Банур Абдиева: «Будущее - за экологическим туризмом»

12:03, 22 Ноября

Чтобы продолжить на наших страницах разговор о женщинах в бизнесе, мы встретились и побеседовали с очень необычной предпринимательницей из Иссык-Кульской области Банур Абдиевой.

Ее проект за какие-то 5 лет стал в своем роде культовым. Отдохнуть у Банур Абдиевой считается признаком хорошего тона и прекрасного вкуса. Впрочем, обо всем по порядку.

- Банур, расскажите о своем проекте.

- В настоящее время я реализую проект, который называется «Гостевой дом «Абрикос». Он находится на южном берегу Иссык-Куля, в селе Жениш (Чычкан), между селами Дархан и Ак-Терек. Никогда не думала, что займусь подобным проектом. Пять лет назад я работала совершенно в другой сфере, вполне успешно. Иногда я и сейчас обращаюсь к прежней работе, совмещаю. Но я считаю, что «Абрикос» - совершенно уникальный, любимый, интересный проект. Это такой образ жизни, когда абсолютно все гармонично, начиная от места, где ты находишься, заканчивая теми творческими идеями, которые благодаря «Абрикосу» воплощаются в жизнь.

- Как появилась эта идея?

- Мечтой моей мамы было поселиться на южном берегу Иссык-Куля, именно в этом селе. Мы приложили все усилия, чтобы помочь ей построить дом. А когда дом был построен, она сказала, что этот дом – для того, чтобы сюда приезжали гости из разных стран. Поразмыслив, мы решили попробовать. Это была идея и огромная работа моей мамы. Она разрушила все стереотипы о том, что в 76 лет нельзя начать такой бизнес, доказала, что это возраст для активного роста. Я приложила все усилия, чтобы ей помочь, и сейчас мы просто не представляем, как по-другому мог бы выглядеть наш дом. Потому что наш дом любят, как свой, очень многие люди.

- Чем вы привлекаете туристов?

- Люди приезжают сюда отдыхать потому, что дом находится недалеко от самых ярких достопримечательностей южного побережья, куда стремятся люди со всего света. И расположение – в центре этих замечательных мест. Кроме того, близость к самому побережью – пять минут пешком. Все это делает наш дом популярным. Но главное – атмосфера, концепция, когда люди как бы приезжают «в деревню в гости», можно сказать, к своей бабушке, к своим родственникам. Помимо проживания, питания, предоставления экскурсий мы разрабатываем эксклюзивные тематические туры.

- Какие трудности пришлось преодолеть?

- На южном побережье есть, скажем так, раскрученные локации, места. Это Каджи-Сай, Тосор, Тамга, в конце концов. Наше село было совершенно неизвестным. Изначально мало кто верил, включая и меня, что так быстро можно привлечь гостей со всех концов света. И на этом пути, таком интересном, конечно же, были сложности. Прежде всего инфраструктурного характера. Например, в наше село подавали воду только в течение двух часов ежедневно. Естественно, в туристическом бизнесе это – не вариант, необходимо, чтобы вода была 24 часа в сутки. Мы преодолели эту сложность – пробурили скважину. И сейчас у нас есть чистая артезианская вода, своя собственная скважина. Благодаря ей мы помогли и соседям обеспечить водоснабжение. Кроме того, мы установили в этом году солнечный коллектор, что тоже помогает решить вопрос энергоэффективности, использования солнечной энергии. Таким образом мы следуем своим принципам по охране окружающей среды, заботе о природе, окружающем мире.

- А что необычного в ваших тематических турах?

- В перспективе мы хотели бы найти что-то уникальное, свое в сфере туристических услуг. И в этом направлении мы предоставляем эксклюзивные, совершенно новые туры. Например, в 2007 и 2009 годах мне удалось побывать в Японии. Это самая путешествующая нация в мире, это всем известно. Японцы очень много путешествуют, а началось это все с внутреннего туризма, и до сих пор японский внутренний туризм считается самым динамичным, самым мобильным. И я подумала, что есть некая параллель между нами и Японией, и мы могли бы сформироваться как замечательная единая нация, единый народ, если бы, например, южные кыргызы почаще приезжали на север, и наоборот. Такая у меня мечта, чтобы люди приезжали, познавали, видели красивое – и не только в Чолпон-Ате.

Несколько сел на южном берегу считаются родиной абрикоса. Самый лучший абрикос произрастает здесь. Я заметила, что цветение абрикоса очень похоже на цветение сакуры. И я разработала тур, который так и называется – «Сакура - абрикос». Несмотря на огромную разницу между Японией и Кыргызстаном в экономическом, культурном плане, несмотря на пропасть между нами, именно на южном берегу Иссык-Куля можно почувствовать параллели со Страной Восходящего Солнца и заметить связи, незримые, но очевидные, которые есть между нами. Я включила в тур «Сакура - абрикос» посещение геотермальных источников, рассказы о геотермальном богатстве южного побережья, о том, какой огромный геотермальный потенциал есть у нас. И, естественно, японцы, которые больше всего купаются в горячих источниках, могут стать примером для нас, чтобы мы тоже путешествовали, наслаждались, купались. Кроме того, этот тур включает посещение комнаты памяти в селе Тамга, где собраны документы о том, что 125 японцев, военнопленных, в 1946-48 годах строили военный санаторий, строили лестницу, ведущую от него к основной трассе, построили лечебный корпус. Все это очень интересно, знаменательно. Гостей привлекает история о том, как местные жители относились к военнопленным, как один из этих солдат, которому было в 1946 году 19 лет, приехал через 60 лет, в 2008 году. Лично мне удалось встретиться с господином Мияно Ясуси. Эти истории, конечно же, не оставляют туристов равнодушными. Мы включили в этот тур беседу о драконах в Кыргызстане, идя в ногу с японской мифологией, и мы посещаем очень красивый каньон Красного дракона. Помимо того, любуемся цветением абрикоса, беседуем о том, почему японцам важно созерцать, смотреть на цветение сакуры, деревьев весной. Мы посещаем в ходе этого тура дом, которым управляет интернациональная семья, японка и кыргыз, вкушаем обед, приготовленный японской хозяюшкой. Мы смотрим на то, как в самых отдаленных селах Иссык-Кульской области применяют принцип управления качеством кай-дзен. То есть японский принцип применяется у нас на Иссык-Куле, и вот уже 10 лет движение «Одно село – один продукт», мировое движение, которое было рождено в Японии, работает и у нас. И мы дегустируем продукцию, смотрим и изучаем другие виды продукции из войлока, погружаемся в мастер-класс, где каждый участник может приготовить себе сувенир собственными руками.

То есть такие туры, как «Сакура - абрикос», и его аналог, тур «Мумийджи», когда мы наблюдаем за яркими красками осени и видим, что бордовые, красные, малиновые листья осеннего абрикоса очень похожи по цвету на листья японского клена, помогают преодолевать еще одну трудность, проблему. Через разработку творческих продуктов, через прекрасное в те месяцы (октябрь, апрель), которые не очень популярны среди туристов, мы решаем вопрос, каким образом привлечь гостей. Я уверена, что весна и осень на Иссык-Куле прекрасны, и надеюсь, что все больше туристов будет к нам приезжать именно в это время.

Кроме того, вот уже пятый раз мы провели тур по айтматовским местам. Тур вокруг иссык-кульских айтматовских мест не менее интересен и познавателен, чем тур, который на эту тему, тоже под нашим авторством, мы проводили в Таласской долине. Мы посещаем места съемок фильма «Я – Тянь-Шань» по мотивам повести «Тополек мой в красной косынке» в Балыкчи. Он был снят в 1971 году. Мы смотрим вокруг и рассказываем нашим гостям об интересных случаях, которые произошли во время съемок. Такие мэтры советского кино, как Ролан Быков, Наталья Бондарчук, озвучивали этот фильм, поэтому он весьма интересен туристам из России. Мы привозим актеров, которые сыграли главные роли. Далее, на южном берегу снимался фильм «Саякбай». Это замечательнейшее место. Там есть домик, скамейка, очаг, специально построенные для съемок этого фильма… И мы знаем, что молодого Чингиза Айтматова сыграл его сын Эльдар. Очень интересное место для посещения, всем рекомендую. Кроме того, мы посещаем город Каракол. Это родина матери писателя. Мы совершаем прогулку мимо торговых рядов, погружаемся в атмосферу татарского купечества XIX века. Мы видим зримое наследие – архитектурное, культурное, мы чувствуем предпринимательское наследие этих купцов, из рода которых была Нагима Айтматова. Мы погружаемся в эту культуру, смотрим и познаем. Наши замечательные партнеры, Иссык-Кульский областной архив, также нам помогают показать нашим гостям фотографии того периода – портрет купца первой гильдии Хамзы Абдулвалиева, отца Нагимы. Кроме того, мы посещаем на южном берегу, в ущелье Кичи Жаргылчак, место съемок «Белого парохода». К нам приезжал, присоединялся Болот Толонович Шамшиев, который рассказывал, каким образом происходили съемки в этом красивейшем ущелье, как снимались последние кадры в устье реки Тамга, и как сложилась судьба «рогатой матери оленихи», которая специально для съемок прибыла к нам с полуострова Таймыр. Гости узнают, как она провела последующие годы в зоопарке военного санатория в Тамге. Потом мы перебираемся на восточное побережье Иссык-Куля, где в ущелье Чон Гет Чингиз Айтматов встретился с прототипами героев «Белого парохода». А о том, как он собирал эти истории, помнят местные жители, которые рассказывают об этом гостям. Роза Торекуловна Айтматова, несмотря на свои 82 года, оказала нам очень большую поддержку, внесла огромный вклад в организацию этих туров. Еще я хочу отметить, что первый айтматовский тур рождался благодаря вкладу общественного объединения «Курак». Это была общая идея.

Вот так мы документируем, собираем это все и создаем новые интересные, познавательные туристические продукты.

- Скажите, а каковы перспективы развития южного побережья в целом?

- Перспективы южного побережья Иссык-Куля – это моя самая любимая, самая важная тема. Очевидно, что мы пожинаем серьезные уроки, которые преподнес нам массовый «пансионатный» туризм северного берега. Мы пожинаем проблемы с очистными сооружениями, общим уроном природе. Поэтому перспектива южного побережья – в экологическом туризме. Чтобы мы собрали всю волю, чтобы максимально не трогать это побережье, оставить его максимально приближенным к той естественности, которая есть, которая привлекает гостей. Наш козырь – нетронутая природа. В декабре прошлого года ко мне приезжали орнитологи. И уникальные фото зимовки розовых фламинго на южном берегу просто взорвали Интернет. Очень много лебедей зимует. И зима здесь, на южном побережье, – это, конечно, отдельная тема. Если говорить о перспективах – мы должны все это сохранить. Мы должны разработать стратегию развития южного побережья таким образом, чтобы сделать его оазисом экологического туризма. Если говорить про архитектуру и облик южного побережья, я думаю, что достаточно большой его кусок не застроен, и когда мы путешествуем на автомобиле, то видим, насколько близко берег, как он красив. Я думаю, стратегия должна включать пункт о том, чтобы этот участок дороги сделать открытым для взора автомобильных путешественников. Ниже трассы можно соорудить велодорожку. Пусть она будет очень большой, начиная от села Тон и заканчивая селом Дархан. Если говорить об архитектуре, которая впишется в ландшафт… Натуральные строительные материалы, камень, глина, песок, дерево – это все у нас есть. Если все это применить и создать гармоничные проекты, моделью для которых могла бы служить всеми нами любимая Супара, то, мне кажется, это будет самый красивый уголок на земле, потрясающе аутентичный. С самыми красивыми закатами, рассветами, природой, близостью к горам, к побережью. И все это можно передать потомкам в таком виде. Вот такие мечты, и это даже не просто мечты, а уже и действия.

- То есть существуют проекты такого плана?

- Да, конечно. Мы два года назад создали экономический кластер «Зеленая территория – Южный берег». Мы работаем в этом направлении. Сразу после нас через несколько месяцев была образована туристическая дистинация «Южный берег». У нас очень много серьезных активистов по эко- и этно-туризму. И эти активисты, объединившись, могут сделать очень многое. И мы работаем в этом направлении. Будущее - за экологическим туризмом.

- Как вам удается совмещать бизнес и семью?

- Этот вопрос я просто отзеркалю. А почему мы его не задаем мужчинам? Я думаю, просто совмещать, и все. А как еще? Или вот еще идея – нужно открывать семейный бизнес, в котором всем членам семьи найдется место по душе.

- Трудно ли женщине в бизнесе?

- Я думаю, что женщине в бизнесе трудно, но очень интересно. Любовь к своему делу поможет преодолеть трудности. Вера в себя помогает выжить в жестком мире бизнеса хрупкой женщине. Мне кажется, у женщин есть даже преимущество. Именно женщина может создавать альтернативные, уникальные продукты. Женщина вносит какой-то гармонизирующий, креативный компонент в свое дело, какую-то эстетику. В данном случае скажу о себе: мне доставляет огромное удовольствие включать некую креативность именно в туризм. Я, например, очень горда тем, что своими маленькими шагами могу повышать имидж не только южного побережья, не только своего села, но и в целом страны. И нас, таких, много. Мы делаем вклад в человеческий потенциал, обучаем, проявляем гибкость в ведении бизнеса. И если у нас есть такой стереотип, что хрупкая женщина каким-то образом выживает в жестком мире бизнеса, я хотела бы в него не упираться. В этом мире мы просто проявляем гибкость и демонстрируем альтернативную силу. Потому что не только жесткий бизнес имеет право на существование, но и принципиальный, честный, «белый», экологичный. Можно найти много эпитетов, чтобы описать эту альтернативную силу, мягкую силу женщины в жестком мире бизнеса. Мы просто делаем жизнеутверждающие модели бизнеса в сообществе, демонстрируем и утверждаем это.

Беседовала Светлана Бегунова

 
© Новые лица, 2014–2018
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям