыргызской литературы, не говоря о классиках мировой литературы, потому что они отсутствуют в продаже.

Если мы так относимся к кыргызскому языку, кыргызской культуре, то как мы решим задачу, чтобы все этносы были вовлечены в  языковое и культурное пространство государствообразующего этноса – кыргызов?

До каких пор мы будем работать на уровне искусственного, административного кампанейского введения кыргызского языка или кыргызской топономики? Нашему государству уже 20 лет. Два десятилетия никто не занимается русификацией. Выросли уже поколения собственно кыргызских граждан. Почему мы не смогли сделать основное – добиться овладения кыргызским языком через систему образования? Кто в этом виноват, кроме нас самих?

Поэтому я считаю, что надо коренным образом реформировать языковую компоненту нашего образования. Дети всех национальностей после начальной школы должны владеть кыргызским языком. Именно владеть, а не просто сдать экзамен и получить оценку. Для этого нужны эффективные методики, которых у нас нет, но они есть повсеместно в мире.

… Мы должны поставить себе задачу, не сегодня конечно и не на завтра, но через необходимое для подготовки время - нам нужно его определить – перевести все государственное начальное образование на кыргызский язык.

Овладение госязыком должно быть стимулом, определяющим личную конкурентоспособность, активное участие граждан в общественно-политической жизни» (Полный текст выступления был опубликован в Материалах Курултая, Бишкек -2012, стр. 5-21).

***

Эти слова Роза Исаковна сказала пять лет назад, будучи главой государства. И что изменилось? По существу ничего. Мы даже шагу не сделали в этом направлении. Ведь можно было же начать готовить методическую основу введения в дошкольных учреждениях воспитания на кыргызском языке, готовить кадры, а где это возможно уже создавать такие учреждения. А то что ничего путного не получится из программ и других формальных мероприятий по развитию государственного языка пока дошкольное воспитание будет идти на русском языке  доказывает сама жизнь. За примером ходить далеко не буду, мои внуки и внучки становятся абсолютно русскоязычными, хотя дома все говорят на кыргызском. Принципиально обращаюсь к ним и отвечаю им  на кыргызском, но они только на русском, все понимают, но не говорят. Смотря на своих внуков уже не осуждаю ни Тугелбая Сыдыкбекова, ни Чынгыза Айтматова, ни Кусейина Карасаева, ни других выдающихся сыновей кыргызского народа, которые радели, боролись и страдали за кыргызский язык, но их дети и внуки поголовно русскоязычные. Нужна кардинальная перемена системы дошкольного и начального образования, нужно чтобы они были основаны на кыргызском языке с обязательными компонентами на русском, английском или китайском языках, иначе все будущее туманно… 

(Продолжение следует)...

© Новые лица, 2014–2017
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям