Почему не продвигаем свои бренды, или Какое будущее у узгенского риса

12:01, 4 Июля

Мы даже сами не заметили, как так называемый «ташкентский» плов из риса сорта «лазер» буквально «оккупировал» местные чайханы и кафе от Бишкека до Оша. Даже на юге, где традиционно готовили плов из местного сорта риса «девзира», сегодня на каждом шагу можно увидеть зазывные плакаты с приглашением попробовать «ташкентский» плов. Среди местных владельцев кафе и чайхан считается шиком пригласить повара из узбекской столицы, а плов, приготовленный им, преподносят как некое особое блюдо, которое до этого якобы никто не пробовал. И это все происходит на юге страны, где и так сильны свои кулинарные традиции, а ошский вариант плова из риса сорта «девзира» давно стал визитной карточкой целого региона. Сегодня так называемый «ташкентский» плов постепенно завоевывает столицу, а за ней и другие регионы.

Вроде ничего особенного, таковы реалии современного рынка. Но вслед за популярностью «ташкентского» плова постепенно сужается рынок узгенского риса, который традиционно является нашим сельскохозяйственным и гастрономическим брендом. Из меню местных кафе и чайхан постепенно исчезает плов из узгенского риса. Все больше встречаются публикации о якобы полезных свойствах риса сорта “лазер” в ущерб узгенскому. За этими переменами идет тихая экспансия на наш рынок. Если все пустить на самотек, через некоторое время узгенский рис может запросто исчезнуть с наших прилавков. А рисоводам на юге страны придется выращивать что-то другое. Мы потеряем гораздо больше, чем просто плов из одного сорта риса. Поэтому, пока не поздно, нужно государственное брендирование таких товаров, как баткенский урюк (который тоннами вывозят предприимчивые таджикские бизнесмены, привлекая покупателя упаковками со своим брендом), узгенский рис, арстанбапский орех, иссык-кульские яблоки, кочкорская картошка. Нужно продвигать свои товары, проводить большие кампании и ярмарки с привлечением фермеров, представителей сферы услуг, туристов и инвесторов.

На фото: Плов из знаменитого узгенского риса.

Но пока, к сожалению, все это проводится на локальном уровне, без национального размаха. Не было широкого привлечения медиа из других регионов, в том числе из Бишкека, вообще никого не пригласили, как будто эти мероприятия исключительного регионального масштаба. Фестиваль плова в Оше в этот и прошлый раз не получил национального размаха. Аналогичная ситуация была и на фестивале Turksoy, который из-за отсутствия общенациональных медиа не получил национального размаха. Хотя речь шла о мероприятии международного уровня. Ни в Министерстве культуры и инфомации КР, ни в национальном представительстве Turksoy почему-то даже не задумались о нормальном освещении такого значимого мероприятия.

В этом году в Оше провели очередной фестиваль плова, который почему-то назвали первым, хотя впервые такое мероприятие было проведено в 2018 году. Этим летом главным отличием фестиваля было участие фермеров, выращивающих рис на юге страны, помимо поваров и чиновников. Фермеры-рисоводы знакомились друг с другом, с новыми методами выращивания риса и борьбы с вредителями.

Но главным гостем или, можно сказать хозяином, фестиваля был плов. Блюдо это некапризное, но крайне сытное и вкусное. В этом году победителями фестиваля плова стали повара из Оша, Кызыл-Кии и Узгена. Победители кулинарного состязания поделились своими гастрономическими секретами со всеми желающими. Такой фестиваль был бы очень кстати в Бостери или Чолпон-Ате в разгар туристического сезона на Иссык-Куле. Он смог бы охватить больше участников, туристов и просто гостей.

Самый главный секрет вкуса этого блюда в рисе: важно знать, сколько влаги поглощает рис, из какого он региона. Только в этом случае можно гарантировать фирменный вкус плова. Поэтому важно поддерживать отечественное рисоводство. По словам директора государственного сортового участка А. Коккозова, сегодня в Ошской области тестируются 12 новых сортов риса, предоставленных российскими научно-исследовательскими институтами. “Новые сорта будут способствовать обеспечению продовольственной безопасности и стабилизации урожаев, достижению более низких производственных затрат, но при этом более справедливых цен в регионе”, - уверен Коккозов.

На фото: Рисовые плантации в Ошской области.

Новые сорта - это неплохо, но насколько они адаптированы к местным условиям, и не потеряем ли мы фирменные вкусовые качества местных сортов риса, традиционно выращиваемых в поймах рек Кара-Дарья, Жаззы и других. Да, мы получим новые, более производительные сорта риса, а как же защита собственных сортов?!

В частности, речь идет о знаменитом рисе сорта «девзира», его еще называют краснозерным из-за фирменной окраски. По данным Министерства сельского хозяйства КР, его посевы составляют всего 600 га в Ошской области и 500 га в Джалал-Абадской, а вот всю остальную площадь занимает так называемый «баткенский» рис сортов «лангар», «ак-турпак» и других.

В Министерстве сельского хозяйства КР заверяют, что сегодня специалисты Кыргызского НИИ земледелия в тесном сотрудничестве с иранскими коллегами ведут планомерную работу по налаживанию официального семеноводства риса в Кыргызстане и, что не менее важно, селекционную работу по сохранению традиционных сортов риса, выращиваемых в Узгенском и Кадамжайском районах. Это обнадеживает. Главное, чтобы не перестарались.

А пока на прилавках местных гипермаркетов и на рынках идет неравная борьба между местными сортами риса и привозными, которые в разы дешевле. Например, за килограмм так называемого «пакистанского» риса просят от 50 до 70 сомов, длиннозерный «индийский» рис стоит 115-120 сомов за килограмм, а российские и казахские сорта риса еще дешевле. Местные же сорта риса стоят от 120 сомов и выше. Даже с учетом транспортировки и других расходов иностранные сорта риса дешевле местных. Почему так происходит? Почему мы не защищаем отечественных производителей?! Почему не защищаем собственный рынок? Такими темпами, даже будучи преимущественно аграрной страной, через несколько лет мы будем завалены импортными овощами, фруктами и крупами.

Алмаз Исманов

Иллюстративное фото из интернета

 
© Новые лица, 2014–2019
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям