Что мешает Кыргызстану стать туристическим раем?

11:23, 1 Сентября 2015

Трагедия в районе иссык-кульского села Орукту обнажила проблему развития туризма в стране.

13 августа на территории небольшого оздоровительного центра с радоновыми источниками произошел конфликт между местными жителями и хозяином пансионата. Началось все с того, что несколько ребят захотели бесплатно принять радоновые ванны. Хозяева же потребовали плату. Перепалка быстро превратилась в драку. Через несколько минут сын владельца пансионата убил одного из местных жителей. Еще через два часа родственники погибшего и жители села – около 350-400 человек – разгромили зону отдыха, особняк предпринимателя и три автомашины, сожгли все постройки. Никто из прочих отдыхающих не пострадал, да и не было цели у нападавших нанести вред отдыхающим. Однако история до судорог напугала туристов на всем побережье, новость распространилась молниеносно, многие стали паковать чемоданы.

После вмешательства милиции, пожар в прямом и переносном смысле был потушен довольно быстро. Сейчас убийца задержан, зачинщики поджога тоже под замком. Но эта история отнюдь не закончена, будут еще суды, сроки, а следовательно – новые поводы для возобновления вражды. Вряд ли в селе Орукуту и в его окрестностях в ближайшие два года появятся туристы.

Трагедия обнажает огромное количество проблем, родившихся в туристическом секторе нашей экономики из-за нашего неумелого, бездарного хозяйствования. Спустя 20 лет после того, как туризм был объявлен одной из приоритетных отраслей экономики Кыргызстана, приходится признать, что второй Швейцарии из нас не вышло. Ответ на вопрос «почему» получается не таким уж простым и ясным.

«Нехорошее» местное население

Конфликты отдыхающих и местного населения – это результат системной ошибки, а не плохих привычек населения. Давайте посмотрим, как обстоят дела на побережье в сфере занятости и комфорта местного населения.

Например, вы бывали в Чолпон-Ате? Сколько метров на побережье занимает городской пляж, видели? А сколько вокруг закрытых пляжей? В десять раз больше. Местным жителям элементарно негде искупаться. При этом, каких-то дополнительных ресурсов нет. Раздражение и обида растут, и это неизбежно.

Зарабатывают на туристах хозяева хаотичных пансионатов и отелей. Не всегда, кстати, местные, чаще бишкекчане. А местному населению приходится молча потесниться. Это неправильно, с этим надо что-то делать. Возможно, перераспределять налоги, получаемые с пансионатов, возможно, грамотно организовать рабочие места для местного населения. Потому что в результате неудобств у людей должен быть доход или льгота, а иначе взрывы и криминальные драмы, а также массовые драки неизбежны. Даже в Египте эта проблема решена – при помощи грамотной кадровой политики и широкого рынка дополнительных услуг, а также грамотной организации территорий, представляющих из себя пляжи. А у нас – пока нет. Кто ее должен нам решить, Москва или Вашингтон?

Защитить надо не только туристов. Защитить надо и своих граждан. Тогда огромное количество опасений просто потеряют свою актуальность.

Забота о приезжающих

Разумеется, на безопасность должны рассчитывать и туристы. Иначе к нам поедут только камикадзе, а они тоже не самый полезный контингент. Например, в Египте есть специальная туристическая полиция, которая решает проблемы отдыхающих. Большое, мощное подразделение местного МВД. Помочь, разъяснить, принять претензии, обеспечить безопасность – задача принимающей стороны. Что нам мешает завести подобное подразделение хотя бы в Иссык-Кульской области на летний период? Ничего не мешает, тем более опытом египтяне точно поделятся. Однако у нас спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Как в прямом, так и в переносном смысле. Спасателей на пляжах чаще всего днем с огнем не найдешь. А ведь отличный способ предоставить местному населению рабочие места: иссыккульцы крепкие, плавание для них – второй способ передвижения после ходьбы. Обучение могло бы занять всего пару месяцев.

О медицинских услугах я вообще молчу. 15 августа в санатории «Голубой Иссык-Куль» у одного из пожилых отдыхающих случился сердечный приступ. Произошло это на скамейке, что прямо напротив лечебного корпуса. Никто из медиков не смог ничем помочь, потому что не было препаратов. Как такое возможно? Это же санаторий! Санаторное лечение априори ориентировано на пожилых людей. Как так получилось, что лечебное учреждение не оснащено необходимыми препаратами, а квалификация медиков не ориентирована на помощь при инсульте, инфаркте, прочих заболеваниях пожилых людей? Это просто невозможно понять. Однако с медицинским сервисом на Иссык-Куле не просто швах, а ужас.

Что за болезни случаются с людьми на курортах? Травмы, алкогольная интоксикация, сердечно-сосудистые проблемы, отравления из-за необычной и обильной пищи. Не дай Бог вам столкнуться с подобными проблемами в Иссык-Кульской области. Такое впечатление, что медучереждения там ориентированы на совсем другие задачи.

Нереальна и ситуация с медицинским страхованием. Попробуйте получить Шенгенскую визу, не оформив медицинскую страховку на период пребывания в визовой зоне. Вас просто не впустят. А у нас зато безвизовый режим с десятками стран. И в результате вместо пользы один вред. Турфирмы пытаются помогать со страхованием иностранных туристов, но их усилий явно недостаточно.

Информация

Расхожее мнение, будто у нас слишком дорого и нет приличных условий, не совсем верно. У нас нет системы, которая принимала бы и сопровождала туристов, приезжающих в страну. Вы думаете, Швейцария заполнена шикарными отелями? Или в Египте нет странных и неудобных гостевых домов? Нет, все не так. Все, что угодно, есть и там. Но главное, что вы найдете без труда – это информацию. Систематизированная, доступная, полноценная и точная информация об услугах, отелях, возможностях, авиарейсах, трансфере, страховании, ценах и контактах. Да даже об экскурсиях. Вся эта информация собрана и организована таким образом, что самый неопытный и бестолковый пользователь без труда отыщет ее в интернете.

Но попробуйте найти информацию обо всем этом в Кыргызстане. Сведения об отелях практически никак не систематизированы, зато у каждой лачуги в два этажа есть свой сайт. Из этих сайтов понятно, где и когда хозяин этого ресурса обучался гостиничному делу (чаще нигде и никогда), но порой даже не ясно, где, собственно, находится заведение, что оно предлагает и как туда вообще можно попасть.

В начале лета мне, как обычному туристу, было необходимо выбрать пансионат для отдыха в горах. Надо отметить, что доступной и организованной информации на этот счет мне отыскать не удалось. А поездка по горным краям показала, что пансионаты-то есть, и там вполне можно отлично устроиться. Вопрос о том, как, собственно, иностранные туристы должны о них узнать и как связаться с администрацией, остается открытым.

Есть турфирмы, туроператоры, конечно. Но их услуги далеки от идеала. Вопрос в том, кто должен заняться сбором, систематизацией и загрузкой информации в Интернет таким образом, чтобы ее можно было легко получить в любой точке мира, совсем не праздный. Ведь это государственная задача, которая проста, понятна, не особенно сложна в исполнении. И, главное, стоит совсем небольших денег. Надо только, чтобы делом занялся специалист, понимающий, кому и зачем это все адресовано и как оно попадает к адресату. Почему это не сделано до сих пор, понять очень сложно.

Госзаказ не про нас?

Туризм в Кыргызстане, несмотря на все лозунги, отдельно, а государство - отдельно. Как у нас строятся отели, например, на Иссык-Куле? Это частная инициатива. Причем, занимаются этим все, кому не лень. Скопилось деньжат – айда покупать участок и возводить на нем черт знает что, на вкус и цвет жены хозяина или тетушки, занявшей недостающие 20 тысяч. Никакого анализа из серии «кто сюда поедет и что он на самом деле хочет» не проводится фактически никем. В результате пансионат либо похож на мечту той самой тетушки, побывавшей в Болгарии в 1974 году и воплотившей подсмотренные там идеи в национальном колорите, либо не обеспечен ничем: ни территорией, ни коммуникациями, ни подходами к пляжу, ни услугами, которые автоматически прилагаются к жилью на побережье в любом туристическом центре в мире.

Где государственный заказ и государственный же контроль? Где анализ, где специалисты, которые могут оценить эффективность использования территории и адекватность капвложений? Где планирование?

Как вкладывают деньги в туристический бизнес уже работающие в этой сфере бизнесмены, если речь идет не о залетных «инвесторах»? А так: что набрали за сезон, то, после выплаты всех зарплат и своей доли, которая варьируется в зависимости от степени жадности хозяина, и вложили. Кредиты на переоборудование, инфраструктурную постройку, прочие капитальные расходы брать невыгодно. Потому что у нас кредиты вообще брать невыгодно. Да и опасно. Почему, спрашивается, до сих пор нет государственной кредитной политики, реально обеспечивающей развитие этой отрасли кредитования? Ответа нет.

Одним словом, без системной четкой работы на государственном уровне мы обязательно захлебнемся со своей претензией на «вторую Швейцарию». Хотя потенциал у нас лучше, природные условия позволяют. Обидно неэффективно использовать такой ресурс, как ни крути!

Айгуль Токобаева

Фото Вячеслава Оселедко

  

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям