Привлечь туристов в Кыргызстан: что мы делаем не так?

10:19, 8 Мая

Фото Вячеслава Оселедко

В столице завершился двухдневный форум «Discover Kyrgyzstan: тренды, возможности и инновации». Организаторы – Агентство США по международному развитию (USAID) – собрали в Бишкеке более 200 представителей туристических организаций из всех уголков страны, чтобы помочь им найти партнеров в странах Центральной Азии. 

Туроператорам из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана представили туристические объекты и новые туристические продукты. В их числе охота «салбуурун», кыргызская кухня, продукция ремесленников, а также более 50 новых горных маршрутов протяженностью более двух тысяч километров, разработанных при поддержке USAID. Гости вдоволь наелись бешбармака, плова, ашлян-фу и боорсоков.

Второй день был посвящен мастер-классам и встречам с потенциальными партнерами. Международные эксперты по туризму рассказали о маркетинге в социальных сетях, предоставлении услуг клиентам и продвижении уникальных туристических продуктов Кыргызстана на международных рынках.

Наша страна очень привлекательна для развития туристического бизнеса. Этот факт на сей раз прозвучал не как привычный патриотический рефрен, а был отмечен представителями Международной ассоциации приключенческого туризма, которая насчитывает 1300 участников из более сотни стран мира.

В целом дела не так уж плохи. 2017 год Кыргызстан закончил с хорошими показателями – 4,5 миллиона иностранных граждан пересекли границу Кыргызстана. Об этом рассказал директор Департамента туризма Азамат Жаманкулов. Причем впервые за 20 лет пляжный туризм, где львиную долю гостей составляют казахстанцы и россияне, был уравновешен количеством граждан других государств, выбирающих приключенческий туризм. Именно он – наш главный потенциал. Потому, что принять еще больше туристов, чем сейчас, Иссык-Куль просто не может.

Департамент туризма намерен к 2023 году вывести доходы сектора туризма до 10% к ВВП. Такими амбициозными целями поделился Азамат Жаманкулов. По его мнению, законодательная база у нас в норме, осталось и дальше развивать инфраструктуру в более активном режиме, а также наладить грамотное продвижение.

В прошлом году Кыргызстан вошел в топ-50 направлений по версии Всемирной туристической организации. К 2020 году, согласно прогнозам все той же Всемирной туристической организации, наиболее популярным направлением среди туристов станет Великий Шелковый путь. Рост интереса очевиден уже сегодня. Вопрос только в том, где на этом пути пролягут самые востребованные маршруты…

Фото из Интернета

У нас, несмотря на все трудности, есть приличная фора – лояльные к путешественникам законы и правила пересечения границы. В этом смысле мы впереди всего региона, и тягаться с нами трудно даже Китаю, не говоря про казахских или узбекских партнеров. Вот удобных рейсов авиасообщения, к сожалению, нет, хотя авиаторы работают в этом направлении. И аэропорты уже начинают выглядеть как цивилизованные. В том числе в регионах.

С дорогами и гостиницами работа тоже ведется, в этом на своем примере не раз убеждались сотрудники нашей редакции. Теперь доехать у нас можно много куда, не рискуя лишиться внутренних органов из-за колдобин на трассе. Да и остановиться уже можно более-менее прилично в любом регионе. Конечно, имеющаяся инфраструктура не выдержит пока большего потока туристов. Но она развивается. Мероприятия на госуровне – например, Всемирные игры кочевников, – тоже играют свою роль, стирая имидж Кыргызстана как страны вечных госпереворотов и разгула криминала и обрисовывая новые контуры: горные вершины, невероятной красоты пейзажи, самобытная культура. Это именно то, чего сегодня ждет турист.

Мы привыкли слышать одно и то же на подобных мероприятиях – туризм в Кыргызстане недостаточно хорошо развивается, потому что нет больших инвестиций от международного бизнеса и государства. Дальше идет обычно список всего, чего нам не хватает для полного счастья, нашего и туристов. Но, как оказалось, есть у нас провал еще в одной сфере – в продвижении услуг конкретных туроператоров на международном рынке. И он на данном этапе тормозит развитие отрасли больше всего. Удивительно, но в эту нишу не нужны большие инвестиции. Нужен всего лишь грамотный подход от самих операторов.

О том, что мы по этой части делаем не так, рассказали спикеры Одри Скотт (автор популярнейшего блога Uncornered Market) и Асылбек Раджиев (глава компании «Травел Бюро»).

По словам Одри, огромное значение имеет организация FAM-туров, то есть ознакомительных поездок для крупных блогеров и представителей туристических компаний. Конечно, есть туристы, едущие напролом, своим ходом. Но они никогда не станут большинством в туристической индустрии.

Реальный массовый клиент туристического бизнеса едет не в ту страну, ролик о которой он увидел в Интернете или по телевизору. Конечно, рекламный продукт должен появиться в международном информационном контексте. Он родит интерес. Но реального человека приведет не он, а туроператор, имеющий готовое предложение. То есть в задачу операторов на местах входит партнерство с туроператорами во всех уголках мира. А для этой работы инвестиции не нужны, нужно сломить, поменять восприятие людей, работающих в туристическом бизнесе в Кыргызстане.

Нужно срочно учиться на качественно новом уровне работать с туроператорами из других стран. Это – задача бизнеса, на государственном уровне такой вопрос решать нет смысла. И времени тоже нет – конкуренция в регионе заметная.

Более того, контакт этот должен быть интерактивным и живым. Человек, захотевший поехать в Кыргызстан, должен найти предложение у себя дома. А потом иметь возможность получить максимум информации от оператора на месте. Надо отметить, что дальше создания красивой странички в Интернете активность наших туроператоров на местах часто не продвигается. Можно месяц ждать ответа на письмо, отправленное на сайт. Никто нас ждать не будет, разумеется. И все наши красоты останутся яркой фотографией в памяти потенциального туриста. Причем воспоминания будут приправлены изрядной долей раздражения.

По словам Асылбека Раджиева, большинство туроператоров из Кыргызстана понятия не имеют о том, как нужно организовывать FAM-туры. Предлагая свои дистинации, даже не смотрят, кому их предлагают. Узкая специализация – примета нового времени. Предлагать оператору, специализирующемуся на пляжном туризме, пеший тур по горам абсолютно неэффективно.

А если, к примеру, представителя иностранной турфирмы все-таки догадались зазвать в Кыргызстан, то тут наш турбизнес совершает вторую критическую ошибку. Гостя стараются поразить, а не построить деловые отношения.

Например, несчастного агента пытаются прогнать по 50-километровому пешему маршруту в горах и потом заставить съесть барана едва ли не целиком. «Дать по максимуму» в кыргызском исполнении – часто очень неразумная история. В результате человек, конечно, впечатлен, но хочет только одного – вернуться домой, желательно живым. И своим клиентам такое гостеприимство предлагать в итоге не будет. Правило №1 для FAM-тура – партнер не должен устать. Он должен уехать здоровым, довольным, сытым, но без тяжести в желудке.

Фото Вячеслава Оселедко

Тут еще очень важен момент проработки маршрутов и комплекса услуг. Очень часто гастрономическая часть предлагаемого нашей стороной тура проработана слабо, маршрут заезженный, а трансферы до места встречи партнеров вообще не проработаны. В результате несчастный агент, приехавший «в рекламник», пригорюнившись, пару часов дожидается какого-то братишку главы приглашающей фирмы в аэропорту, при этом перманентно отбиваясь от наших агрессивных таксистов. Надо ли говорить, что стереть такое первое впечатление архисложно? Все это вроде бы мелочи, но сегодня они тормозят развитие сферы больше, чем разбитые дороги или плохие гостиницы.

Партнерство в среде туроператоров может развиваться и по еще одному направлению, заодно превращая конкуренцию в сотрудничество. В мировом тренде сегодня – комплексные туры по регионам. У нас, например, есть природные красоты, в Узбекистане – ни с чем не сравнимые исторические памятники, а в Казахстане – современные, поражающие воображение города. Для таких сногсшибательных туров прекрасно подходит маршрут Узбекистан – Казахстан - Кыргызстан. И подобные деловые контакты – тоже дело бизнеса на местах.

Другими словами, туроператорам в стране пришло время переходить от «плача Ярославны» по поводу отсутствия больших проектов в сфере туризма в Кыргызстане к налаживанию очень конкретных, прямых связей с коллегами в регионе и во всем мире. В этом деле подобные форумы как нельзя кстати.

«Участие Кыргызстана в разных международных туристических выставках позволило кыргызским туроператорам за три года заключить 1,6 тыс. контрактов. Эти мероприятия помогают оценить и изучить состояние рынка. В силу того, что Кыргызстан обладает высоким туристическим потенциалом, проект инициативы USAID заключил соглашение по оказанию технической помощи туроператорам по их участию в выставках», - сказала спикер форума Гульмира Мырзакмат, представитель инициативы USAID по развитию бизнеса. Доброе начинание. Главное теперь – не спустить на тормозах.

Фото Вячеслава Оселедко

В форуме принимала участие Светлана Бегунова

 
© Новые лица, 2014–2018
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям