Кыргызча

Гульнура Торалиева: «Пиар у нас строится на интуитивных знаниях»

07:10, 20 Сентября 2016

Недавно в Кыргызстане открылась Бишкекская школа пиара, или Bishkek School of Public Relations. Чем был пиар до этого в простонародном понимании? Им грешили политики и общественные деятели в период разного рода выборных кампаний, и заключался он в демонстрации себя любимого на публике, с акцентом на своих лучших качествах, а иногда с приписыванием себе положительных черт. Иногда богатые политики выписывали себе дорогостоящих пиарщиков из соседних стран, но их идеи по созданию виртуальной реальности и манипулированию общественным сознанием кыргызстанцев не всегда работали, а иногда выглядели формально и даже комично.

Зачем нужен пиар, и чему будут учить в данной школе? Об этом в интервью с Гульнурой Торалиевой, основателем и руководителем Бишкекской школы пиара.

- Гульнура, что такое пиар, или связь с общественностью, на сегодняшний день?

- Public Relations (PR), или связи с общественностью, сегодня все трактуют, как хотят. Есть у этой науки четкий термин и функция – построение репутации и доброжелательных отношений. У нас многие используют слово «пиар» в очень негативной коннотации, схожей с популизмом. Популизм и PR, в принципе, несовместимы, потому что долгосрочная репутация и долгосрочные отношения с помощью популизма не построишь. Люди не глупые, они тонко чувствуют фальшь. Поэтому и репутация и отношения должны быть основаны на правде: на настоящих историях и реальных цифрах. Это похоже на брак, где крепкие и долгие отношения строятся на доверии. PR-специалисты работают, чтобы построить доверие к клиенту, это может быть целое правительство, или звезда местной эстрады, или спортсмен, или частная компания, занимающаяся продажей корма для собак.

- На каком уровне у нас развита PR-сфера?

- PR у нас практически строится на интуитивных знаниях. В Кыргызстане, можно сказать, нет PR-образования, есть отделения при факультетах журналистики в нескольких университетах, но этого недостаточно. Также у нас нет ни одной магистерской программы. То есть, в принципе, нет возможности прийти в профессию ни студентам, ни уже зрелым профессионалам.

 PR - достаточно прикладная дисциплина, поэтому овладеть навыками может практически каждый. Я знаю многих профессионалов, желающих получить более глубокое представление о PR, они правильно считают, что знания и навыки PR в современном обществе нужны всем: от мастера маникюра до президента страны. В Норвегии, к примеру, последняя тенденция такова, что из 10 сотрудников компании 5 - это специалисты по PR. Я думаю, мы медленно, но идем к такому же раскладу.

- Что нового ваша школа может внести в эту сферу в Кыргызстане?

- Bishkek School of Public Relations (Бишкекская школа PR) будет предоставлять различные курсы по связям с общественностью, различного формата и длительности, для самой разной аудитории. У нас замечательная команда профессионалов, я считаю, одних из лучших в стране и регионе. Наше отличие в том, что мы будем обучать PR как ключевому навыку управления. По сути, любой менеджер любого уровня должен обладать навыками связей с общественностью. Но пока у нас этого понимания нет. Что значит ключевой навык управления? Это значит, что мы будем давать знания и навыки в комплексе с другими поддерживающими дисциплинами, такими как стратегическое планирование, управление человеческими ресурсами, навыки консультирования и даже финансы наряду с подготовкой пресс-релизов, коммуникационных стратегий, антикризисными коммуникациями.

Другой наш отличительный подход – это стратегические коммуникации. Мы считаем, что связи с общественностью должны быть основаны на качественных исследованиях. Мы будем проводить их регулярно и делиться с коллегами. Таким образом, хотим внести свою лепту в развитие дисциплины и в целом науки в стране.

Также хотелось бы стать интересной и полезной площадкой для всех интересующихся PR для обмена мнениями и опытом. Будем стараться и прилагать усилия для того, чтобы все получилось.

- Насколько важен пиар для коммерческой компании, политической партии или отдельной известной личности?

- Без PR невозможна эффективная работа ни правительства, ни  политика, ни политической партии, ни коммерческой фирмы. Без него тяжело представить и функционирование НПО, и, конечно же, отдельных личностей, в том числе артистов, актеров, певцов, спортсменов, консультантов, гражданских активистов. Все ответственные организации, бизнес-структуры должны непременно налаживать связи с общественностью, вести так называемый двусторонний диалог со своей целевой аудиторией. Чтобы досконально знать их запросы и потребности.

- Какие ошибки делают отечественные пиарщики?

- Наши отечественные специалисты PR достаточно продвинутые. Они ищут возможности получения знаний и навыков за рубежом. Благодаря им у нас уже сформировалась небольшая, но критическая масса профессионалов, способных на высоком уровне предоставлять образование внутри страны, и даже быть вполне конкурентоспособными в СНГ. Однако все же уровень понимания дисциплины достаточно разный. Не все считают профессию важной для развития страны, для снижения конфликтного потенциала, для повышения прозрачности и открытости работы государства, бизнеса и НПО.

Часто также PR коррумпирован, нам нужно искоренять коррупцию в этой сфере, в том числе и путем популяризации этического кодекса, и, конечно, качественного образования. Про антикризисный PR пока промолчу. Его в стране нет. Хотя очень многие конфликты, стрессы можно было избежать путем грамотных связей с общественностью. Также отсутствует стратегический подход к коммуникациям. Отечественные специалисты привыкли тратить бюджеты на баннеры или эфир на КТРК, хотя это может быть совсем не эффективным с точки зрения достижения целевой аудитории. Может быть, эффективнее три раза в день что-то вещать через радиорубку на рынке «Дордой»? Пока мало кто об этом задумывается, и поэтому тратият попусту свои деньги и время.

- Какое самое главное правило пиара?

- Главное правило: быть честным со своей аудиторией, а также слушать ее и быть максимально отзывчивым. Иначе это пропаганда.

Аида Тастанова

© Новые лица, 2014–2015
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям