Эркин Саралаев: «Я верю только в ежедневный труд!»

09:33, 21 Сентября

В Бишкеке с большим успехом проходят гастроли московского цирка «Шоу гигантских фонтанов». Это грандиозный проект, стоимостью более миллиона долларов. На арене-трансформере 25 тонн профессионального оборудования и 1000 фонтанов. Но самый большой сюрприз – гвоздь программы – 26-летний талантливый жонглер Эркин Саралаев, наш соотечественник, продолжатель лучших традиций кыргызского цирка. В нынешней программе он представляет номер «Марионетки».

Эркин с 9 лет на арене, начинал как акробат, артист юмористического жанра. Вот уже 7 лет молодой человек выступает как жонглер за рубежом и выиграл несколько престижных международных наград в области циркового искусства.

- Эркин, что является самым важным в этом жанре: молниеносная реакция или математическая точность?

- Реакция в жонглерстве очень важна. Но самым главным в любом труде являются репетиции, многочасовые повторения, чтобы нарабатывалась мышечная память, набивалась рука. Конечно, в голове должно быть четкое понимание геометрии, как кинуть мяч, с какой скоростью и траекторией. С мячами ты должен представлять единый живой организм. Если будет допущен малейший промах, все рушится.

- Сколько времени тратишь на тренировки?

- Когда я только начинал, очень много тренировался, от 8 до 10 часов в сутки, постоянно, прерываясь только на 10-15 минут, чтобы покушать или попить. Когда ставишь новый номер, то живешь этой идеей круглосуточно, смотришь новинки в интернете, перенимаешь что-то интересное, какие-то элементы сам придумываешь. Подбираешь музыку, сценический образ. То есть это непрерывный творческий процесс. Когда номер уже создан и отработан, то просто держишь себя в форме, тренируясь по 2-3 часа в сутки.

- Какие сложные элементы есть в номере «Марионетки», который представлен бишкекскому зрителю?

- Сочетание с бьющим фонтаном немного усложнило номер, так как фонтаны бьют и под стеклянной тумбой, на которой я жонглирую. В номере я работаю с 8-ю мячами, хотя в других номерах я работал с 9-ю мячами. Но, чтобы войти в ритм в этом номере, мне пришлось от одного мяча отказаться.

- Цирковое искусство постоянно меняется. Как ты думаешь, какие тенденции нас ждут в перспективе?

- К сожалению, цирк все больше коммерциализуется, превращается в шоу-бизнес. Меняется жизнь, техническая составляющая нашей повседневности, соответственно, меняется и цирковое оборудование, освещение, технические требования. Этого требует и зритель, чтобы было много спецэффектов. Но, как в любой энциклопедии пишут, цирк – это прежде всего трюк. Поэтому этот принцип останется, несмотря на суперсовременные технические навороты. И цирк делают люди, фанаты циркового искусства, которые во все времена будут сохранять традиционный цирк, где есть некая атмосфера волшебства и романтики.

- Способны ли спецэффекты убить чистое искусство?

- Нет, спецэффекты никогда не убьют истинное цирковое искусство. Другое дело, что прогресс необходим. Как черно-белое кино со временем трансформировалось в современное 3D, так и цирк не стоит на месте. Я думаю, в дальнейшем представления будут еще более усложняться, артисты будут исполнять номера на грани человеческих возможностей. Уже сейчас, если сравнивать номера с номерами 20-летней давности, можно сказать, что они усложнились в два-три раза.

- Как ты думаешь, цирк – это искусство, спорт или развлечение?

- Это мой любимый вопрос, об ответе на который я часто сам размышляю. Я считаю, что цирк – это концентрат всех видов искусства. Артист цирка должен быть разносторонне развитым человеком. Он должен профессионально разбираться в музыке, он должен обладать актерскими навыками, чтобы сыграть свой номер, донести эмоции до зрителей, особенно это касается клоунады. Плюс хореография, пантомима. Это не считая основного мастерства артиста – акробатика, жонглерство, иллюзион, дрессура.

- Ты представитель цирковой династии. Расскажи о своей семье.

- Мой отец Болот Саралаев начинал работать в Кыргызском Государственном цирке акробатом. Позже его заметили и пригласили работать в Московский цирк. Он всю жизнь проработал в Российском Государственном цирке. Он был гениальным акробатом в сильнейшем номере из подкидных досок под руководством известного советского циркового артиста Канагина. Об этом номере до сих пор ходят легенды и было много попыток его восстановить. С этим номером труппа Советского цирка объездила весь мир от Австралии до Бразилии, от Голландии до Японии.

В семье нас трое детей. Отец дал нам всестороннее цирковое образование, и каждому было легко выбрать свой жанр. Мой старший брат, Таалайбек Саралаев, является одним из сильнейших першевиков в мире. Он также работает в Российском Государственном цирке. Номер потрясающей сложности, он держит на лбу перш длиной в 6 метров, на нем стоит другой гимнаст, который также держит перш на лбу, на который поднимается супруга Таалая, гимнастка. То есть в общей сложности брат держит 130 кг. Этот номер был представлен на конкурсе во Франции и получил престижный приз. Брат постоянно работает в Никулинском цирке на Цветном бульваре, это очень престижно.

Моя сестра – Асель Саралаева, дрессировщица кошек, работает в штате цирка Юрия Никулина на Цветном бульваре, а ее супруг Евгений – дрессировщик собак. Кстати, зять в следующем году едет на фестиваль в Монте-Карло, и мы надеемся, что он победит.

- В каких конкурсах участвовал ты?

- Мне удалось принять участие в 6 престижных международных конкурсах циркового искусства, где я представлял Кыргызстан. Наиболее удачным было участие в первом международном фестивале в Израиле, я взял бонзу. Далее в итальянском городе Латине, тоже бронза. А недавно я представлял Кыргызстан на фестивале в Астане и выиграл серебро.

- В чем секрет твоего успеха?

- Я думаю, в трудолюбии. В цирке нет блата или протеже. То, как ты выступаешь, показывают аплодисменты в конце номера. И только так можно измерить степень успеха. Если честно, я в талант не верю, я верю только в человеческий труд. И понял, если человек репетирует фанатично, то он добьется успеха. Я считаю, что любой человек, в любом возрасте может начать и добиться успеха в любом деле. Главное – любить это дело, и стойко идти к цели!

Аида Тастанова

Фото Абылая Саралаева 

© Новые лица, 2014–2017
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям