Лев Васильев: Бишкеку нужны реальные решения

09:29, 28 Ноября 2016

Лидер фракции СДПК в Бишкекском горкенеше Лев Васильев известен едва ли не всем бишкекчанам. За его плечами три десятилетия бессменного руководства ТЭЦ Фрунзе, потом Бишкека.

Васильев 46 лет отдал энергетике – это уже даже не стаж, это заслуга. Именно Лев Васильев ухитрялся добиваться того, чтобы в неспокойные, нестройные, беспорядочные 90-е в квартирах бишкекчан было тепло, поступала горячая вода, тогда как в распоряжении ТЭЦ периодически не было ни средств, ни топлива. Он и сейчас вместо «необходим кризисный менеджмент» говорит: «надо использовать существующие возможности, систематизировать работу». Более подходящей персоны, чтобы обсудить городские проблемы и перспективы, и не отыскать.

- Лев Алексеевич, многие говорят о проблемах Бишкека, а вы можете сказать о решениях?

- Все дело в том, что все проблемы у нас – комплексные. И решать их тоже можно только системно. Давайте посмотрим, что досталось нам в наследство? 90-е годы, разграбление, захват и перекупка имущества, муниципалитет лишился трети территорий, инфраструктура города обрушилась, случились так называемые «самозахваты», постепенно вокруг города появились 52 новостройки. Расцвела буйным цветом хаотичная, точечная застройка, при которой ни архитектурный план города, ни эстетический вид улиц не учитывались.

Численность жителей резко выросла (в отличие от городского бюджета). Сельчане переехали в столицу массово, в поисках лучшей доли, и не от хорошей жизни. Понять их можно и должно. Но неизбежно с собой они взяли и свое отношение к городу, бытовую культуру, отношение к соблюдению чистоты, культуру вождения, навыки и потребности. При этом все эти люди хотят – и имеют право! – жить в нормальных человеческих условиях. То есть, чтобы тепло было зимой, светло круглый год, вода имелась. Чтобы можно было найти работу. Дать своим детям достойное образование. Купить продукты. Проехать не по болотам, косогорам и хлябям, а по нормальной дороге. Это столица, в конце концов.

Количество автомобилей в Бишкеке выросло многократно, за пять дет в 4,5 раза. И вся эта нагрузка легла на всю ту же территорию, ту же дорожную инфраструктуру, социальную надстройку. Школы сами себя не строят, детские сады на деревьях не растут, больницы сами не появляются, даже магазин – и тот продумать, построить и обеспечить поставками надо. Водоснабжение и электросети, отопление и канализация ведь не умножились волшебным образом. Они, вы меня простите за штамп, не резиновые. А случилось это все в рекордно короткий срок – 25 лет. При этом средств в городском бюджете кот наплакал. Конечно, мы имеем серьезные проблемы. А как могло быть иначе?

- Выхода нет?

- Даже слов таких не должно быть в лексиконе. Всегда есть выход. Просто не нужно витать в облаках, надо заниматься реальными проектами. Естественно, встанет вопрос, откуда взять на них средства. Есть пока еще возможность брать льготные кредиты, когда выплачиваемые проценты оказываются ниже инфляции. Но кредитами увлекаться не стоит, как говорится, берешь чужие и на время, а отдаешь свои и навсегда. Есть гранты, то есть как бы подарок нашей стране – по счастью, наш президент обладает нужными способностями, чтобы из каждой зарубежной поездки их привозить. В нынешнем году, как вы, наверное, слышали, Бишкек благодаря Атамбаеву на ремонт дорог тратит не только собственные деньги, но и китайский грант в миллиард юаней. Но гранты – вещь ненадежная, то есть, то нет.

- А что же делать?

- Искать внутренние резервы. И потом эффективно расходовать бюджетные средства. В платформе СДПК указаны несколько источников. Это более умелое управление муниципальным имуществом. Сейчас мы свои здания просто сдаем в аренду за небольшие деньги. А можно организовывать на базе государственно-частного партнерства с использованием этих зданий различные предприятия – сферы обслуживания, производственные и так далее. Город вложится этим имуществом, потом будет получать прибыль.

Но, главное, необходимо широко внедрять в нашем городе современные технологии «умного города». Они дадут огромную экономию. Я даже не назову их новыми, они опробованы во многих городах мира. Именно современные.

Мы немного отстали в их внедрении – но это даже и лучше. Пока МВД тянуло вопрос с «Безопасным городом», стоимость необходимого оборудования и программного обеспечения на рынке уменьшилась втрое! СДПК инициировала альтернативный «Безопасному городу» проект, когда камеры будут поставлены на других точках и за счет средств городского бюджета. Так что никаких юридических проблем с этим не возникнет. И это абсолютно окупаемый проект, он в городской бюджет еще деньги приносить будет. Решая при этом главную задачу – повышение уровня безопасности дорожного движения. СДПК предлагает идею «умного города», а также повышения дисциплины.

Если урегулировать стихийную парковку по трассам, повысить дисциплину водителей и вывести на пригородные маршруты наши беспредельничающие «маршрутки», заменив их общественным транспортом большой вместимости, пробки бы сократились в пять раз. Половина заторов у нас из-за нарушителей и забитых припаркованными в беспорядке автомобилями дорог. И половина нарушителей – маршруточники. Их ежедневно выходит в рейс около 2500. Только вдумайтесь в этот показатель! Мы все это наблюдаем каждый день.

Однако тут надо понимать, что для полноценного обслуживания городу надо 600-800 вместительных автобусов. Чтобы этот вид транспорта был ликвиден, и не пришлось увеличивать цену проезда, он должен заправляться более экологичным и дешевым топливом – природным газом. Значит, нужно расширять количество заправок, использующих газ. Комплексное решение нужно, как я говорил.

- А это все реально осуществить как-то?

- Разумеется. Используя опыт других стран, мы же не первые в истории столкнулись с проблемой резкого роста числа автомобилей. Ближайший пример – Таджикистан. Там внедрение проекта «безопасный город» очень быстро окупилось за счет штрафов.

Это мы о дорогах поговорили. А освещение, например? Сколько точек городу надо, знаете? А я вам скажу. 50 тысяч. И не лампы накаливания туда надо вкручивать, а энергосберегающие. То есть, использовать передовые технологии. За пять минут или в рамках предвыборной агитации такой вопрос можно решить? Нет. Только пыль в глаза пустить. Только последовательно, системно…

- Как вы думаете, переварит ли Бишкек все эти проблемы, переварит ли прирост населения?

- А разве есть варианты? Конечно, переварит. Даже сомнения у меня никакого нет. Надо лишь трудиться. Новый мэр сейчас завел очень конкретный разговор о фонде развития столицы. Этот фонд должен быть. Он нам необходим. Столица должна быть примером, очагом порядка, культуры, лицом страны. Горожане должны научиться любить свой город, уважать его.

- Мне всегда было интересно, почему вы идете в депутаты именно с СДПК?

- С Атамбаевым я знаком с 1995 года. В том году мы вдвоем вышли на выборах в Жогорку Кенеш во второй тур. Алмазбек Атамбаев такой тогда был резкий, напористый, запомнился мне – молодой человек в кашемировом пальто шагает по лужам. И когда мы вышли, мы с ним разговаривали. Я – производственник, я стремился послужить своей отрасли, обеспечить ее интересы, удержать от разграбления, от уничтожения, – разные тогда витали идеи. И он мне говорит: «Лев Алексеевич, я хочу послужить своей стране. Мне это жизненно необходимо».

- Вы ему поверили?

- Да, здесь я четко скажу: поверил ему. Он убедил меня в своей целеустремленности, в своем порыве – именно от души – служить народу… И партия, которую он создал, тоже руководствуется этим принципом. Есть, конечно, накипь, примазавшиеся. С партией власти так бывает всегда. Но в целом, социал-демократы – это те люди, которым можно доверить судьбу Бишкека.

Беседовала Светлана Бегунова 

Оплачено из избирательного фонда СДПК представителем по финансовым вопросам Сатыгул кызы Надирой (уд. ЦИК №25 от 26.10.2016 г.)  

© Новые лица, 2014–2017
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям