Омурбек Текебаев: «У нашей партии есть планы, как обустроить страну и столицу Бишкек»

08:42, 18 Июля 2016

Две недели бурлят страсти вокруг инициативы партии «Ата-Мекен» - законопроекта «О реконструкции и развитии исторического центра города Бишкека», вынесенного на общественное обсуждение. Мы решили из первых уст узнать, что стоит за этим законопроектом, и попросили дать разъяснения лидера партии «Ата Мекен» Омурбека Текебаева.

- Омурбек Чиркешевич, почему возникла эта инициатива? Кто ее автор?

 

- Благодаря заработкам наших трудовых мигрантов за границей наша экономика, в частности строительная отрасль, бурно развивалась в последние годы. За отсутствием других альтернатив, заработанные деньги наши граждане вкладывают в недвижимость. Это стало основной формой вклада, сохранения капитала. Но строительство в Бишкеке происходит стихийно, вне плана, каждый строит по своим возможностям, вкусам и пониманию. Возводятся разные по высоте здания без соблюдения единого архитектурного стиля. Земля и другие инфраструктурные ресурсы не используются эффективно. Многие из нас побывали в разных столицах мира. Меня, к примеру, особенно впечатлило то, как развиваются Душанбе, Улан-Батор, не говоря о Баку и Астане. А у нас в центре Бишкека здания из стекла и бетона соседствуют с полуразвалившимися домами. В продолжение столичного пейзажа – разбитые тротуары, арыки. Иной раз даже не чувствуется, что Бишкек – это столица, не только культурно-финансовый, но и политический центр Кыргызстана. Бишкек – лицо государства. Облик Бишкека имеет большое политическое значение для всей страны. Поэтому Бишкек должен быть образцом, примером. Сегодня государство не может сделать так, чтобы весь Бишкек стал ультрасовременным, но центр должен быть современным, и другие города страны должны стремиться к этому идеалу – чистые улицы, современные дома, культурные жильцы и посетители. Это имеет и воспитательный момент. Я часто наблюдаю, когда наши земляки в Бишкеке неаккуратны, бросают мусор где попало, но попав в другие условия – в Нью-Йорке или европейских городах – вдруг автоматически становятся аккуратными, воспитанными горожанами. Таким образом, если ситуация кардинально не изменится, то центр Бишкека не обновится, и город потеряет свой столичный колорит. Поэтому в Бишкеке должно быть не точечное, а ковровое строительство целых кварталов, где будут предусмотрены и автостоянки, и детские площадки, и соблюдена пожарная безопасность, и другие моменты. А для этого во многих странах, особенно развивающихся, у государства есть инструменты и возможность выкупа старых зданий у жильцов на компенсационной основе и строительства на этом месте новых домов и других инфраструктурных объектов.

 

- Насколько это законно?

- Подобная ситуация предусмотрена ст. 12 Конституции, которая гласит: «Изъятие имущества для общественных нужд, определенных в законе. Изъятие может быть произведено по решению суда при справедливом предварительном возмещении стоимости этого имуществ и других убытков, причиняемых при отчуждении».

Кроме этого, изъятие может осуществляться при решении суда с целью защиты национальной безопасности, здоровья, нравственности населения. То есть в специальном законе должно быть определено, что такое общественные нужды. И хотя по Конституции предусмотрено право государства изъять на компенсационной основе, но не указано, в каких случаях и как это делать. Все это должно определяться отдельными законами. Вот почему мэрия города Бишкека обратилась к нашей фракции с письмом и попросила обеспечить законодательную базу такому изъятию. Мэрия обратились в апреле, мы внесли данный законопроект месяц назад.

 

- О чем говорится в законопроекте?

- Сегодня по Генеральному плану, утвержденному в 2006 году, фактическая площадь города составляет 16, 057 гектара. В будущем, с учетом перспективы развития, Бишкек займет 25,86 гектара. То есть город практически в два раза увеличится, вырастет вширь. Но предполагается рост и вверх. Город делится на несколько зон. Одна из них – это исторический центр города, участок, ограниченный с севера проспектом Жибек Жолу, с востока рекой Аламедин, с юга улицей Линейной и бульваром Молодой Гвардии с запада. Здесь расположены здания и сооружения историко-культурного значения, памятники, театры, музеи, библиотеки, муниципальные органы, объекты стратегического характера, имеющие общенациональную значимость. И, бесспорно, обустроенность этой части имеет общенациональное значение и попадает под облагораживание, реконструкцию, под общественные нужды. Об этом говорится в законе. Город может выкупить по рыночной стоимости ветхие, старые здания и предложить местным или иностранным инвесторам построить целые кварталы. Такими ударными темпами мы предлагаем преобразить хотя бы центр города Бишкека.

Хочу поделиться своими наблюдениями. Рассмотрим стратегическую трассу от аэропорта «Манас» к Бишкеку. Из-за стыда каждый раз перед проведением международных саммитов наши власти закрывают убогие селения вдоль трассы установкой сплошных баннеров. К нам приезжают лидеры великих стран мира, приезжают лидеры стран-соперниц, которые смотрят критически на нашу действительность. И когда они проезжают по этой трассе, мы стыдливо прикрываем нашу реальность баннерным щитом. Я предлагаю в рамках закона выкупить эти дома вдоль дороги, предложить частным иностранным компаниям построить там социальное жилье. Если не найдутся иностранные инвесторы, у государства есть средства на строительство ипотечных домов, и мы можем сами построить. Я думаю, горожане с удовольствием там будут жить. Дорога там широкополосная, скоростная, вдоль нее можно построить современные дома, которые закроют вид на убогие селения. Поскольку эти территории станут инвестиционно-привлекательными, там и другие начнут строительство. И село в инфраструктурном плане подтянется к городу. Только таким образом можно осуществить такие масштабные проекты.

 

- А зачем вам, атамекеновцам, так подставляться?

- Кто-то должен взять на себя ответственность. Вся страна может одобрить этот законопроект, но некоторым это не понравится. У них другие планы. И это мы наблюдаем уже сегодня. Заинтересованные политические группы, а также торговцы недвижимостью стали распространять в городе слухи, что по предлагаемому закону депутаты хотят построить на месте библиотек, институтов, университетов, школ, театров торгово-развлекательные комплексы. Это же кощунственно и неправдоподобно. Тем не менее, эти слухи усиленно распространяются. Уже стали ходить по подъездам и говорить, что данный закон предполагает, что все многоэтажные дома будут снесены и нужно собирать подписи против законопроекта. Уже заявляют, что жилье хотят забрать строительные магнаты по дешевке по 100 долларов за один квадратный метр и построить новые многоэтажки, чтобы заработать. Все это неверно. Во-первых, согласно законопроекту, все дома, построенные в соответствии с Генеральным планом, не подлежит изъятию. В законе сказано: Неотъемлемой частью законопроекта является защита частной собственности граждан и юридических лиц. В законопроекте конкретно указано, что не подлежат изъятию и сносу многоквартирные жилые дома, здания и сооружения, построенные в соответствии с Генеральным планом города Бишкека; также не подлежат изъятию и сносу жилые дома, сооружения и здания, построенные и введенные в эксплуатацию в установленном порядке, после 1996 года (вариант 1991 г.), даже в том случае, если они не были предусмотрены Генеральным планом города Бишкека.

 

- А что это за цифра – 1996 год? Почему именно ею вы подчеркиваете некий рубеж?

- Дело в том, что после обретения независимости, в условиях экономического и финансового кризиса, при неразберихе было очень много строек, которые не соответствовали Генеральному плану. Например, отрезок на улице Исанова между Киевской и Московской. Там построены добротные, современные, красивые, облицованные камнем и другим качественным материалом дома. Правда, они малоэтажные, в них расположены офисы банков, международных компаний, в том числе и посольств. Сегодня их сносить только на основании того, что они не соответствуют Генеральному плану, неразумно, нелогично и, самое главное, неподъемно для государства. Так как придется компенсировать колоссальные суммы владельцам. Поэтому, когда мы говорим о постройках до и после 1996 (вариант 1991) года, согласно Генплану, это незыблемо, не подлежит изъятию. А все, что построено до 1996 (вариант 1991)  года без Генплана, но является украшением столицы, тоже не подлежит сносу. То есть владельцы подобных особняков тоже могут быть спокойны, как и жильцы многоквартирных домов. Этот закон их право на собственность защищает. Как, например, на улице Исанова, на отрезке улиц Киевской и Московской построено много добротных, красивых, современных, но малоэтажных зданий, где расположены офисы ведущих компаний, банков, иностранных посольств, международных организаций, гостиниц, парикмахерских, магазинов, кафе и других обьектов малого предпринимательства. Таких новых строений в обозначенном выше квадрате предостаточно. Хотя они не соответствуют Генеральному плану, они были построены с разрешения мэрии города  Бишкека. Разрушать или сносить эти здания только потому, что они не вошли в Генеральный план, неразумно и неподъемно для города. Вот откуда появился год 1996-й. Это год введения частной собственности на землю. Законом год выбран условно, и в ходе обсуждения дату можно изменить на начало 1990-х годов, с момента обретения независимости страны, или выше. Тем самым закон легализует строения, построенные и введенные в установленном порядке в эксплуатацию после 1996 года (вариант 1991 г.). При внесении изменений в Генеральный план города Бишкека мэрия должна учесть исторические обстоятельства и фактический статус вышеописанных домов. Таким образом, могут изыматься только дома, сооружения, здания старой постройки, не соответсвующие Генеральному плану и проектно–детальной планировке.

-Как будет проходить процедура изъятия?

-Самое главное, законопроект определяет справедливую и предварительную компенсацию как одну из форм гарантии защиты частной собственности. Оценка стоимости изымаемого недвижимого имущества осуществляется риэлторскими компаниями и независимыми оценщиками в установленном законодательством порядке. При этом стоимость недвижимого имущества определяется оценочной организацией на момент, непосредственно предшествовавший изъятию этого имущества, когда известие о предстоящем изъятии еще не повлияло на стоимость имущества.

При согласии собственника жилой квартиры на получение квартиры в новом доме, построенном на месте его недвижимости, собственник может претендовать на квартиру площадью не меньше площади изъятой квартиры. При этом квартира в новом доме оценивается по себестоимости, а изымаемая квартира - по рыночной цене. Данное условие, несомненно, приведет к улучшению и расширению жилой площади собственников.

В случае, когда собственник жилья соглашается на получение жилья в новом доме, в возмещение убытков, связанных с изъятием недвижимого имущества, включается и арендная плата за временное съемное жилье на период строительства.

В центре столицы расположены не только жилые дома, но и помещения коммерческого характера. Это магазины, офисы, парикмахерские и т.п. Собственник нежилого помещения, изымаемого здания может претендовать на нежилое помещение в новом здании, на том же этаже, площадью не менее изъятого нежилого помещения.

При этом в случаях, когда собственник нежилого помещения соглашается на получение нежилого помещения в строящемся новом доме, в возмещение убытков, связанных с изъятием недвижимого имущества, включается и возмещение упущенной выгоды, которая должна подтверждаться соответствующими финансовыми документами.

- Что конкретно подлежит изъятию и сносу?

- Все, что не входит в Генплан, ветхие и старые здания, одно-, двухэтажные постройки барачного типа. По данным мэрии, в Бишкеке имеется около 1000 объектов, которые подлежат сносу в центральной части, преимущественно они находятся вдоль железной дороги. Я бы предложил городу при определении исторической части города ограничиться улицей Боконбаева. Но кроме воздушных ворот существуют и железнодорожные ворота, тем более мы хотим соединиться железнодорожными путями с дорогой Шанхай - Париж, а вдоль железной дороги много одноэтажных старых домов барачного типа. Из-за этого количество собственников, интересы которых затрагивает этот закон, увеличивается. А в центральной части подобных домов не так много, хотя даже несколько объектов уродуют вид города. Например, около 10 частных домов, которые расположены в конце улицы Московской. В плане города - выкупить их, снести и вывести дорогу через речку дальше, что уменьшит пробки и улучшит дорожное движение. Без этого закона выкупить эти дома невозможно. Владельцы их могут потребовать астрономические суммы, вот в этом и необходимость этого законопроекта.

 

- То есть дома 104-й, 105-й, 106-й серий, «сталинки» и «хрущевки» не будут сноситься?

- Все дома, построенные согласно Генплану, незыблемы и не подлежат изъятию на основании этого закона.

 

- Получается, это инициатива мэрии. А почему именно к вашей фракции обратился мэр?

- Потому что мы внесли уже ряд инициатив. Это не первый проект, который разработала наша фракция, касающийся жизнедеятельности города. Например, современную систему самоуправления заложила наша партия в Конституции. Именно мы предложили действующий закон о местном самоуправлении и о статусе городов Бишкек и Ош. Мы предлагаем правительству начать административно-территориальные реформы, в первую очередь в рамках этой реформы определить границы крупных городов. Сегодня никто не знает, сколько человек проживает в Бишкеке, никто не знает, где начинается и заканчивается черта города. Я в 2011 году внес законопроект об административно-территориальном делении, который, к сожалению, до сих пор не принят. Мы собираемся повторно вносить его в парламент. Мы давно озабоченны законопроектом о статусе жилмассивов, часть которых нелигитимна, их как будто не существует. Мы предлагаем их легализовать. Мы предлагаем городу подвести туда газ, обеспечить водоснабжением, электрифицировать, так, чтобы жилмассивы стали престижными районами города Бишкека, а не самыми отсталыми. Ведь мы живем в одном городе, а существуют две культуры – городская, элитная, и так называемая «культура жилмассивов», на которую смотрят свысока жители центральной части. Мы хотим развивать не только центр. Мы стремимся, чтобы в городе было меньше пробок, качественные дороги, меньше ДТП. Для этого нужно дать городу право установить местный налог на ГСМ до 1 сома на литр. Город может собрать до 300 млн сомов в год, эти деньги пойдут исключительно на строительство новых дорог, ремонт улиц, стоянок и тротуаров.

 

- Честно говоря, тоже рискованная инициатива…

- Согласен. Почти все горожане являются автовладельцами. Кажется, что здесь возмущенных будет еще больше, чем критиков законопроекта об историческом облике города. Ведь данный законопроект касается только тысячи человек, а автолюбителей десятки, сотни тысяч горожан. Может возникнуть подозрение, что мы – любители экстрима, сами себя бросаем в сложные ситуации. Но я уверен, что люди у нас разумные. Если собрать 300 миллионов сомов, создать дорожный фонд и направить на конкретные цели, количество пробок уменьшится. Сегодня в час пик из одной части города до другой едешь час. На самом деле можно доехать за 15-20 минут. Если все это будет сделано, автомобилисты не будут стоять в пробках, значит, каждый сэкономит на бензине, на амортизационных расходах, сохранит время, и жить в городе станет намного удобнее и безопаснее. Когда автомобилист поймет, на что идут эти деньги, он готов будет заплатить лишний сом за литр бензина. Сегодняшнего беспорядка в городе не будет.

 

- Как прокомментируете этот негатив, который вызвала ваша инициатива по изъятию и сносу жилья?

- Наше упущение в том, что мы вовремя не придали значения начавшейся буре в социальных сетях. Там распространили недостоверную информацию. Мне помощники сообщали, что на форумах обсуждение идет не в том направлении, но я не придал этому значения. А инициаторами этих обсуждений стали политические группы, некоторые из них – владельцы таких участков, у них коммерческие интересы, они объединили усилия, в буквальном смысле ходили из квартиры в квартиру, пугали людей, распространяли листовки. Это неправильно. Я хочу успокоить людей. Наша первая ошибка, что мы вовремя не успокоили людей, не объяснили суть законопроекта. Второе – действительно, в законе существуют неточности, которые недоброжелатели толкуют по-своему. В эти дни я встречался с членами инициативной группы, после того как я объяснил концепцию закона, они успокоились. Некоторые - нет, но я полагаю, что они представляют интересы политических и коммерческих групп. После этих встреч мы внесли несколько уточнений, теперь даже самый безграмотный человек будет понимать, что у нас нет никаких интересов.

 

- Некоторые говорят, что у вас есть своя строительная компания, для которой нужны хорошие места для строительства.

- Еще раз повторю, у меня нет коммерческих интересов. Буду искренним: у меня есть некий политический интерес, я просто хочу быть инициатором грандиозных, масштабных изменений в городе. Я и члены нашей фракции хотим иметь отношение к большому, масштабному проекту по изменению облика Бишкека, который получит большое историческое значение. Ведь это не первое и не единственное наше предложение по изменению облика столицы.

 

- Действительно, очень амбициозный проект. Но откуда мы возьмем деньги, чтобы, во-первых, выкупить, а во-вторых, построить новые современные здания?

- Темпы строительства у нас замедлились, многие квартиры не продаются. Такие спады у нас были и после кризиса 2008 года. Сейчас идет подобный кризис, и наша экономика тесно связана с российской и развивается волнообразно. Я думаю, что через некоторое время российская экономика поднимается вверх, мы в этом даже больше заинтересованы, чем сама Россия. Каждый день я мечтаю, чтобы цена на нефть снова начала расти, как будто мы нефтедобывающая страна. Мы ждем каждый день, чтобы экономические санкции в отношении России сняли. Каждый раз наблюдаем, как некоторые регионы Италии и Кипр принимают решения о снятии санкций с России. Их проблемы – это не только дело России, это непосредственно касается нас, кыргызстанцев. Поэтому могу прогнозировать, что в скором времени кризис закончится, и появятся деньги. Что касается конкретики, то если 1000 объектов выкупить в среднем по 100 000 долларов, то понадобится всего 100 миллионов долларов. Это не много. Я думаю, что правительство должно взять новые кредиты до 300 миллионов долларов и облагородить не только центральную часть, но и подвести инфраструктуру к другим частям города. Мы должны думать в целом о столице.

 

- Многие скажут, что мы и так в свое время набрали кредитов на 4 млрд долларов.

- Средства на инфраструктурные проекты никогда прямым образом не возвратятся. Они возвратятся косвенным образом. А в нашем случае средства возвратятся прямым образом. Например, если один квартал город выкупил, составил проект, отдал инвесторам, после того как они построят и реализуют квартиры, они вернут эти деньги, и город сможет расплатиться с кредиторами. Кстати, недавно группа депутатов внесла закон о защите частной собственности. Инициаторами являются самые крупные владельцы недвижимости в Кыргызстане, такие как Айдаров, Арапбаев, Бабанов, Султанбекова, Бакыт Сыдыков, Толонов, Чыныбай Турсунбеков, Игорь Чудинов и другие. В совокупности эти депутаты, возможно, владеют четвертой частью города. И они вносят закон «О защите частной собственности». Я их понимаю. Они 24 часа в сутки думают только о судьбе своей собственности. Заработали, теперь головные боли, как сохранить и приумножить свои богатства. Даже они в ст.19 своего законопроекта говорят о том, что частная собственность может быть изъята ради общественных нужд, но с предварительным справедливым возмещением убытков. И это они рассматривают как гарантию прав собственности. Поэтому когда говорят, что наша инициатива нарушает Конституцию, это неверно. Когда говорят, что это мародерство и грабеж, это тоже неправда. Справедливое возмещение – это и есть гарантия прав собственности.

 

- А еще муссируются слухи, что вы идете на президентские выборы, и вам нужны дополнительные финансовые средства, поэтому вы и стали инициаторам этого законопроекта...

- Мне нужны не средства, а голоса избирателей, мне нужен рейтинг, мне нужны сторонники, а не оппоненты. Те, кто хочет баллотироваться в президенты, таких рискованных законопроектов не выносят. Это же противоречивые вещи. Я прагматик, поэтому знаю, что вряд ли этот законопроект будет принят до президентских выборов.

 

- Тогда какова судьба этого законопроекта, он будет принят? Вы будете на нем настаивать?

- Да, это амбициозный, масштабный проект, но скандальный. Никто из владельцев недвижимости в центральной части столицы не захочет расстаться со своими надеждами на большую прибыль в будущем. В центральной части живут потомки руководителей страны, потомки родоначальников нашей культуры, науки, партийно-хозяйственной элиты, успешные бизнесмены. Одним словом, не простые люди там живут. Они владеют СМИ, имеют влияние на общественное мнение. Для того чтобы реализовать предлагаемый нами проект, нужна сильная политическая воля, единое понимание необходимости этого проекта, единая политика правительства, президента, парламента, местных органов власти и всего кыргызского народа. Только тогда этот проект осуществим. Но если политические оппоненты захотят использовать этот проект, чтобы дискредитировать партию, чем некоторые и занимаются, этот проект провалится. Если мы не найдем понимания в других фракциях, у правительства и у президента, настаивать на этом проекте не будем. Но то, что мы обозначили, что включили этот актуальнейший вопрос в повестку дня, тоже очень важно для нас. Пусть жители Кыргызстана знают, что у нас есть планы, как обстроить страну, в том числе большие города. Когда у нас будет полнота власти, мы это сможем осуществить легко.

 

- Вы планируете баллотироваться в президенты?

- Пока я на этот вопрос не отвечу. Но наши грандиозные планы по обустройству страны, конкретных городов, наша готовность взять на себя ответственность, рисковать своим личным политическим будущим говорит о многом.

 

Лейла Саралаева

 Фото Игоря Коваленко

© Новые лица, 2014–2017
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям