Как проект USAID помог развить туризм в отдельно взятом поселке

19:21, 25 Июня

Ровно год назад наша газета впервые написала о том, как в разрушающемся депрессивном поселке Жыргалан энтузиаст Эмиль Ибаков развивает элитный туризм.

К элитному его можно причислить потому, что основан он на пеших и конных маршрутах по нетронутым, нехоженным тропам красивейшей долины. Благодаря участию Ибакова в проекте “Инициатива USAID по развитию бизнеса” про райский уголок узнали во всем мире. О том, как прошел этот год, наша беседа с Эмилем-байке.

- Как прошел зимний сезон?

- Намного лучше в сравнении с предыдущими годами. В эту зиму у нас побывали почти 500 уникальных туристов. Из них 90 процентов – европейцы, в большинстве германцы, остальные 10 процентов – россияне и казахи. Все они забронировали места на следующий сезон, начиная от празднования Нового года, на половину января, весь февраль и почти весь март 2019 года. То есть можно смело сказать, что им у нас понравилось, раз они планируют снова вернуться.

- Как ваши гости узнают о вас?

- Во-первых, благодаря проекту USAID у нас есть свой сайт: www.jyrgalan.com. За что им огромное спасибо. Получился прекрасный сайт, который очень нам помог, именно там наши иностранные гости берут информацию и контакты. Во-вторых, минувшим летом к нам приезжали около 30 блогеров, которые написали репортажи на своих страницах в соцсетях. Это были лучшие блогеры со всего мира, за которыми следят 20-50 тысяч подписчиков. Их приезд тоже случился в рамках проекта USAID. Это неоценимая помощь в развитии нашего региона.

И потом, мы сами тоже стараемся, у нас есть свой сайт www.alakol.kg, свои страницы в Facebook, Instagram, есть штатные работники, которые занимаются распространением информации о нас в соцсетях.

- Какими были отзывы туристов?

- В основном, люди очень довольны. Небольшое негодование у них только по одному поводу: почему они раньше не знали этих мест! Сейчас много туркомпаний и международных, и наших, и казахских, которые работают вместе с нами, они отправляют своих туристов к нам. Кроме того, мы участвовали в московской, берлинской, ташкентской выставках туристических услуг в 2018 году. Сейчас уже две недели одна из сотрудниц нашей дестинации находится в Америке все с той же целью – представляет наш благословенный край. Очень много писем оттуда пошло, появились желающие приехать уже этим летом и на будущий год.

На фото: Эмиль-байке с супругой Гульмирой Примовой

- Можете сформулировать основные пожелания туристов?

- Самое главное пожелание – англоязычные гиды. Мы не успеваем в этом вопросе за потоком туристов. Он – поток – опередил подготовку нужных гидов с хорошим английским. Но люди все равно возвращаются из туров очень довольные.

- Сколько гидов вам нужно?

- По опыту Арсланбоба скажу – у них 28 гидов. А у нас пока только 6. Причем, 28 – это количество гидов, работающих в зимний период, а летом оно увеличивается в разы. В Арсланбобе с этим проблем нет. Знаете, как они решили этот вопрос? Парадоксально, но им помогло то, что они далеко от столицы, приглашать столичных гидов было слишком накладно, и они форсировали ситуацию у себя, обучили людей, которые знали английский язык и наоборот – подтянули по английскому профессиональных гидов. Там зимой бывает около 3000 туристов…

- Никогда не знала, что в Арсланбобе развит зимний туризм. А что там есть?

- Там стабильный снег. Выпадает и формирует покров около 2-3 метров, и все это держится до весны. При этом там нет сильных морозов, и в силу климатических особенностей нет повышенной опасности схода лавин. Второе место по стабильности снега занимает Каракол. Зимы у нас не такие холодные, Иссык-Куль в 60 километрах, это тоже благоприятно влияет.

- Какие заработки у гидов?

- Гиды наши зарабатывают по 2-2,5 тысячи сомов в день. Мы готовы нормально платить, и стараемся набрать людей, даже готовы подтянуть их английский.

Зимний турист идет по одной тропе. И важнейшая задача гида – провести группу аккуратно, обойдя лавинные очаги и потом спустить туристов вниз. Зимой группы часто приезжают со своим переводчиком, следовательно, тут не так важен английский. А летом, когда группы идут в трек, они живо интересуются историей края, названиями трав, пород деревьев, кустарниками, всем, что видят. Вот тут нужен английский. Я думаю, что эту проблему мы решим в течение 2-3 лет. У нас тут молодежи много, да и Каракол рядом.

- Сколько у вас сейчас членов дестинации?

- На сегодняшний день в Жыргалане 9 гостевых домов. Еще год назад было всего 4. Мы все – единомышленники, поддерживаем определенные стандарты, которые касаются теплых санузлов, чистого пастельного белья, обязателен горячий душ. Цены разные. Есть хостелы – от 600 сомов за проживание, плюс питание 1000 сомов, до люксов по 2500 сомов.

- Местное население стало больше вовлекаться в сферу туризма?

- Местное население поддерживает нас. Это очень важно. Есть такая тенденция – многие, кто имел тут дома, сдавал их за бесценок и уезжал на заработки, начали возвращаться. Очень многие стали оформлять свои дома через Госрегистр, очерчивать границы участка, получать все необходимые документы, «красную книгу». Это говорит о том, что они готовятся к туристическому потоку. Местность стала понемногу преображаться. Люди перекрывают крыши, делают санузлы у себя в домах. Многие просятся в наше сообщество, и двери, конечно, открыты, но у нас есть стандарты, требования, которые мы никак не можем снижать.

- Какие это стандарты?

- Должно быть зимой тепло в домах. Горячая и холодная вода должна быть в доме, санузлы должны быть теплые и чистые. Мы не требуем, чтобы крутой ремонт был сделан во всем доме, но душевые и туалеты должны быть на уровне. Это то, чего требует турист, приезжающий и зимой, и летом.

- Какие у вас еще новости?

- Самая печальная – закрывается проект USAID по поддержке туризма. Мы настроены на устойчивое развитие, но поддержка была мощная в плане реализации каких-то идей, консультаций. И мы очень им благодарны. Что касается финансов, все это время мы, члены дестинации, копили, откладывая 10 процентов с каждого поступления от туриста, и сейчас у нашей дестинации в копилке уже 600 тысяч сомов. Конечно, будем искать еще доноров, которые станут нам помогать. Но благодаря накоплениям мы можем уже сейчас вкладываться на равных с донорами.

- Что хотите купить на эти деньги?

- На данный момент у нас цель – купить снегоходы, чтобы зарабатывать деньги на их прокате. Еще мы имеем цель начать давать беспроцентные ссуды членам нашего сообщества, чтобы они благоустраивались, чтобы покупали необходимое оборудование.

- Меняется ли контингент туристов?

- По-разному. Туристы делятся на две категории. Первые – бэг-беккеры – те, которые идут с рюкзаком и палаткой. Они готовы жить в спартанских условиях, лишь был какой-то доступ к горячей и холодной воде, а сами могут ночевать и под открытым небом в палатках. Они сами узнают маршруты и уходят в самостоятельные треки, без наших гидов. Это очень подготовленные туристы, знают, как жить в горах, где и как можно развести костер. С природой они на «ты». Такие туристы – небогатый народ, но они – первопроходцы, именно они, как никто, потом рекламируют тот или иной маршрут, дестинацию, место. Мы к ним относимся очень трепетно, ищем для них гостевые дома подешевле.

Второй вид туристов – флеш-беккеры – те, кто выходит из большого лайнера, проходит несколько шагов и садится в красивый автобус, из которого выходит уже у нас на зеленой травке. Тут они делают фотографии, смотрят наши шоу: «боорсок-шоу», «кок-бору шоу», «фольклор-шоу», участвуют в этом всем, например, они сами месят тесто для боорсоков, сами их жарят, сами и употребляют потом с чаем. Для гостей с крепкими нервами у нас есть «баран-шоу», то есть, туристам мы показываем, грубо говоря, откуда берется мясо, на их глазах режут барана. Эти туристы в опасные походы не ходят и с природой на «вы». Вот в последнее время мы имеем дело больше с флеш-беккерами.

- Есть ли у вас новые идеи, ждущие своего воплощения?

- У одной моей идеи есть предыстория. В этом году меня что-то толкнуло держать пост Орозо. И я хочу попробовать сделать такую программу для мусульман, такой турпродукт. Чтобы мусульмане могли к нам приехать и держать тут пост коллективно. Ведь вместе гораздо легче, к тому же утренний прием пищи до рассвета многие пропускают, а тут мы могли его организовать для всех. Конечно, вместе читать намаз. А днем делать какие-то 2-4 километровые вылазки, походы. И физическое оздоровление, и духовная пища тут могут объединиться… Но я, конечно, еще буду советоваться с маститыми имамами, как это сделать лучше.

- Расскажите о фильме, который снимает о вас National Geographic.

- Съемочная группа этого телеканала вышла на меня зимой. Их интересовал тот факт, что у нас лошади зимой поднимают туриста, лыжника, на гору. Такими выносливыми лошади бывают редко. Поэтому National geographic поддержал проект, где будет рассказано о нашем способе, когда лыжник поднимается в гору по снегу на лошади, а потом на фрирайте спускается вниз. В минувшем феврале они приехали и сняли первую часть этого фильма. Планировали рассказать только о зимнем туризме у нас. Тема звучала так: «Интеграция кыргызских лошадей в современные виды зимнего отдыха». Я сумел их заинтересовать, чтобы они сняли нас и летом, во время кумысолечения. То есть будет полный цикл. Плюс они приедут еще и на Игры кочевников. В общем, у нас будет шикарный фильм на 15-20 минут. И о кумысолечении расскажут, и еще снимут Жыргалан-фест. Так что ждем потрясающего зрелищного фильма о нас на ведущем телеканале мира.

Интервью вела Лейла Саралаева

 Фото Вячеслава Оселедко
© Новые лица, 2014–2018
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям