Развитие государственно-частного партнерства в Кыргызстане - вопрос времени

08:44, 15 Февраля

Как оживить энергетическую отрасль, если она малорентабельна и требует постоянного вложения огромных средств? Как модернизировать главный аэропорт и сделать его комфортным для кыргызстанцев и гостей страны? Как начать строить новые школы, в которых детям будет приятно и безопасно учиться? Все эти, казалось бы, не подъемные для госбюджета проблемы легко может решить ГЧП – государственно-частное партнерство.

На страницах нашей газеты мы уже рассказывали о единственном пока успешно реализованном проекте ГЧП в сфере медицины по предоставлению услуг гемодиализа. Соглашение между Министерством здравоохранения КР и международной компанией Fresenius Medical Care (Германия), которая была выбрана по результатам проведения международного конкурсного тендера, было подписано 15 августа 2017 г. Минздрав шел к реализации данного проекта почти три года. И все это время постоянную консультационную поддержку оказывала Международная финансовая корпорация (IFC), входящая в Группу Всемирного банка.

IFC является единственной многосторонней организацией, напрямую предоставляющей правительствам консультационные услуги для структурирования и осуществления ГЧП. На сегодняшний день IFC реализовала более 200 проектов ГЧП в сфере транспорта, грузоперевозок, авиаперевозок, здравоохранения, образования, водоснабжения, санитарии, бытовых отходов, централизованного теплоснабжения и электроэнергии по всему миру.

Какие перспективные проекты можно было бы реализовать через ГЧП, и что мешает более активной работе в данной сфере, наша беседа с руководителем IFC в Кыргызстане Мартином Негеле.

- Господин Негеле, какую пользу принесет кыргызстанскому пациенту ГЧП проект по гемодиализу?

- Во-первых, теперь качество этой процедуры в Кыргызстане будет на уровне международных стандартов. До этого только единицы могли себе позволить поехать в Турцию или другие страны и получить ее на соответствующем уровне. Сегодня все нуждающиеся смогут получить те же стандарты, что и в Европе, не выезжая из Кыргызской Республики. И это стало возможным исключительно благодаря той воле и упорству, которые проявил министр здавоохранения Талант Батыралиев. Во-вторых, появятся новые медицинские центры в Бишкеке, Оше и Джалал-Абаде, будет завезено новое оборудование, появятся новые рабочие места. И в-третьих, наши врачи и медицинские работники смогут повысить свою квалификацию.

- В конце прошлого года на круглом столе «Привлечение частных инвестиций в Кыргызской Республике при помощи государственно-частного партнерства (ГЧП)» речь шла о проектах развития аэропорта, строительства школ, в сфере энергетики. Почему?

- Потому что эти сферы являются одними из перспективных для ГЧП. Мы хотели показать возможности таких проектов, то, как они успешно реализуются в других странах. К примеру, мы ведем переговоры с Министерством образования КР по поводу строительства 20 новых школ в различных регионах страны путем ГЧП.

- А какая польза частнику от этого?

- Финансовая, конечно. Например, давайте посмотрим на ГЧП проект по школам. Оговорюсь сразу: образование, как и раньше, будет предоставляться государством, частный партнер будет только строить школу по самым современным технологиям и создавать условия для функционирования школ: производить ремонт, отвечать за то, чтобы хорошо работала вся инфраструктура. Частного партнера государство будет подбирать по результатам тендера, выиграет та компания, чей проект будет лучшим, а стоимость низкой. Частная компания должна будет построить школы максимально качественно и эффективно, а также обеспечивать функционирование школы в течение многих лет. Государство восполняет частной фирме вложенные средства в течение определенного периода времени. В результате страна получает современные и качественно построенные школы, Министерство образования и администрация занимаются только образовательным процессом, родителям не придется собирать средства на ремонт школ, частная фирма получает работу, а дети - возможность учиться в комфортных условиях.

- Где уже были реализованы подобные проекты?

- В Бразилии и в Косово. В этих странах они показали максимальную эффективность. Государство успешно реализовало программы по строительству детских образовательных учреждений, здания стали лучше, качественнее, а государственные стандарты повысились.

- На круглом столе выяснилось, что в принятый в 2012 году закон о ГЧП вносят изменения. Почему? Ведь это вновь затягивает процесс реализации проектов.

- Действительно, закон был принят в 2012 году, однако только недавно был реализован первый проект ГЧП. Это вполне приемлемо для разных стран, так как для реализации проектов ГЧП необходимо понимание всех механизмов. В процессе работы над проектом ГЧП по гемодиализу мы получили уроки и, исходя из практического опыта, предложили свои рекомендации по улучшению закона. Главное - начать работать над реализацией, а не реформировать до идельного состояния законадательство. Также можно сказать, что реализация первого проекта всегда занимает много времени, так как происходит обкатка закона о ГЧП, который прежде никогда не был использован. Многие министерства и ведомства, участвовавшие в реализации проекта ранее, не имели такого опыта, поэтому принятие решений со стороны государственных органов занимало больше времени, чем многие ожидали.

- Почему с 2012 года больше не было реализовано проектов ГЧП, кроме одного?

- Нельзя сказать, что совсем не реализуется, так как хотя бы один проект уже есть. Необходимо учитывать несколько факторов. На реализацию проекта необходим как минимум один год. Но в Кыргызстане в течение одного года несколько раз меняется состав правительства. В отставку уходят чиновники, которые занимались проектом и принимали решения, приходят другие, с которыми нужно заново начинать весь процесс согласования. Поэтому сложно организовать какие-либо долгосрочные проекты при частой сменяемости правительства.

Население ожидает чудес, но надо понимать, что в целом проекты ГЧП - это сложные и комплексные проекты. Для того чтобы обеспечить баланс между государственными интересами, обществом и частным инвестором, привлечь подходящего инвестора, который согласится инвестировать в проект, найти общий язык и заключить договор, требуется много ресурсов, значительный опыт и долгосрочная политическая воля.

Несколько лет, чтобы реализовать первый проект, по нашему опыту, это нормально. Конечно, хочется больше, и правительство активно этим занимается. Поэтому мы провели круглый стол с участием премьер-министра, чтобы совместно уже нарабатывать опыт и посмотреть на международную практику.

- Какие примеры удачного сотрудничества можете привести?

- Аэропорт «Королева Алия» в Иордании – отличный пример успеха, которого можно достичь при помощи ГЧП даже в маленькой стране: проект позволил создать пассажирский терминал стоимостью в 1 млрд долларов, улучшив качество услуг для пассажиров, и принеся более 250 млн долларов в государственный бюджет за первый год. 

Поэтому и в Кыргызстане мы считаем, что необходимо начинать с аэропорта “Манас”, это ворота страны, все туристы прилетают сюда. Со своей стороны, мы заинтересованы в ГЧП для аэропорта «Манас», как с точки зрения предоставления правительству высококвалифицированной консультационной помощи по ГЧП, так и потенциальных инвестиций в консорциум, выбранный в ходе тендера.

- Уже начали переговоры о том, как с помощью ГЧП реализовать этот проект?

- IFC обсуждает с государственными органами, как мы могли бы оказать содействие и привлечь квалифицированного инвестора. Нашей рекомендацией всегда является проведение открытого тендерного процесса для обеспечения конкуренции и получения наиболее оптимального предложения для государства. 

- А какие перспективы по энергетике?

- Совместно со Всемирным банком мы оказываем поддержку энергетической отрасли, в частности, в реформировании тарифов, улучшении нормативной базы отрасли, обеспечении продвижения рыночных реформ и привлечении частных инвестиций. Эти усилия направлены нареализацию высокого потенциала энергетического сектора страны. В этой связи, мы рассматриваем вопросы реализации ГЧП проектов по средним и большим гидроэлектростанциям, а также солнечной энергетике с целью удовлетворения увеличивающегося спроса на энергию, содействия экспорту кыргызской электроэнергии и увеличению доходов от энергетической отрасли в государственный бюджет.

- Например, на недавнем круглом столе было презентовано исследование по ГЧП в солнечной энергетике в Кыргызской Республике. Наглядно и в цифрах было представлено, насколько выгодно в Кыргызстане развивать солнечную энергетику. Хотя бы потому, что строительство солнечных объектов для выработки энергии в три раза быстрее, чем ГЭС. Всего 6 месяцев. Кроме того, в Кыргызстане один из самых высоких уровней солнечного излучения в Центральной Азии. И с каждым годом снижается цена на оборудование для выработки солнечной энергии.

На сегодняшний день Грузия является хорошим примером по ГЧП в энергоотрасли. Несколько лет назад мы начали там реализацию проектов по ГЧП, провели реформы, помогли найти инвесторов.

- На что следует обратить внимание отечественным инвесторам, которые захотят принять участие в ГЧП в различных проектах?

- В ходе реализации этого проекта мы увидели, что бизнес готов к сотрудничеству в формате государственно-частного партнерства, а государство в свою очередь поддерживает такие инициативы. Для частного сектора интересно инвестировать свои средства в те проекты, где есть постоянный и надежный заказчик в лице государства. При этом государство решает проблему доступности медицинской помощи не в одиночку, а в партнерстве с заинтересованным бизнесом.

В то же время мы отметили для себя, что недостаточно стимулов для активного развития государственно-частного партнерства. В том числе не до конца проработана законодательная база по данному вопросу. Государству необходим инструментарий для объективной оценки эффективности ГЧП и его преимуществ по сравнению с системой закупок. В свою очередь инвесторы ждут от государства расширения участия бюджета в новых проектах и налоговых преференций. Бизнес, например, приходя в медицину, берет на себя колоссальные риски, особенно в условиях текущей экономической ситуации. Поэтому, несмотря на текущие трудности, нужно отдать должное инвестиционному климату страны, раз такое стало возможным.

- Как, по Вашему впечатлению, настроено правительство Сапара Исакова к реализации ГЧП?

- Я думаю, очень позитивно. У нас многолетний опыт сотрудничества с различными ведомствами. После того как премьер-министром стал Сапар Исаков, мы увидели его высокую приверженность к использованию ГЧП в реализации стратегических проектов. Кыргызстан с его большими потребностями в инфраструктурных инвестициях и ограниченности бюджетных средств нуждается в том, чтобы таких инициатив и проектов становилось все больше. Помимо такого важного аспекта, как привлечение капитала для инвестиций в инфраструктуру и разделение рисков, ГЧП также помогает в развитии инноваций, создании рабочих мест и обеспечении экономического роста. По этой причине правительства многих стран сделали ГЧП центральным элементом своей стратегии развития. В своем выступлении в ходе недавнего круглого стола по вопросам ГЧП премьер-министр отметил важность привлечения инвесторов и местных, и зарубежных путем ГЧП. И это очень важный посыл.

Интервью подготовила Лейла Саралаева

 
© Новые лица, 2014–2018
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям