Зимний туристический сезон: есть перспективы, есть проблемы

20:10, 1 Марта 2018

Недавно в Караколе состоялся Второй региональный бизнес-форум “Каракол: удобно для бизнеса и жизни”. Более двухсот делегатов: бизнесмены, активисты, чиновники говорили о развитии региона и о туризме. Приняли совместную резолюцию, наметили рычаги взаимодействия.

Между тем, зимний сезон в этом году подходит к концу. Самое время посмотреть, как отрасль справляется со своими целями и задачами.

Около полсотни всемирно известных курортов горнолыжной индустрии во всем мире принимают более 1 миллиона горнолыжников каждый год. Любителей этого вида отдыха в мире примерно 100 миллионов на сегодняшний день К 2020 году может стать и 200 миллионов. Огромная армия, которая могла бы активно пополнять наш государственный бюджет. Наш бонус еще и в том, что те же Альпы, к примеру, уже не смогут нарастить количество гостей, если только чуть-чуть, а Китай свою инфраструктуру только создает, как и мы. За восточным соседом мы, конечно, не угонимся, но все же можем изрядно поправить свои дела и привлечь огромное количество лыжников, говорят эксперты. Турецкие бизнесмены предложили нам разработать проекты по сотрудничеству на госуровне еще в 2010 году – ведь снега в Турции особо нет, а вот опыт по приему большого количества туристов огромный, да и инвесторы есть. Год назад бизнес-сообществом разработан детальный проект рекомендаций правительству КР по развитию горнолыжного туризма в нашей стране.

Конечно, поток лыжников растет и у нас, но пока активно – только за счет внутреннего набора желающих. Иностранцы еще не хлынули потоком, хотя тоже увеличились в числе. Это все равно хорошие новости. Очень многие отечественные туристы стали выбирать для зимнего отдыха лыжи. Бишкекчане и обитатели Каракола и окрестностей могли это заметить сами, те, кто выезжал этой зимой на горнолыжные базы – почти каждые выходные на стоянках возле подъемников яблоку негде было упасть. Пустынные в прошлом склоны пестрели яркими лыжными костюмами уходящей зимой. Эксперты прогнозируют прирост туристов в этом году на уровне 40 процентов, но эти цифры будут еще уточняться по итогам сезона, точные данные мы получим только к лету. В чем основные проблемы, с которыми мы должны справиться, а в чем достижения?

«По данным Ассоциации «Горный кластер» и департамента туризма при Министерстве культуры, информации и туризма, в Кыргызстане – 23 горнолыжные базы, из них в рабочем состоянии – 17-19», - рассуждает о перспективах отрасли проректор Академии туризма Арсланбек Чормонов. Почти все они – в Чуйской области: Нооруз, Кашка-Суу, Оруу-Сай, Тоо-Ашуу, Тогуз-Булак, Кызыл-Белес, Эдельвейс, Орловка, Политех, Колкоолар, Сулуу-Тор, Ак-Таш, Суусамыр, Чункурчак, Татыр. В Иссык – Кульской области действует одна горнолыжная база – «Каракол», которая считается лучшей в стране. Недавно она же заняла первое место по соотношению цена/качество по странам СНГ. Это хороший результат.

«Перспектива, безусловно, есть. Около 40 инструкторов в частном порядке обучают желающих освоить технику катания. 7 спортивных магазинов продают 3 тысячи комплектов лыжного и сноубордистского снаряжения в год, а горнолыжные базы заполняют 360 спальных мест и продают ежегодно 19 тысяч абонементов.

Исследование президента Ассоциации «France Neige International» Французской торгово-промышленной палаты Бенуа Робеа, осмотревшего все горнолыжные базы КР, показало, что главными атрибутами нашей перспективы являются природные горнолыжные ресурсы и близость к странам Юго-восточной Азии. Всемирная туристская организация прогнозирует для Кыргызстана по доле горнолыжного туризма в ВВП страны переход в мировом рейтинге с 154-го на 29 место к 2020 году», - говорит Арсланбек Чормонов.

В этом году невооруженным глазом было заметно, как много новых объектов появилось на базах – это и кафе, и места для отдыха. И элементы ландшафтного декора. А куда без этого? Однако хватает и проблем. «Это хорошо, конечно, что внешние инфраструктурные элементы развиваются. Но по части подъемного оборудования ничего не изменилось. Главная проблема у нас – отсутствие четких стандартов технического состояния подъемного оборудования горнолыжных баз и склонов. Были советские ГОСТы, они упразднены. Да и возвращаться к ним смысла нет, они во многом устарели. Технические требования всегда ориентируются на актуальные технологии. Департамент туризма ежегодно пишет в своих планах – предстоит проверка подъемного оборудования. А по каким критериям его проверять, простите? Все эти подъемники давно отслужили гарантийный срок, и неизвестно, в каком они на самом деле состоянии», - говорит Владимир Комиссаров, глава Ассоциации туризма Шелкового пути и Ассоциации горных гидов, профессор кафедры туризма Института менеджмента, бизнеса и туризма.

У нас короткий лыжный сезон, в который не заработаешь сумму, позволяющую заменить подъемник, особенно если каждая база справляется с капиталовложениями в одиночку. Некоторые базы диверсифицировали свой бизнес и оказывают услуги и вне катального сезона, принимая туристов, проводя семинары, молодежные лагеря и пр. Это те, у кого есть развитая инфраструктура. Но все равно подъемник – очень дорогое для нас удовольствие. По словам Комиссарова, появляющиеся подъемники – чаще всего из Европы. Там распространена практика: старые подъемники предлагают разобрать и вывезти за свой счет, но сам подъемник отдают бесплатно. Вот это к нам и попадает. Кто-то сам едет и привозит, а кто-то становится клиентом своеобразного бизнеса – уже нашлись удальцы, которые ездят, все это разбирают, привозят и потом у нас продают. Плюс, конечно, опасны сами дороги, ведущие к базам.

«Обычно горнолыжные базы располагаются в стороне от автомобильных трасс и к ним ведут довольно опасные, особенно в зимнее время дороги. Зачастую после снегопадов они не чистятся. Снег на них попросту укатывается и дорога превращается в скользкую опасную трассу. Ярким примером такой дороги может служить дорога на Оруусайские горнолыжные базы. Проблема с аварийными электросетями тоже остра. Частые отключения электроснабжения приводят с одной стороны к испорченному отдыху людей, а с другой к созданию опасных ситуаций, когда при отсутствии резервной тяги для подъемных устройств и спасательных средств люди зависают в кресельных подъемниках на большой высоте и вынуждены проводить там по нескольку часов зимой без теплой одежды. Еще, скажем так, зачастую остаются неотрегулированными отношения горнолыжных баз с местным населением, которые требуют разнообразные преференции от использования земли», - подчеркивает Владимир Комиссаров.

По общему выводу столичных экспертов и участников Второго регионального бизнес-форума, актуальной у нас остается проблема отсутствие системности развития отрасли. Да и внимания у государства к зимнему туризму не хватает. Очередной сезон заканчивается, а ни детального плана, ни жизнеспособной стратегии развития зимнего туризма как не было, так и нет. Как нет и туристических кластеров, которые бы объединяли разрозненные объекты туризма в одну систему, хотя в стратегических программах все это прописано.

«При обсуждении наиболее приемлемых мест для горнолыжных кластеров эксперты однозначно сходятся во мнении, что такие объекты следует создавать в районе городов Бишкек и Каракол. Но когда речь заходит об очередности их создания, мнения расходятся. Чтобы прийти к какому-то решению, для начала следует определить критерии, по которым мы будем определять первоочередность. Если во главу угла ставить важность развития регионов (как раз у нас нынче год, посвященный этому вопросу), то строительство кластера нужно проводить в каракольском регионе. Если же говорить об экономике в целом, то на сегодняшний день гораздо выгоднее создавать горнолыжный кластер поблизости от Бишкека. Большая часть необходимой инфраструктуры здесь уже имеется. В первую очередь это самый крупный в республике международный аэропорт «Манас», развитая дорожная сеть, гостиничная, ресторанная и развлекательная инфраструктура. Все это здесь на порядок более развито, чем в каракольском регионе, и эту инфраструктуру нужно загружать в зимнее время», - говорит Комиссаров.

Как показывает богатый международный опыт, горнолыжный туризм хорошо развивается там, где государство хотя бы на пять лет берет на себя обязательство о мощной поддержке. Частники в любом случае не осилят подъездные пути, бесперебойную подачу электроэнергии, очистные сооружения, инженерные сети. Это – государственные вложения или капиталы инвесторов, и пока их не будет, бурного развития отрасли тоже не будет. Дальнейшее усиление инфраструктуры, замена подъемников, строительство новых гостевых домов уже осуществляется на основе государственно-частного партнерства, это если опять обратиться к мировому опыту. Мы, конечно, можем и дальше изобретать колесо, но эффективнее все-таки было бы взять на вооружение мировой сценарий. И не упустить тот самый пик роста любителей горнолыжного спорта, который эксперты прогнозируют к 2020 году.

Подготовила Светлана Бегунова

Фото автора
© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям