Кыргызча

Кусеин Исаев: «Кыргызы должны очеловечиться, пока не потеряли свое лицо!»

14:21, 29 Мая 2015

Что творится с кыргызским обществом? Почему в погоне за богатством мы потеряли человеческое обличие? Почему все чаще происходят жуткие примеры насилия над детьми? Этими вопросами задаются все больше кыргызстанцев.

Кусеин Исаев, профессор, президент Социологической Ассоциации Кыргызстана, народный учитель попытался ответить на эти вопросы. Он сам пришел в редакцию и сказал: «Мне 77 лет, у меня много ученых степеней, я написал и опубликовал 6 научных книг по социологии и развитию общества, много лет преподавал. Но я пришел к выводу, что до сих пор не стал настоящим человеком. Таким, какими были мои учителя в школе, в вузе, в аспирантуре и руководители на работе. И я считаю, что должен до сих пор учиться и воспитывать из себя настоящего человека».

- Кусеин Исаевич, это довольно смелое признание. Давайте разбираться. Вы много лет преподавали политическую экономию. 25 лет проработали заведующим кафедрой научного коммунизма. После того, как развалился Союз, получилось, что это была пустая наука – научный коммунизм?

- Маркс, Энгельс и другие европейские мыслители начала прошлого века считали, что развитие человеческого общества имеет пять ступеней – первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический и самый высший коммунистический. Эти теоретики обосновали, что социалистический и коммунистический этапы развития значительно качественней, чем капиталистический. И поэтому развитие этой науки – научного коммунизма было своевременной и верной. Я до сих пор считаю, что рано или поздно человечество дойдет до этой мысли. Потому что при этом строе обеспечивается справедливое отношение между людьми и демократия становится более человечной.

- Но в развитии кыргызского общества получилось так, будто мы из феодализма, минуя капитализм, сразу перепрыгнули к социализму. А после перестройки наше развитие пошло назад и началась тотальная деградация. Этот процесс отката назад естественный или он сделан специально?

- Это сделано специально, насильно. Победила идея капитализма. Хотя у нас были предпосылки после построения развитого социализма перейти к коммунизму. Давайте вспомним элементарные вещи, которые при СССР нам казались совершенно естественными – не было безработицы, не было массовой миграции, было обязательное всеобщее школьное образование. Если ученик не посещал школу, это было ЧП районного масштаба и за это несли ответственность конкретные люди. И после окончания вузов все выпускники обеспечивались работой. А сегодня более 120 тысяч детей по стране не посещают школы. И на это все спокойно смотрят.

Будучи социологом, я объездил многие страны мира. И могу ответственно заявить, такой богатой, плодородной земли как в Кыргызстане нигде нет, ни в Австралии, ни в Америке, ни в Европе. А что творится сейчас? В погоне за быстрым заработком наши молодые здоровые люди массово мигрируют в Сибирь и Казахстан, а некоторые и в дальнее зарубежье. Здесь остаются только старики и дети. Это чистейшее преступление против своей Родины. Люди продают свое право жить и процветать на родной земле.

Почему сегодня происходят массово такие поступки, когда насилуют малых детей? Звери так не поступают! Это все является грубейшим нарушением человеческой морали и законов жизни.

- Почему мы к этому пришли?

- Потому что живем при диком капитализме, когда царит неравноправие, не соблюдаются элементарные нравственные устои, принятые в человеческом обществе. Молодое поколение не получает должного образования, и самое главное традиционного воспитания, в котором культивировалась бы нравственность. На нас обрушилась эта свобода, которая очень быстро превратилась в анархию. И вернуться к первоначальному состоянию общество уже не может. Есть законы либеральные, а есть социальные. В послевоенной Западной Европе общество начало развиваться с соблюдением либеральных законов. И к чему пришла Европа? К разрушению семейных ценностей. Мы наблюдаем просто невероятную картину искусственного развращения и насильственного насаждения чуждых христианам ценностей. Произошло это из-за нарушения естественного закона человеческого развития.

- И в Кыргызстане тоже?

- Да. Почему в наш парламент пришли через партии безграмотные люди и настоящие воры, готовые все продать ради наживы? Потому что не соблюдаются человеческие законы. Потому что нет у нас законов, которые привлекали бы их к ответственности. Или они не работают. Вспомните, Кыргызстан в 60-70-е годы был процветающей республикой. У нас была поголовная грамотность, хорошо развитая медицина. И к чему мы пришли?

- Зато у нас демократия?

- Сегодня истиной народной демократии нет. Кыргызы имеют тысячелетнюю историю развития, у них есть собственные понятия об обществе, о человеческом развитии, о демократии. Попробовало бы наше поколение поступить против воли бабушки или дедушки, нас тут же застыдили бы. Был неписаный закон уважения к старшим. А сегодня молодежь этот закон не соблюдает. Не модно слушать старших и жить по совести. В результате кыргызское общество пришло к анархии, хаосу, античеловеческим поступкам.

- Вы считаете, что мы современные кыргызы, должны вновь вернуться к своим традиционным ценностям?

- Да, но для начала мы должны возродить эти ценности. Кыргызский народ перестал развиваться по своим законам еще в 18 веке. Когда пришла Российская империя, мы начали развиваться по законам империи. После Октябрьской революции мы пошли по пути советизации, была единая идеология. Эта идеология тоже состояла, в основном, из взглядов Запада: немецкой философии, английской политической экономики, французской социальной теории. Она привела к улучшению во многом нашей жизни, привела к установлению чувств учтивости, законности и коллективности. Потому что кыргызы издревле были коллективным народом. Поэтому они в основном правильно восприняли установление колхозов. Но когда вопрос стоял об идеологии, кыргызы начали лишаться своей истории, философии, духовности. Передающееся с древних времен духовное богатство нашего народа было оценено советской системой как пережитки прошлого и подверглось гонению. К сожалению, и после того, как Советский Союз распался, и мы приобрели суверенитет, мы не смогли проводить новую политику, отталкиваясь от традиций кыргызского общества, у нас начала господствовать либеральная политика. Поэтому общество планомерно теряло свое лицо.

- А что было ключевым в кыргызской духовности?

- Связь человека с природой. Такое понятие как мать-земля. Акаев в первые годы независимости вместо того, чтобы обеспечить национальный путь развития, вместо того чтобы на первое место поставить национальные ценности, ставит европейские ценности и порядки работы государственных органов. Но ни общество, ни страна не готовы были так кардинально перестроиться. Конституция от 1993 года, которая была принята 5 мая, не имела положения о том, что земля продается. Земля это главное богатство для кыргызов, она как мать, которая дает благоденствие и плодородие. А хитромудрые европейские консультанты в закрытом режиме убедили его, чтобы он ввел закон о продаже земли. Но и тогда в начале принятия этого закона предполагалось, что потенциальный покупатель предоставит план обработки и как будет урожай получать. И к чему мы пришли? Такой беспорядок происходит, земли покупают и перепродают. Кругом непонятные стройки. Людям уже дышать нечем от того, что все застраивают. В результате много людей остались без земли. Это приведет к краху государства.

У кыргызов есть ценности, которые признаны международным сообществом. Среди них эпос «Манас» как духовное, а юрта как материальное богатство уже приняты в ЮНЕСКО. Я бы в этот ряд поставил и тенирчилик, традиционную связь кыргызов с природой. Мы должны вернуть эти ценности.

- Сейчас многие выступают и за возвращение родоплеменных отношений.

- Нет, родоплеменной строй – это прошлая эпоха. Раз мы получили независимость, мы должны все лучшее из родоплеменного строя использовать для укрепления неразделимой государственности. За последние 20 лет родоплеменные отношения особенно усилились. Все это неправильно. Они противоречат основанию неразделимой кыргызской государственности, ее укреплению, проведению объединяющей политики. Лидеры кыргызских родов идут не на укрепление государственности, а действуют на противостоянии. В результате, мы до сих пор не пришли к объединенной государственности.

- Предстоят парламентские выборы. Озвучиваются ли уже какие-то идеи, которые могли быть созвучны чаяниям народа?

- Ни одна партия, на мой взгляд, не отстаивает интересы народа. Все они продались идеям капитализма. Для всех главным являются деньги. Президент говорит правильные вещи, но и у него нет четко выстроенной идеологии. Посмотрите на Монголию. По стартовым условиям там была ситуация намного хуже, чем в Киргизской ССР. А сейчас они ушли значительно вперед. Их президент, когда приезжал к нам, пожелал нам развиваться, используя свое национальное достоинство и духовные традиции.

- Многие считают, что нам надо развиваться по мусульманскому пути.

- Я кыргыз. Для меня, как для истинного кыргыза, законы гармонии с природой, основанные на тенирчилик близки. Сейчас хвалят, что в республике построено несколько тысяч мечетей. Когда я езжу в глубинки, всегда посещаю мечети и внимательно слушаю, о чем там говорят. Они говорят об истории 6-7 века арабских стран. А классическую версию, изложенную в Коране, они не знают. Допускают грубейшие ошибки при трактовке различных понятий. Все очень поверхностно и неглубоко, потому что люди разучились серьезно изучать любые вопросы. Поэтому я считаю, мы не должны идти чуждым нам путем арабских или европейских стран. Мы никогда не построим настоящее кыргызское государство с демократией Запада или с ценностями арабов. Это внешняя демократия. Пока она впитается в наши души, должны пройти жизни, по меньшей мере, 4-5 поколений. Для нас будет правильным продолжать обычаи наших предков. Нарушил обычай охраны земли и народа - такой человек должен быть расстрелян! После совершения революции надо было ввести в государство чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев. Те, кто раньше воровал, продал за границу богатства недр, перевел народные деньги на личный счет в заграничных банках, должны понести наказание.

Сейчас Назарбаев, президент соседнего Казахстана, свои позиции сильно укрепил тем, что идеологию повернул в сторону познания национальных достоинств казахов. Он очень мудрый политик. Старается для страны, воспитывает умных талантливых ребят нового поколения. И я верю, что Казахстан через 30 лет будет в числе передовых государств.

- Самая главная проблема кыргызского общества на сегодня?

- Очеловечить общество. Вернуться к своим корням, к своим ценностям, пока мы окончательно не потеряли свое лицо.

- А что для этого нужно сделать?

- Гипотетически нужно закрыть границы и отключить интернет, чтобы уберечь свой народ от чуждой нам грязи и разврата.

- Это конечно нереально. А что вы лично можете сделать для исцеления общества?

- Мое поколение должно стать борцом за идеи очеловечивания кыргызского общества. Да, мы не молоды, но все трудоспособное население выехало за рубеж. Но у нас есть богатый опыт, и мы знаем, как должно развиваться справедливое общество. Необходимо вернуть социальный порядок, когда отец является в полном понимании слова отцом, а сын - сыном. Наша стратегическая цель – построение социального общества, социального государства. Пути к этому мы не должны искать на Западе, не надо следовать за Западом, надо проводить свою гуманную, человеколюбивую, учтивую, справедливую, правдивую политику. Только тогда мы можем своими замечательными качествами приравниваться к другим государствам.

- Куда будет двигаться человечество?

- Думаю рано или поздно человечество придет к отрезвлению. Есть образцы будущего общества уже сейчас. Например, японское общество. Посмотрите, как они сплотились после катастрофы на Фукусиме. Как заботились друг о друге, как бережно собирали и охраняли имущество пострадавших, с какой сознательностью пошли на восстановление разрушений. А у нас давно бы царило мародерство и паника. Поэтому, думаю, что нам нужно перейти от европейских ценностей и повернуться к восточным. Они нам намного ближе.

Аида Тастанова

 Фото Вячеслава Оселедко

© Новые лица, 2014–2015
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям