Виктория Юртаева: Если в Кыргызстане прекратит звучать классическая музыка, наша культура на этом закончится

12:58, 27 Марта 2017

Наш сегодняшний собеседник, глава Prima Фонда, организатор классических концертов, музыкант и певица Виктория Юртаева. Эта хрупкая женщина вот уже 5 лет самоотверженно восстанавливает культурную жизнь в Бишкеке.

До этого Виктория 13 лет жила и вполне успешно работала в Москве, приглашалась в различные культурные проекты, развивающиеся в Европе и в Штатах. Но однажды села в самолет и вернулась в Бишкек. Чтобы тут, у нас, продолжала звучать классическая музыка.

- Название у Фонда Prima особенное. Претенциозное немного, не находите?

- Родилось оно спонтанно, в стрессовом режиме. Надо проект запускать, а у нас названия нет. Мои друзья и единомышленники тоже веселились по поводу этого имени. Но я решила – а почему, собственно, нет? Как вы лодку назовете, так она и поплывет, разве не так?

- Конечно, так. Вот мы, кыргызстанцы, 25 лет строим свое государство, надеемся на его процветание, развитие, а журналисты все задают один и тот же вопрос успешным и талантливым людям: а почему вы в Бишкеке, если была возможность работать в развитом культурном пространстве?

- У нас замечательная страна. Мы это повторяем, но абсолютно не понимаем, что говорим. А ведь это истина. И люди замечательные, и место. Иногда я думаю, что тут что-то есть, какой-то особый энергетический источник. Для меня тут место силы. В Москве я не захотела остаться, хотя очень люблю Москву и стремилась ее покорить в каких-то своих наивных притязаниях, и были на то все шансы, и достижения были… но как успешно работать, если хочешь домой? А в Европу не поехала, следуя простой логике: если уж я в Москве не прижилась, то какая Европа? Домой!

- Читаю ваши интервью и между строк вижу, с какими грандиозными сложностями сопряжена ваша работа. Что мотивирует, помогает не опустить руки?

- В первую очередь я вам вот что скажу: у меня есть дети. Я хочу, чтобы они жили здесь и могли получить хорошее, качественное образование, имели шанс на культурную жизнь, гордились своей страной и родителями. Потом, знаете, как меня поддерживают, как мне помогают люди? Вот мы привозим исполнителей, и у нас всегда есть отель. Бесплатно. Айжан Чыныбаева даже звонит мне, если мы расселили гостей не у нее, и спрашивает: «Ты что это, куда гостей повезла, зачем?» Театр «Тунгуч» всегда идет на встречу, хотя им тоже не просто, столько вложений в зал. Мы и так постоянно выслушиваем, что у нас слишком дорогие билеты, у нас ведь не принято ценить культурный досуг высоко, он по остаточному принципу финансируется и в стране, и в традиционном, превалирующем бытовом раскладе. Музыканты наши почти без гонорара работают, да и гости за копейки соглашаются, хотя мы везем очень сильно не каждого, кто хотел бы выступить, у нас планка высока, по-настоящему, без скидок на «провинциальность» Бишкека. Мол-Булак помогает, ни на какую рекламу практически не рассчитывая, Аю-Гарант, ORO. Вы эти названия и фамилия, конечно, уберете. Это же реклама…

- Нет. Не уберем. Пусть остаются…

- Думаю, все равно перед публикацией уберете. Но эти люди – надежда на то, что в Кыргызстане заработает институт меценатства. Пока его нет, но по-другому культура нигде не развивается, финансирования от государства никогда не хватит, по разным комплексным причинам. Вот перед этими людьми никак нельзя руки опустить.

- Государство и муниципалитет совсем не помогают?

- Мэр Кулматов в свое время очень помог, активно с прошлого года подключилось Министерство культуры. В остальном же… не хочу об этом говорить, но когда мне звонят состоятельные, маститые чиновники и не помощь предлагают, а требуют бесплатный билет… И им ведь ни капельки не стыдно. Можно я это оставлю без развернутых комментариев, хорошо?

- Ну что ж, оставляйте…

- И еще вот что. Когда я вернулась и пришла преподавателем вокала в Таберик, я просто поразилась, какие у нас дети… Они открытые, талантливые, они способны развиться в сумасшедшие, невероятные планеты на культурном небосклоне – на мировом уровне. У них должен быть шанс.

Вы знаете, наш первый фестиваль TENGRI music в 2015 году состоялся чудом. Оставалось всего-ничего до запуска, а денег так никто не дал. На подготовительный этап все собственные ресурсы мы уже исчерпали на тот момент. У меня самой на тот момент личных средств уже даже на маршрутку не было. Я тогда обзвонила своих более-менее состоятельных приятелей, пешком дошла до кафе, там мы встретились. Я попросила у них денег, кто сколько может. На культуру Кыргызстана. Вот так мы собрали пару тысяч, на них сделали то, что сделали – и получилось! Второй фестиваль, конечно, был уже совсем на других условиях. А грядущим летом, в июне, у нас даже будет концертный рояль в парке! И еще у нас будет очень многое для малышей!

- Ничего себе… А если дождь?

- Вот это действительно проблема. Погода – эта такая штука, с которой ничего нельзя сделать. Но придумаем, конечно, как защитить фестиваль, зрителя, инструмент. Мы уже столько раз что-нибудь придумывали, что я уже уверена, что все будет хорошо.

- Будет, обязательно! Кстати, вы упомянули цену на билеты, хотела поспорить – а действительно ли это верная стратегия в нашей стране, предлагать потребителю довольно дорогие билеты? Последний концерт, организованный вашим фондом, каждому зрителю обошелся в две тысячи сомов. Дорого же! Ведь состоятельных людей у нас мало, а культура необходима всем.

- Если человек не вкладывает ничего в свою культурную, духовную жизнь, он ее и не ценит. Я в Москве очень хорошо зарабатывала, но даже при таком раскладе передо мной часто стояла дилемма – очередные туфли купить или в оперу пойти?

- Любите обновки?

- Туфли обожаю. Мне в этой жизни ничего и не надо, кроме как новые туфли купить, создать приемлемые условия для своих детей и сходить на концерт. Правда, по меткому замечанию моих друзей, тут очень часто, чтобы сходить на концерт, мне надо его сначала организовать. Поэтому я знаю, о чем говорю, когда рассказываю о структурировании расходов. Поверьте, я не святой инок, питающийся божественными звуками арфы. Если у нашей публики не появится желания структурировать свои расходы, отменить для культурного события статус «проходное бесплатное/дешевое мероприятие», придать какую-то ценность таланту, то ничего не изменится. Заплатить за новый айфон три свои месячные зарплаты наша молодежь может. Но пока не привыкнет к мысли, что культурное мероприятие – это событие, а не проходной поход «в театр» из-под палки после пар, толку не будет никакого. Сегодняшняя молодежь, став через 15-20 лет чиновниками, так и не будет видеть разницы между  Владимиром Спиваковым и Киркоровым. И так и не поймет,  что если в Кыргызстане прекратит звучать классическая музыка, наша культура, а вместе с ней и развитие государства и нации на этом закончится. А между тем, если бы, например, парламентарии перед заседанием пять минут слушали Баха, и еще пять минут – в перерыве, у нас половины текущих проблем в стране вообще не было бы.

- Я в важности вашей работы и не сомневаюсь. Сама видела, как меняются люди, вошедшие в культурную среду. Скажите, а трудно совмещать эту напряженную работу и семейную жизнь?

- Очень трудно. У меня двое детей, прекрасный муж, он режиссер, понимает меня, слава Богу. Но моя трехлетняя дочь, в основном, видит маму, уткнувшуюся в телефон или компьютер. Когда я рожала младшую, я взяла телефон в роддом. С медперсоналом, хорошо, драться не пришлось, я убедила в этой необходимости, но чего это стоило, вспоминать смешно. Между схватками я вела переговоры. А потом меня выпускали к коллегам, я печати ставила, что-то обсуждала с ними. Когда младшей было чуть больше месяца, начался второй фестиваль TENGRI music. Я положила ее в коляску и привезла в парк. Она, спасибо ей, вела себя, как настоящий друг – уснула, проснулась, поела и снова уснула. Кто менял ей памперсы, я даже не знаю, мои подруги и родственницы тогда настолько мощно обо мне позаботились, что я и сейчас со слезами им благодарна.

Я была бы рада, если бы эту работу делал кто-то другой, а я заканчивала бы в пять, сворачивала ноты и шла домой, отключив по дороге мобильный. Но пока не так. Будет другое время – буду жить иначе.

- Стресса в вашей работе очень много. Есть какие-то методики, которые помогают его преодолеть и которыми можно поделиться с нашим читателем?

- Через довольно болезненный опыт я поняла, что входить в состояние неконтролируемого напряжения, истерить, взвинчивать себя и проламывать пространство, когда что-то не клеится – это величайшая глупость. Надо учиться терпению и уметь принимать обстоятельства, которые встают на пути. Больше никаких методик.

- А этому-то как научиться?

- Да с опытом придет. Жизнь почти всегда – самый лучший, умный, доброжелательный и грамотный учитель. Если не сачковать, не пренебрегать «домашним заданием» и не жаловаться на судьбу.

Беседовала Светлана Бегунова 

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям