Стратегический объект : Центральная диспетчерская служба ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана» - мозг всей энергосистемы Кыргызстана

10:16, 5 Апреля

Мало кто задумывается о том, как электроэнергия поступает в наши дома, офисы, школы, больницы и так далее. В школьные годы мы все учили физику, но многие благополучно забыли, как сложно устроена эта сфера. Казалось бы, подключил к розетке электроприбор, и он заработал. Или нажал на выключатель, и дома светло.

Однако в производственном процессе в сфере электроэнергетики на самом деле все не так просто, как хотелось бы. По законам физики электроэнергия потребляется в момент производства, а это значит, что именно в данную секунду необходимо доставить ровно столько электроэнергии, сколько нужно потребителю. Одновременно необходимо и обеспечить баланс между выработкой, доставкой и потреблением. Без него энергосистема просто не будет работать. Весь этот процесс в кыргызской энергосистеме балансируется в Центральном диспетчерском пункте ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана».

Именно отсюда ведется круглосуточное, ежесекундное управление работой всех электростанций и электрических сетей кыргызской энергосистемы. Отсюда же регулируются и перетоки электрической энергии и мощностей как внутри республики, так и на межгосударственном уровне.

По цепочке иерархии диспетчерские службы ГЭС и ТЭЦ, оперативные диспетчерские службы шести региональных предприятий высоковольтных электрических сетей, диспетчерские службы четырех распределительных энергокомпаний республики – ОАО «Северэлектро», ОАО «Востокэлектро», ОАО «Ошэлектро», ОАО «Жалал-Абадэлектро» – и диспетчерские крупных промышленных предприятий работают в тесном взаимодействии с Центральной диспетчерской службой ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана». Она является в структуре оперативного управления энергосистемы республики самым главным звеном. 

Все диспетчерские пункты в энергосистеме считаются стратегическими объектами. Режим работы здесь почти как на военизированных объектах. Ежеминутно тут осуществляются оперативное выполнение четких команд, анализ ситуации, обмен информацией и передача важных сообщений, соблюдение разработанных графиков режима работы, принятие правильных решений, непрерывное выполнение сотен и даже тысяч расчетов, чтобы электроснабжение потребителей осуществлялось бесперебойно, надежно и качественно.

В настоящий момент в Центральном диспетчерском пункте (далее ЦДС) ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана» установлены автоматизированные системы SCADA и АИИСКУЭ. SCADA – это система диспетчерского контроля технологических и переходных процессов в энергосистеме. АИИСКУЭ – система коммерческого учета электроэнергии. При их помощи и ведется контроль работы кыргызской энергосистемы в режиме онлайн. С помощью систем SCADA и АИИСКУЭ диспетчеры ЦДС получают информацию для обработки и оценки ситуации. Они следят за режимом работы не только кыргызской энергосистемы, но и энергосистем сопредельных государств. По показаниям приборов контролируются перетоки по межгосударственным линиям электропередачи. Это – основа для принятия соответствующих мер путем переговоров с центральными диспетчерскими управлениями сопредельных государств, участвующих в объединенной энергетической системе Центральной Азии.

Новые технологии, автоматизация и более совершенные решения, безусловно, улучшают качество и оперативность работы. Теперь диспетчеры могут быстрее управлять технологическими процессами, лучше следить за текущим состоянием оборудования электрических станций и сетей, принимать меры для скорейшей ликвидации нештатных ситуаций. Все процессы на видеокубах в реальном режиме времени диспетчеры видят, как на ладони.

До этого использовалась не настолько технологически продвинутая система. Прежнее оборудование отражало энергосистему лишь схематично. А все изменения наносились вручную на мнемосхеме. 


Но прогресс движется вперед. Сейчас уже начались работы по внедрению электронной системы учета работы персонала. То есть скоро нашей повседневной реальностью станет ведение документации только в электронном виде. Появятся электронный журнал учета заявок на вывод оборудования в период ремонта, электронный журнал оперативного учета персонала, где будут отображаться все события, решения, изменения и факты.

Стоит отметить, что, несмотря на высокие технологии, пока только человек может регулировать такую сложную систему на уровне всего государства. В том центре диспетчеры работают 24 часа в сутки, не отлучаясь ни на секунду. Персонал ЦДС – это специалисты особой высокой квалификации. Работа в ЦДС заключает в себе разностороннюю специфику деятельности. Требования к сотрудникам очень высоки: лояльность, дисциплина, повышенная личная ответственность, эрудированность, привязанность к работе, мгновенная реакция, развитое мышление, стрессоустойчивость, умение вести дипломатические переговоры с персоналом сопредельных государств ОЭС ЦА. Для диспетчеров в энергетике главная задача – работая без права на ошибку, четко выполнять свои обязанности и не допускать критических ситуаций, чтобы у нас дома всегда было светло.

 
© Новые лица, 2014–2018
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям