Гульмира Кудайбердиева: «Главная проблема кыргызского образования: чему и как мы учим»

08:13, 10 Марта 2017

В долгосрочной перспективе развитие любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Она переживает достаточно тяжелые времена во всех странах бывшего Союза. Процесс создания нового часто идет с большими трудностями – ведь приходится искать собственную дорогу, а не идти проторенными тропами.

«Не дай нам Бог жить в эпоху перемен», - так звучит растиражированная мудрость. Но нам именно такая эпоха и досталась, приходится именно в ней жить, строить и растить подрастающее поколение.

Проблем в современном образовании в Кыргызстане достаточно. Наш сегодняшний собеседник – министр образования и науки Гульмира Кудайбердиева. Разговор вышел сложный, подробный и острый.

- Гульмира Каримовна, давайте начнем с основного. Школьное образование, согласно Конституции, – обязательство государства. В каком положении находится система школьного образования в Кыргызстане на данный момент, каковы основные проблемы?

- Согласно Конституции, предоставление образования имеет два аспекта – доступность и качество. И если доступность всех уровней образования в Кыргызстане достаточна, то вопрос качества намного более сложный. Участие Кыргызстана в 2006 и 2009 годах в международном сравнительном исследовании оценки образовательных достижений обучающихся (PISA) показало, что более 80 процентов наших учащихся не достигли минимального уровня международного стандарта по чтению и пониманию, математике и естественным наукам. Это был своего рода шок, и в 2010 году, несмотря на политические события, правительство обратилось к международным партнерам с просьбой о проведении Обзора политики страны в области образования. Мы должны были понять причины такого положения дел и определить, какие меры необходимо принять ради изменения ситуации.

- Какими вышли результаты этого Обзора?

- Стало очевидно, что пристального внимания требуют несколько направлений: профессиональная подготовка учителей, работа над содержанием образования (учебные планы, программы, качество учебников), методы оценки достижений учащихся, управление и финансирование системы. Это и есть основные факторы, влияющие на качество образования.

На мой взгляд, главная проблема на сегодняшний день: чему и как мы учим. То есть содержание образования. Те самые учебные планы, программы, качество учебников и квалификация наших учителей. По итогам того же Обзора было отмечено, «что структура, концептуальные основы и содержание учебных программ таковы, что они скорее препятствуют достижениям учащихся, налицо перегруженность в предметах и часах, а время, выделяемое на практические и креативные интегрированные формы обучения, слишком ограничено».

Здесь я бы хотела привести пример увеличения учебной нагрузки в Кыргызстане. Если в 1991 году в школе изучалось 17 предметов, то сейчас мы имеем 26.

- Ого! А сколько народу у нас в стране вовлечено в школьное образование?

- Практически половина населения страны. Только учащихся на разных уровнях системы – более 2 миллионов. А еще учителя, родители. То есть это - очень заметная часть населения страны.

- Какой фактор в системе образования все-таки самый весомый?

- Исследования показывают, что личность и профессиональная квалификация учителя влияют на успеваемость учащегося сильнее, чем любой другой фактор. Эксперты отмечают, что любые усилия по проведению реформ будут напрасными, если не будут решаться вопросы квалификации учителей. В нашей стране привлекательность профессии учителя низкая, оставляет желать лучшего также педагогическое образование. В то же время официальная нагрузка в часах и соотношение ученик-учитель в Кыргызстане ниже, чем во многих более богатых и развитых странах.

- Что делать-то, простите, что так банально цитирую Чернышевского?..

- В первую очередь целенаправленно заниматься теми вопросами, которые имеют наибольшее влияние на развитие системы образования. Государством уже предприняты серьезные меры для поддержки образования. Расходы на образование составляют более 20 процентов от общего объема государственных расходов, заработная плата учителей с 2011 года повышена почти в 4 раза, сейчас средняя составляет 13500 сомов. Активно идет строительство школ, например, в 2016 году было сдано в эксплуатацию по стране 76 школ. То есть создаются условия обучения.

Для эффективного процесса обучения необходимы учебники. Не секрет, что многие действующие в настоящее время учебники вызывают множество нареканий как со стороны учителей, так и со стороны родителей, много говорится и о коррупционных механизмах в процессе разработки и издания новых учебников. Больше всего нареканий по учебникам естественно-научного цикла, выборочный тестовый срез знаний также показал очень низкие результаты знаний учащихся именно по этим предметам.

В то же время в 2015 году для школ приняты новые стандарты, и, соответственно, разрабатываются новые учебники – как раз сейчас проходят апробацию учебники для 5 и 6 классов, разрабатываются учебники для ряда образовательных областей для 7, 8 и 9 классов.

В соответствии с приказом министерства, с привлечением независимых экспертов мы провели реорганизацию Кыргызской академии образования, которая должна играть ключевую роль в методическом обеспечении системы образования. Предложена новая структура, определены функции КАО. Процедура отбора авторов для написания учебников проводится на конкурсной основе с привлечением внешних экспертов. Для этого создан Координационный совет по стандартам и качеству образования. К сожалению, у нас остается проблема с авторами учебников. Мы действительно нуждаемся в специалистах, которые могли бы написать качественный учебник. Поэтому сейчас рассматриваем вариант адаптации готовых и хорошо зарекомендовавших себя учебников других стран.

- А с преподавателями что?

- Работаем. В прошлом году создан Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических работников при МОН КР. Бесспорно, без современной системы повышения квалификации учителей мы не можем двигаться вперед. Рассматриваются также новые механизмы проведения аттестации учителей. Это своего рода оценка работы учителя каждые пять лет. Первый этап – обязательный для всех учителей, за исключением учителей с многолетним опытом работы. Следующие этапы – по заявлению учителя, претендующего на получение категории.

Много вопросов встает с определением структур, которые должны проводить аттестацию.

Один из вариантов - создание предметных ассоциаций. На ассоциации предполагается возложение проведения аттестации учителей в разрезе каждого района (2-я категория), области (1-я категория) и республики (высшая категория). В рамках создания национальной квалификационной системы начата разработка очень важного документа для системы образования – мы готовим профессиональный стандарт педагога.

В целом, хотела отметить, осуществление реформы образования – сложный и долгий процесс, необходима комплексная работа: разработка стандартов нового поколения, создание оптимальной модели учебного плана, учебно-методических комплексов, подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов.

- Ведь на все это нужны огромные средства. Какова – в цифрах – ситуация с бюджетным обеспечением? Что именно обеспечивается из бюджета государства?

- Консолидированный бюджет системы образования в настоящее время составляет 28 млрд сомов. Это средства республиканского и местных бюджетов. Большая часть – это расходы на заработную плату, Соцфонд и коммунальные услуги. Но в тех школах, где директора эффективно используют такой инструмент, как нормативное бюджетное финансирование, и умеют экономить деньги, на развитие школы выделяется более 15% из имеющихся средств. Это уже дает возможность постепенно улучшать и материально-техническую базу школы, и направить учителей на курсы повышения квалификации, и обновить библиотечные фонды

- Как Министерство образования реагирует на ситуацию по сбору денежных средств с родителей учащихся? Законно ли это? Если да, то в какой форме?

- Школы для решения вопросов финансирования своего развития нашли выход в привлечении родительских средств через создание фондов и объединений, деятельность которых регулируется законом о некоммерческих организациях.

Родители могут в добровольном порядке вносить деньги, которыми должна распоряжаться не администрация школы, а попечительский совет. Все взносы, которые родители несут в школу, - исключительно их право, но не обязанность. На мой взгляд, проблема здесь в том, что отдельные школы не информируют родителей, на какие цели направляются родительские деньги. Ну и институт попечительства недостаточно развит, это еще и вопрос времени.

- Что-то делается, чтобы информация по финансам стала более доступной?

- Министерством привлечена группа IT-специалистов для разработки и внедрения автоматизированной системы «Открытый бюджет», где будет сосредоточена вся информация о выделяемых средствах из бюджета и привлеченных средствах в разрезе каждой организации.

Кроме того, мне хотелось бы дать разъяснения родителям по предоставлению дополнительных образовательных услуг. Во-первых, все школы работают по государственному образовательному стандарту, обучение в рамках этого стандарта предоставляется бесплатно, за исключением частных школ. Но за пределами госстандарта школа может предоставлять дополнительные образовательные услуги на платной основе. Так говорит статья 17 Закона «Об образовании». Платные образовательные услуги предоставляются школьникам по отдельному расписанию, по желанию родителей (т.е. заставить вас никто не имеет права), и только на основании договора между государственной школой и родителями. Предоставление платных дополнительных услуг означает, что по учебным предметам сверх базисного плана учащиеся могут посещать дополнительные занятия для поступающих в вузы, занятия по иностранным языкам, по спортивно-техническим, художественно-эстетическим, эколого-биологическим и другим направлениям (полный список можно посмотреть в постановлении правительства КР № 563 на сайте Министерства образования и науки). Средства, которые поступают от этих дополнительных услуг, расходуются по согласованию с попечительским советом каждой школы на доплату учителям (до 70% от собранной суммы) и на развитие образовательного процесса. Эти средства не могут быть использованы на капитальный ремонт и транспортные расходы. Если вы добровольно подписали договор о том, что ваш ребенок дополнительно будет посещать кружки на платной основе, все равно по итогам учебного года вам должны предоставить информацию о том, как все эти средства расходуются. Для этого есть и ежегодные общественные слушания по вопросу «расходования внебюджетных средств, полученных из источников, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики» (статья 44-1 Закона «Об образовании»). На этих слушаниях родители могут задать любые интересующие их вопросы по расходованию внебюджетных средств.

- Как в грядущем году будет решаться вопрос со школьной формой? Об этом очень часто спрашивают родители…

- Школьная форма была введена в 2015 году с формулировкой «в целях устранения признаков социального, имущественного и иных различий среди учащихся». Так было отмечено в постановлении правительства Кыргызской Республики.

В то же время, учитывая возможности разных категорий родителей, не была жестко закреплена единая форма. Наоборот, школы получили возможность выбора фасона и цвета школьной формы из предложенных вариантов.

По итогам прошлого учебного года максимальное количество школьников использует классический вариант школьной формы: белая рубашка, черные брюки или юбка. Таких 57,1% от числа всех школьников. Часть школьников, в основном начальных классов, носит форму с бордовыми или серыми пиджаками (34,1%), остальные носят другие разновидности формы (темное платье и белый фартук, синий пиджак и клетчатая юбка и прочее). И если в 2015 году в министерство до введения школьной формы постоянно шли звонки с вопросами о том, как будет происходить этот процесс, то после большой информационной кампании за два месяца после введения формы этот вопрос больше не задал ни один из родителей.

Если эти вопросы снова возникли – значит, школы не решают с родителями вопрос о выборе школьной формы. В то же время хочу отметить, что, согласно приказу Министерства образования и науки, нарушение формы не может быть основанием для недопуска ребенка на уроки.

- Школьное питание – еще одна тема, все время муссирующаяся на страницах газет…

- Питание для учащихся начальных классов было введено в школах с 2006 года. Однако тогда дело ограничивалось в лучшем случае булочкой с чаем или стаканом молока. Тем не менее, это был важный шаг как для поддержания здоровья детей, так и для привлечения в школу детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

При поддержке донорских организаций, например, таких, как Всемирная продовольственная программ ООН и Мерсико, а также в результате совместной работы с местными органами самоуправления и родителями было организовано горячее питание для детей, обучающихся в начальной школе. К 2017 году 788 школ из 2218 предоставляют полноценное горячее питание детям. В 2016 году дополнительно отобрано еще 109 школ, в которых ведутся необходимые ремонтно-восстановительные работы и дооснащение пищеблоков, а также обучение поваров школ, директоров школ, руководителей РайОО и специалистов органов местного самоуправления.

Для того чтобы придать работе по обеспечению детей горячим питанием системность, совместным приказом Министерства образования и Министерства здравоохранения от 5 августа 2016 года утверждена Программа развития школьного питания в общеобразовательных школах Кыргызстана. Так что министерство и доноры будут продолжать оказывать помощь школам в восстановлении пищеблоков и в обучении персонала. А далее местные самоуправления и сами школы смогут стать активными участниками этой программы. Тем более что стали возрождаться приусадебные хозяйства – сейчас они есть уже в 65% школ. Хотя, конечно, ряд серьезных проблем остаются – во многих школах нет централизованного водоснабжения, отсутствуют столовые, кухонное и холодильное оборудование. Но мы будем вести поэтапную работу, чтобы постепенно к программе по предоставлению горячего питания для учеников начальных классов присоединились все школы республики.

- Школой и школьными проблемами система образования не ограничивается. Как лично Вы оцениваете уровень выпускников сегодняшних средних специальных и высших учебных заведений?

- По оценкам экспертов, профессиональное образование нуждается в модернизации и приведении его в соответствие с потребностями экономики страны. Здесь также остро стоит проблема стандартов – как образовательных, так и профессиональных. В 2015 году были утверждены стандарты для вузов, однако там до сих пор плохо работают инструменты внутренней и внешней оценки качества предоставляемого образования, сохраняются вопросы по оптимизации сети вузов и ряд других проблем.

Приняты важные решения, связанные с введением аккредитации для всех уровней профессионального образования. Очень важно запустить данный процесс. Аккредитация позволит оценить качество образования и послужит инструментом в решении вопросов оптимизации вузов. Однако имеется экспертное мнение, что только 20% высших учебных заведений в настоящее время готовы принять такую форму контроля качества.

С этого года мы начинаем по новой методике отслеживать трудоустройство выпускников, что позволит более четко определить, устраиваются ли они работать по специальности, насколько работодатели довольны полученными ими во время учебы знаниями. Кроме того, в декабре прошлого года коллегия министерства рассмотрела проект Национальной системы квалификаций. Документ существенно облегчит признание наших дипломов и степеней за рубежом. Сейчас он вынесен на обсуждение, после чего будет направлен на утверждение правительства.

- Что думаете лично Вы о религиозном образовании и его состоянии в Кыргызстане?

- Очень серьезный вопрос. Пока все религиозные организации контролируются Духовным управлением мусульман Кыргызстана (ДУМК). В Кыргызстане, и это признают все эксперты, недостаточно специалистов-религиоведов, мало по-современному образованных теологов. Хотя последние годы университет имени И. Арабаева и Ошский государственный университет имеют теологические факультеты.

Для общеобразовательных школ сейчас готовится учебник по истории религиозной культуры. Детей нужно знакомить с историей религий, с теми культурными достижениями, нормами и ценностями, которые появились благодаря религиозной деятельности людей, в том числе людей разных конфессий. Это убережет наших детей и молодежь от влияния радикальных группировок и позволит сохранить в обществе приверженность демократическим ценностям и нормам.

- Как боретесь с коррупцией в вузах?

- Вопрос со взяточничеством при поступлении уже практически решился через ОРТ. Массовым это явление больше не является. Есть нюансы, конечно, но мы устраняем лазейки для коррупционных схем.

Проблема с сессиями и переводами студентов есть. В этой ситуации необходимо внедрение автоматизации деятельности вузов, т.е. максимальное исключение человеческого фактора. Той же группе IT–специалистов, о которой было сказано выше, поручено разработать пакет программ для автоматизированного управления в вузах.

- Скажите, а вся ли критика по этой части конструктивна?

- Конечно, бывает по-разному. Но в любой критике надо искать рациональное зерно. Взгляд со стороны позволяет понять, как идет процесс реформ, как его оценивают люди, ради которых и существует система образования. Ведь чем больше здравой, настоящей информации о проблемах получает общество – тем больше шансов их решения.

Я имею огромное искреннее желание изменить отношение к образованию в нашей стране, а значит, готова сотрудничать со всеми, кто в свою очередь готов работать и критиковать конструктивно.

- От студентов разрешите вернуться к малышам… Будет ли расти количество детских садов по стране – в Бишкеке и регионах?

- С 1991 по 2000 год из 1696 действующих детских садов осталось 400! Остальные были приватизированы или распроданы. Охват дошкольным образованием снизился с 35% до 6% детей от 3 до 5 лет.

Сейчас дошкольным образованием охвачено 21,4% от общего количества детей дошкольного возраста. Всего за 6 лет охват детей дошкольным образованием увеличился в 2,2 раза, а количество дошкольных организаций выросло в 2,5 раза. На сегодняшний день возвращено 209 зданий бывших детских садов. Кроме того, проводится оптимизация сети школ, которая позволила только в 2016 году открыть 40 детсадовских групп на 1274 места. Открываются (в том числе при помощи наших партнеров по развитию) общинные детские сады и детские сады с альтернативными формами воспитания. Все это вместе взятое уже дало значительный рост количества мест в детских садах и увеличение доступности дошкольного образования.

 - Как лично Вы оцениваете известное депутатское высказывание о том, что районные библиотеки надо закрыть и на их месте открыть детские сады?

- Я считаю, что и библиотеки, и детские сады – неотъемлемая часть культурного и социального пространства. Понятно, что многие районные библиотеки сейчас недостаточно оснащаются книгами и периодикой. Но они остаются хранителями культуры – культуры чтения и общения, связанных с ними традиций. Без умения читать – в широком смысле этого слова – нет и не может быть качества образования, поскольку чтение лежит в основе обучения. Нужно усиливать районные и школьные библиотеки, обеспечивать их компьютерами и Интернетом, формировать на их базе медиатеки, чтобы привлечь детей, которые уже привыкли читать с экрана.

Необходимо, чтобы районные и школьные библиотеки более тесно работали друг с другом; тогда мы сможем добиться улучшения чтения наших детей. Международные исследования (PISA) показывают, что во многих странах у детей, которые читают в день для удовольствия хотя бы полчаса, уровень грамотности на 30 и более баллов выше, чем у тех детей, которые не читают ради удовольствия вообще. Для Кыргызстана мы имеем здесь большой ресурс для повышения качества чтения и качества обучения в целом.

Что же касается детских садов, то за последние два года капитально отремонтировано почти 100 садиков, построено три типовых детских сада. Я надеюсь, что этот процесс, как и возвращение незаконно приватизированных ранее зданий детских садов, и открытие частных дошкольных организаций, будет продолжаться, что позволит постепенно расширять охват детей дошкольным образованием и без перепрофилирования библиотек.

- Позволите несколько личных вопросов? Вы празднуете 8 Марта? Для Вас этот день является праздником?

- Несмотря на историю зарождения, сегодня 8 Марта уже не воспринимается как политический праздник. Его отмечают во многих странах, и в каждой стране этот праздник ассоциируется с приходом Весны, тепла, его ждут, чтобы выразить свои чувства любви и уважения женщинам. Я лично его не праздную как-то особенно. Раньше в этот день в первую очередь поздравляла свою маму, тщательно выбирала подарок и, конечно же, цветы. К сожалению, этой возможности у меня сейчас уже нет… Я в свою очередь с удовольствием получаю поздравления от своих детей. Этот день – один из редких выходных дней, когда есть возможность провести со своими родными.

- Каких принципов Вы придерживаетесь в воспитании собственных детей? Что самое важное Вы хотели бы в них вложить?

- У меня уже взрослые дети, у дочери своя семья, растет внук. В первую очередь я всегда старалась не просто любить детей, но уважать их мнение, прислушиваться к ним. Это помогает детям вырасти более самостоятельными и ответственными. Воспитание должно быть направлено на развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Очень часто родители пытаются навязывать детям свое мнение по выбору профессии и другим вопросам. Самое важное, что хочется увидеть в детях, и не только своих, – это целеустремленность и ответственность.

Беседовала Светлана Бегунова 

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям