Чолпон Тентиева: “Музей – это доступная и дружелюбная территория”

17:12, 27 Апреля

Теперь все шедевры кыргызского и мирового искусства, которые хранятся в коллекции нашего музея Изобразительных искусств, можно увидеть не выходя из дома. Причем в отличном качестве, что очень актуально в период самоизоляции. О том, как искусство влияет на человека в период пандемии COVID-19, наше интервью с Чолпон Тентиевой, заместителем директора музея Изобразительных искусств им. Г.Айтиева, кризис- менеджера, основателя креативной группы «OYOUM».

- Чолпон, честно признайтесь, уже скучаете по работе?

- Очень скучаю по запаху музея, по нашим картинам. Но с другой стороны у меня большой опыт работы на удаленке, около трех лет, поэтому данная ситуация была не неожиданной. Мы с 18 марта уже перестраивались, думали, как сотрудников перевести на удаленную работу. Таким образом мы работаем каждый день.

- Чем пахнет музей?

- Это непередаваемый, неповторимый запах наследия, запах масла, картин, старых рам от картин. Старый паркет тоже имеет свой запах. Но самое важное, когда входишь в музей попадаешь в архитектурно другое пространство. И человек себя по другому в музее чувствует.

- Чем занимаетесь в самоизоляции?

- Наш коллектив много работает. Хоть и удаленно, это занимает много времени, потому что объем работы большой. Для меня важно, чтобы музей выполнял миссию по отвлечению людей от грустных мыслей. И искусство, в данный момент выступает как необходимость, как таблетка от депрессии и одиночества. Может иллюзорно, но дает веру в будущее.

- Проект #айтиевдома очень интересен. Какова цель проекта?

- Увлечь людей. Познакомить их с нашей коллекцией. Буквально за месяц до карантина музей ИЗО открыл свой сайт http://www.artmuseum.kg/, на котором размещено более 1600 работ в отличном качестве - живопись и скульптура. Можно все это посмотреть. Идет интересное вовлечение через челлендж #айтиевдома, смысл которого повторить понравившиеся картины, сфотографировать и выложить в соцсетях. И в продолжение проекты мы говорим о произведениях искусства и самих художниках, о методах и стилях. Надеемся, что люди отвлекаются таким образом от пандемии и узнают новое.

- У вас есть любимые работы, которые повторили наши кыргызстанцы?

- Есть интересная работа Семена Чуйкова “Девушка с арбузом”. Сейчас не арбузный сезон, и художница Мамазакирова со своими подругами сделали интересную версию с беляшом. Это было классно! 

Одну из первых работ сделал посол Великобритании Чарлз Гарретт, он повторил картину “Пилот”. Очень нравится, что дети вовлечены. Что примечательно, присылают из множества стран – Германии, России, и т.д.

- Какие советы дадите при повторении картин в домашних условиях?

- Главное - креативность. Используйте самые неожиданные предметы, которые есть дома. Включайте творческую жилку. Не обязательно точь в точь повторять, можно какие-то детали обыграть. Кстати, Кубат Каниметов прислал любопытный вариант скульптуры “Отдых в пути”, он подписал работу “Отдых в пути между холодильником и телевизором”. Это о нашей изоляции.

- Выльется ли этот проект в какую-то онлайн выставку?

- Обязательно! Мы сейчас собираем все работы, выставляем на сайт, периодически напоминаем об этом челлендже. Он набирает хорошие обороты.  

И ещё у нас есть интересная заготовочка для детей. Нужно вдохновиться картинами и нарисовать свою версию. Одно из подразделений #айтиевдома - это #атиевдети. Есть раскраски, мы сделали их на основе произведений живописи. Дети раскрашивают и присылают нам. Это взаимодействие очень увлекает людей и повышает интерес к музею и нашей коллекции.

- Какие проекты ещё реализуете?

- Сейчас интересный проект #айтиевdigitalart. У нас много молодежи, которая давно работает в digital формате. С ними мы готовим ремейки на известные картины. Одно из последних – мы выставили картину Семена Чуйкова “Прикосновение к вечности”, она хорошо иллюстрирует идею, что наши сиюминутные проблемы и трагедии перед вечностью ничто. Очень классный ремейк пришел от художницы Жылдыз Бековой, которая давно работает в киберпанк направлении. Там очень интересное фантастическое будущее нас ждет. Формат digital арт это вовлечение молодежи, чтобы наше наследие вдохновляло молодых художников. В этом плане это очень важный проект.
И ещё интересный проект с ИА “Спутник” в поддержку врачей. Мы выставили наши работы – картины, скульптуру, графику, где изображены наши известные врачи — Иса Ахунбаев,

Мирсаид Миррахимов, и другие личности, которые сделали большой вклад в становление медицины в стране. Врачей рисовали всегда, героизм их профессии вдохновлял во все времена. И сейчас, когда мы видим, что наши медики работают круглосуточно и рискуют своими жизнями и здоровьем, хотим их поддержать через искусство.

- Проект “Ночь музеев” очень полюбился кыргызстанцам. Когда он состоится в этом году?

- Этому проекту в этом году исполнится 7 лет. Обычно он проходит в конце мая, у нас есть ещё время. Есть хорошая задумка, я постараюсь ее реализовать. Жду большого вовлечения, приглашаю всех творческих и нетворческих людей откликаться. В этом году это будет онлайн волна. Скоро выйдет концепция. Я думаю, что это будет минимум Центральноазиатская ночь, максимум вовлекутся разные страны мира.

- Два месяца Вы проработали заместителем директора музея ИЗО. Какими это были два месяца?

- До этого я работала шесть с половиной лет в музее ИЗО, ещё два с половиной года у меня был опыт работы в министерстве культуры, в регионах, музее им. М.В. Фрунзе, было множество международных проектов. За это время я ещё больше набралась опыта. Поэтому работать на этой должности намного интереснее и лучше, и сейчас, когда настал карантин, весь накопленный опыт помогает. На самом деле, музей ИЗО — любимый коллектив, обожаю коллекцию, поэтому сейчас я больше применяю свое искусствоведческое образование. Даже в написании каждого поста в соцсетях.

- Много было разговоров, о том, что картины не в надлежащем состоянии хранятся. Все ли стандарты соблюдены или нужно новое хранилище для произведений искусства?

- Эти вопросы и проблемы по-прежнему на повестке дня, так как с 70-х годов не было капитального ремонта хранилища. А для нас, как места сохранности достояния страны, очень важны условия. Это острая проблема, которая связана с вопросами технического оснащения. Что касается квалификации наших сотрудников, мы стараемся держать руку на пульсе, узнавать новое в плане нашей профессии, но какие-то вопросы упираются в техническую составляющую. У нас нет реставрационных мастерских по реставрации живописи. У нас на всю страну только один реставратор – Таалай Усубалиев. Он, как меценат помогает музею, но в целом это должен быть системный процесс. Этот вопрос очень актуален.

- Готово ли наше государство поддерживать музеи и музейных работников?

- Этот вопрос открыт. У нас готовился ремонт, но сейчас из-за карантина решение этого вопроса немного приостановилось. Но мы начали готовить коллекцию, упаковываем и очень ждем, что ремонт все же будет.

- Какой музей в Кыргызстане для Вас самый любимый?

- Не может быть одного любимого. Я очень люблю региональные музеи, всегда на связи с их сотрудниками. Музеи Бурана, Каракольский, Нарынский, Кочевой цивилизации, Чолпон-атинский...

Я очень люблю все наши музеи и всегда хочется улучшений и чтобы это быстрее произошло. Я не буду критиковать, потому что лучше помочь советом или действиями.

- Как правильно посещать музеи?

- Музеи это очень доступная территория, вход стоит 40 сомов для взрослых, 20 для студентов и 5 и 10 для детей. Ничего не бойтесь, не обязательно что-то сразу понимать. Это абсолютно дружественная территория и просто позвольте себе эту роскошь — посетить музеи. И искусство сделает само все, сами стены и картины увлекут. Всегда будет с чего начать знакомство с музеем. Тем более, если говорить про нашу коллекцию, там очень много советского искусства в стиле соцреализма. Это понятные всем темы. При этом у нас есть классная коллекция мирового искусства, у нас даже есть Микеланджело. Поэтому ничего не надо бояться, надо просто приходить и позволить себе эту роскошь!

- Какого музея не хватает в Кыргызстане?

- У нас многих музеев не хватает. У нас не хватает отдельного, серьезного музея войлока и этнографии. Можно долго рассуждать на эту тему. Всего у нас 58 музеев в Кыргызстане, и стоит подумать об актуализации тем из того, что есть. Если мы подойдем с точки зрения глубокого или мягкого переформатирования, это тоже было бы неплохо.

- Вы работаете над донесением этой инициативы до лиц принимающих решения?

- Это длительный процесс, всегда включен в эту тему. И как только есть возможность высказать свое мнение, повлиять, то да, я говорю об этом. Это всегда связано с финансами.

На фото: Музейный комплекс Бурана. Фото ИА "Спутник".

- Зачем нам музеи?

- Давайте говорить иллюзорно, музей — это такой портал в прошлое и будущее. Это очень интересное явление, которое имеет огромное влияние на человека, на душу, настройки души. Музей – это храм муз, поэтому это место – сосредоточие вдохновения, мыслей, дискурса. Музеи бывают разных видов – исторические, краеведческие, этнографические. Поэтому это и история, и развитие мысли, и творчество. Это нам кажется, что всё происходит только сегодня, но на самом деле все это происходило и пять веков назад и двадцать лет назад. В принципе, темы жизни особо не изменились. Поэтому очень интересно посмотреть, что было в прошлом.

- Как изменится жизнь после коронавируса? Как изменится Кыргызстан и кыргызстанцы? А также будет ли изменено отношение к искусству?

- По моим ощущениям появилось больше внимания к творческой среде, больше внимания к жизни художников. Потому, что жизнь художника, если у него есть материал, по большому счету не изменилась, как он стоял у холста, так он и стоит во время карантина и после. Другой вопрос, чисто экономический, если будет кризис, то предметы искусства не являются первой необходимостью в потребительской корзине. С другой стороны, очень много самокопания у людей в период самоизоляции, и в этом плане искусство очень здорово помогает. Поэтому очень большое внимание ощущается к искусству. Но прогнозировать сложно, да и не благодарное это дело. Надо принимать ситуацию каждый день такой, какая она есть, подстраиваться к ней и максимально с оптимизмом смотреть в будущее. При этом обязательно смотреть куда ведет кривая, заранее что-то предвидеть. Например, сейчас мы уже разрабатываем теории выхода из карантина и того, как удержать внимание зрителя.

Лейла Саралаева 

Видео интервью с Чолпон Тентиевой смотрите Музей, как таблетка от страха. COVID 19

© Новые лица, 2014–2020
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям