Эмилио Перцан: “Музыканты сами должны идти в массы и воспитывать публику”

15:45, 16 Марта

Чудесный подарок бишкекчанам к женскому празднику сделала Виктория Юртаева, руководитель общественного фонда “Прима”. В столице под эгидой фонда прошло два концерта скрипача-виртуоза Эмилио Перцан.

Нам удалось побеседовать с известным музыкантом и узнать его мнение о бишкекской публике и о том, нужно ли в современном мире классическое искусство.

- Эмилио, Ваш концерт прошел 8 марта. Для кыргызстанцев это праздничный день. Как Вы относитесь к гендерному равенству и как воспринимаете борьбу за права женщин?

- Я хочу заявить, что я огромный феминист и уважаю всех женщин мира. У меня замечательная мама. Бабушка была для меня самым важным человеком в жизни. Думаю, это о многом говорит. Для нас, македонцев, 8 Марта тоже является праздником, мы его тоже отмечаем, так как про Клару Цеткин слышали в школе. И я думаю, эта традиция будет продолжаться.

- Чем для Вас являются женщины?

- Я могу сказать коротко: “Без женщин жить нельзя на свете, нет”. Я всегда считал, что женщины более организованны и более способны, чем мужчины. У нас, мужчин, есть черта, которой нет у женщин, – это мужское Эго. И это им помогает в жизни, а нам сильно мешает. И если мужчина сможет побороть свое Эго, то он добьется большого успеха. Мне также нравится фраза: “Рядом с каждым великим мужчиной была великая женщина”. Я с этим утвержданием полностью согласен.

- Существуют ли чисто женские композиторы или чисто женские музыкальные произведения?

- Говорят, что женщины более эмоциональны. Я в это не верю. Мужчин переполняют точно такие же сильные эмоции. Просто девушкам и женщинам легче проявлять свои чувства, им это прощают. А мужчинам в современном мире нельзя демонстрировать свои эмоции. Из-за этого не всегда понятно, нравится ли мужчинам та или иная мелодия. Виктория Юртаева рассказывала, что в прошлом году, когда она организовывала концерт оперных солистов, выступал тенор из Армении. Он так потрясающе исполнял арии, что, по признанию Вики, она впервые видела в зрительном зале мужчин в слезах. То есть все зависит от музыки, от момента, от того, насколько эта музыка задела чувства, насколько эта музыка имеет значение в этот жизненный момент для человека.

- Какую музыку Вы посоветуете включить, чтобы мужчина мог моментально расположить к себе понравившуюся ему женщину?

- У меня нет универсального рецепта. Если человек будет отталкиваться от своего вкуса, и этот вкус совпадет с музыкальным вкусом любимой женщины, то это прочная основа для хороших отношений. Потому что совместное прослушивание любимой музыки дает больше возможностей, чтобы отдыхать вместе, почаще проводить время вместе. Даже если не специально слушать музыку, а использовать как фон для приятной беседы или романтического ужина. Я лично люблю гармонический джаз, который произошел от классической музыки. Люблю электронную музыку. Единственное, я не очень понимаю хип-хоп или рэп. Я не думаю, что ее специально делают некачественной, просто для музыкантов она слишком легкая, чтобы легче воспринималась широкой публикой.

- Многие скрипачи сравнивают скрипку с женщиной. Вы согласны с такой аналогией?

- Конечно, скрипка – она, это женщина. Она так же требует ласки и четкого слова, тогда и лучшее звучание. Но я думаю, что это обоюдно. Если люди хорошо относятся друг к другу, то их отношения буду звучать гармонично, как прекрасная мелодия. И если в отношениях главное – искренность, то и для музыканта главное – искренне передавать свои эмоции и чувства через музыку.

- В Кыргызстане за годы независимости, когда жизнь стала тяжелой в социальном плане и была постоянная политическая нестабильность, классическая музыка и в целом культура шла к упадку. Почему, на Ваш взгляд, так произошло? Почему первое, что мы потеряли, когда стало тяжело, – это культуру?

- Это действительно феномен, не только у вас, но и на большей части постсоветского пространства. Феномен потому, что еще несколько десятилетий назад было наоборот. По истории мы знаем, что во время Великой Отечественной войны музыканты и артисты постоянно ездили на линию фронта, чтобы выступить перед бойцами, поднять их дух. Даже в концлагерях нацисты знали, что дух людей сохраняет музыка. И музыканты, такие же узники, играли целыми днями классическую музыку. И по воспоминаниям многих узников концлагерей, именно музыка помогла им выжить в нечеловеческих условиях.

- Почему же такой упадок культуры в наши дни?

- Сегодня людям стало сложнее концентрировать свое внимание на чем-то серьезном, духовном. Соцсети, Интернет забирают все наше внимание и время, у нас стало меньше возможности общаться вживую, глядя в глаза друг другу, обмениваться живой энергией. Отсутствие живого общения делает наш мир одиноким. Но у нас складывается впечатление, что мы постоянно чем-то заняты, проводя время в соцсетях. Проблема с концентрацией внимания делает сложным для большинства людей посещение полуторачасового концерта классической музыки. И потом, многие отвыкли оставаться один на один со своим духовным миром.

- А нужно ли делать над собой усилие и посещать концерты классической музыки, даже если не очень понимаешь ее?

- Я бы порекомендовал периодически так делать. Потому что со временем человек почувствует удовольствие от классической музыки. Точно так же необходимо ходить в драматические театры, в музеи, на выставки. Если мы потеряем это, то мы потеряем не только часть культуры и истории, мы разучимся развивать наши эмоции, выражать их, делиться ими. Будем стоять на месте в своем духовном развитии.

- То есть классическая музыка все так же нужна?

- Однозначно нужна. Просто слово “классическая” очень часто пугает людей. Время существования Советского Союза можно назвать самым лучшим временем для развития классической музыки. Преподавание было поставлено на самом высоком уровне, у людей искусства были прекрасные условия для творчества. С развалом Союза мы потеряли не только самих музыкантов и преподавателей, но и публику. Сейчас считается, что на концерт классической музыки может идти только тот, кто разбирается в этой музыке. Я не согласен. Если человек сам не будет тянуться к музыке, он опростится, начнет деградировать. Поэтому то, что делает Виктория Юртаева для кыргызстанцев, ежегодно проводя фестиваль классической музыки TENGRI music, - необходимость. Более того, это нужно делать в каждой стране, которая стремится повысить культурный уровень своих граждан. Фестивали под открытым небом организуются постоянно в Европе, там выступают великие музыканты. И шедевры в виртуозном исполнении может совершенно бесплатно послушать огромное количество людей. Такие концерты проходят в Амстердаме, Варшаве, других европейских столицах. Но самый грандиозный фестиваль под открытым небом проходит в Вене, где выступают солисты Венской филармонии. Еще один важный образовательный проект – это внедрение классической музыки в школах. Я участвую в таком в Германии. Педагоги, музыкаты, даже те дети, кто учится в музыкальных школах, ходят в обычные школы и рассказывают о музыкальных произведениях, об истории музыки, исполняют музыку. И дети меняются. Даже если из 20 детей двое захотят посетить концерт, это уже большой прогрес. И этим, на мой взгляд, должны заниматься сами музыканты. Мы должны воспитывать публику. Мы должны помочь людям побороть страх перед классической музыкой.

- Вы считаете, что люди не ходят в театры из-за страха?

- Конечно, у большинства существует страх, что они не поймут эту музыку. Для них существует некий психологический барьер, что им туда нельзя. Но это большая ошибка. Классическая музыка понятна абсолютно всем, надо просто начать ее слушать.

- Вы приежаете в Кыргызстан уже в четвертый раз. Как изменилась кыргызстанская публика?

- С каждым моим приездом я вижу увеличивающийся интерес к концертам и фестивалям. Даже разница между вторым и третьим фестивалем TENGRI music была большая. А сейчас просто огромная. Если на первый концерт, который проходил в малом зале Филармонии на 300 мест, с трудом были распроданы билеты, то сейчас на концерт в Театре оперы и балета вместимостью 800 мест раскупили все билеты за две недели. И мы вынуждены были организовать еще один концерт, потому что желающих очень много. Я думаю, что это показатель.

- Как Вы посоветуете кыргызстанцам побороть страх перед концертами классической музыки?

- Я думаю, что просто следует найти для себя время и пойти. Нет разницы, что это будет: музыкальный концерт, оперный или драматический спектакль, или выставка в музее. Главное – попытаться вникнуть, прочувствовать, покопаться в себе, исследовать свои эмоции. Да, на это потребуется потратить время, но это же время на себя, на свою душу. Желательно войти в некое особое эмоциональное состояние. Недавно я был на гастролях в США, и мне выпало целых два свободных дня в Нью-Йорке. Я ходил непрерывно по выставкам и музеям. То, что я получил от созерцания произведений искусства, я получил для своего творчества. У меня изменилось состояние. Поэтому я желаю всем кыргызстанцам найти время для себя, для своей души, пойти и послушать живое исполнение. Дело в том, что живое исполнение несет в себе энергетику, заряд эмоций. Это очень красиво и очень помогает преодолеть самые тяжелые моменты в жизни. Поверьте, цены на билеты в театр или музей намного дешевле чашки кафе в любой кофейне. Я призываю кыргызстанцев хотя бы раз в месяц отказаться от похода в кафе и питать себя переодически духовной пищей. Это очень обогатит вашу жизнь.

Интервью вела Лейла Саралаева

Справочно:

Скрипач-виртуоз, профессор Эмилио Перцан родился в Македонии, в семье скрипача. Обучался в Академии им. П. Владигерова в Софии, в Москве на мастер-классах «Новые имена», в Высшей школе искусств Фолькванг в Эссене (Германия). Выступает с такими известными музыкантами, как Дэниэл Хоуп, Симона Кермис, Рут Жизак, Михаэль Ролл, Виктория Муллова. Гастролирует в Австрии, Германии, Франции, Италии, Голландии, Испании, США, Аргентине, Бразилии, Японии, Китае, России. Гастролирует как солист-скрипач и исполнитель на барочной скрипке на значимых сценах Европы и Америки. Эмилио Перцан – профессор Университета музыки и исполнительских искусств в Австрии (Грац). В 2010 г. Перцан становится эксклюзивным солистом звукозаписывающей компании Onyx Classics (Англия). В 2012 г. его диск Affettuoso признан диском месяца по версии Music web international. Ведет регулярные мастер-классы Mozarteum в Бразилии, Германии, России, руководит мастер-классами Music International Masterclasses IMMC GROATIA» в Хорватии и International Music Master Classe в г. Охрид (Македония). В России проводит регулярные мастер-классы в Московской государственной консерватории, Российской академии музыки и колледже им. Гнесиных, ГМПИ им. Ипполитова-Иванова, АМУ при Московской государственной консерватории. Эмилио Перцан играет на скрипке мастера George Gemünder 1880 года, ученика Jean-Baptiste Vuillaume.

 
© Новые лица, 2014–2018
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям