«Зеленая» экономика: что ждать бизнесу от изменения климата?

07:40, 24 Октября

Что вообще такое «зеленая» экономика – новое модное словосочетание на «западный манер» или важный вектор развития человеческого общества? Что за понятия и механизмы она в себя включает? Нужно ли это нашей стране?

Такие вопросы сегодня очень часто задают себе журналисты, пишущие на экономические темы. Обыватель пока еще не проникся, термин интереса не вызвал и не на слуху. Но это – вопрос ближайшего времени.

Что такое «зеленая» экономика?

Как таковая, концепция «зеленой экономики» сформировалась в последние пару десятилетий. В двух словах, ее адепты уверены, что для выживания и развития человечества требуется переход к системе, связанной с производством, распределением и потреблением товаров и услуг, которые приводят к повышению благосостояния человека в долгосрочной перспективе, при этом не подвергая будущие поколения воздействию значительных экологических рисков. То есть экономика должна учитывать экологические проблемы в первую очередь, а не по остаточному принципу. Весь комплекс любой деятельности человека в рамках этой концепции должен формироваться не по принципу «выгода здесь и сейчас», а бережно, причем и к природе, и к людям. Кроме того, с учетом экологических перспектив, как ближайших, так и долгосрочных. Специалисты уже вовсю разворачиваются лицом к новому тренду и проводят масштабные исследования.

Например, Министерство экономики Кыргызской Республики в сотрудничестве с Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ), Инициатива UNDP-UNEP «Бедность и окружающая среда» (PEI), Партнерство за действие по зеленой экономике (PAGE) и с участием Аналитического центра «БизЭксперт» занимаются изучением влияния изменения экологических параметров (особенно климата) на развитие промышленности, сферы услуг, сельского хозяйства в стране.

Климат – риск XXI века

Изменение климата, кстати, включили в ТОП-5 главных бизнес-рисков в ближайшие 10 лет. Об этом сообщается в Отчете по глобальным рискам Всемирного экономического форума (World Economic Forum) в 2017 году. Американские ученые объявили, что глобальные изменения климата на Земле скоро достигнут «точки невозврата». А конкретно – уже через 34 года, в 2047 году. После чего негативные перемены климата в масштабе планеты станут необратимыми.

 «Где-то климатическая катастрофа может разразиться раньше (например, в Мексике – в 2031 году), где-то - позже (в Евразии – в 2063 году). Раньше всех столкнутся с этой напастью жители тропиков, где флора и фауна наиболее богаты и даже незначительные изменения климата ведут к серьезной перестройке экосистемы. А согласно докладу, который представила в ООН Межправительственная группа экспертов по изменению климата, уже между 2016 и 2035 годом температура на Земле увеличится на 0,7 градуса Цельсия, к 2081-ому – на 2 градуса и будет расти весь XXI век. Погода станет экстремальной и «нервозной», холодные короткие зимы будут чередоваться с жарким летом, а в периоды межсезонья жара и мороз могут сменять друг друга в течение суток. Число ураганов, смерчей, торнадо и других атмосферных бедствий увеличится повсюду, в том числе и в странах бывшего Союза, а весна и осень, вероятно, уйдут в историю. Кроме того, чаще будут наблюдаться особо низкие и особо высокие температуры, засухи, периоды с чрезвычайным количеством осадков и прочие ненастья», - говорит исследователь Владимир Воскресенский.

Нашей страны это касается непосредственно. В Кыргызстане примерно с 2015 года 29% занятого населения трудится в сельском хозяйстве, а вклад сельского хозяйства в ВВП по итогам прошлого года составил 13,2%. Урожай, выращенный в стране, направляется на переработку, которая является частью отечественной промышленности, – это еще проценты к ВВП. Объем производства пищевых продуктов в 2016 году составил более двух с половиной миллиардов сомов. Это свидетельствует о высокой зависимости уровня предпринимательской активности от сельского хозяйства, которое непосредственно зависит от природных условий и климата.

В 2016 году Азиатский Банк Развития представил результаты исследования «Экономика изменения климата в Центральной и Западной Азии», в котором отмечается, что ежегодные потери, связанные со спадом урожайности культур, к 2100 году для Кыргызстана составят 103 миллиона долларов США. И это лишь малая часть ущерба, с которым сталкивается Кыргызстан.

Наряду с сельским хозяйством экономика Кыргызстана имеет прямую зависимость от природных условий, по причине того что ключевым энергетическим ресурсом страны являются горные реки, обеспечивающие жителей страны электроэнергией и теплом. По итогам прошлого года в Кыргызстане 74,6% генерируемой энергии было произведено благодаря гидроресурсам. Стоит помнить, что талые ледниковые воды составляют почти 30 - 35% ресурса рек Кыргызстана.

Азиатский Банк Развития в своем исследовании «Экономика изменения климата в Центральной и Западной Азии» отметил, что ущерб экономике Кыргызстана от спада производства в гидроэнергетике, связанный с изменением климата, составляет 17,4 миллиона долларов США ежегодно.

Туризм – еще одна отрасль, напрямую страдающая от изменения климата. Сокращение туристического сезона приводит к убыткам порядка 10 миллионов долларов ежегодно. Даже швейная отрасль несет убытки, потому что поставка тканей и их производство тоже связаны с климатическими изменениями на планете.

Что делать?

Смягчить последствия мог бы масштабный переход к методам «зеленой» экономики. Но с этой проблемой невозможно справиться без партнерства государства и бизнеса. Председатель экспертной группы «Биз эксперт» Улукбек Кадырбаев считает, что возможностей предостаточно. «Государство должно мотивировать бизнесменов. К примеру, тех, кто поставляет в КР гибридные автомобили, можно субсидировать. Потому что такие автомобили нанесут экологии меньше вреда. Спрос будет высокий, достаточно только промотивировать бизнес», - говорит эксперт.

Существует довольно успешный опыт соседей. Например, депутат казахского парламента - Мажилиса - Айгуль Соловьева рассказала журналистам о том, как Казахстан переходит к «зеленой» экономике и какие поправки это требует в законодательном плане: «Поправки ориентированы на эффективное водопользование в производстве, устойчивое использование водных ресурсов, стимулирование введения раздельного сбора бытовых отходов, снижение загрязнения воздуха, а также на регулирование развития агропромышленного комплекса и сельских территорий, развития возобновляемой энергетики, создание резервного фонда в сфере возобновляемых источников энергии».

Мировой опыт развития «зеленой» экономики впечатляет. Так, США предусматривает сокращение вредных выбросов на 80% к 2050 г., с помощью солнечных установок будет производиться 65% энергии, потребляемой страной, и 35% тепла. В Мексике планируется строительство энергоэффективных зданий, предусмотрено сокращение выбросов углеводорода вдвое к 2050 г., вводится программа содействия домохозяйству по замене старых бытовых приборов на новые модели с более высокой эффективностью. Южная Корея, мировой лидер в этом аспекте, избравшая концепцию «зеленого» роста в качестве национальной стратегии, основное внимание уделяет «зеленой» промышленности, энергетике и инвестициям, «зеленым» видам транспорта, альтернативным источникам пресной воды, технологиям переработки отходов, развитию парков, обустройству рек в черте города. Практически все страны ЕС разработали новые «зеленые» меры в сфере энергетики, развития общественного транспорта и инфраструктуры, строительства экогородов, а также разработки систем утилизации автомобилей.

В современной ситуации для того, чтобы зеленая экономика стала реальностью, необходимы не масштабная помощь государства и активное участие частных инвесторов, а посильное участие потребителей. Причем для них это зачастую выгодно. «В моем частном доме дизайнер установил 80 софитов. Сначала было красиво, все переливается, красота, меня все устраивало. Но до тех пор, пока мне не принесли счет. После я перешел на энергосберегающие лампы. То есть и сам бизнес, и люди должны показывать выгоду перехода к «зеленой» экономике», - отметил Улукбек Кадырбаев.

Подготовила Светлана Бегунова 

© Новые лица, 2014–2017
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям