#Выборы2020: Предвыборная кампания в соцсетях

09:47, 1 Октября

Если бы не пандемия, Центральная избирательная комиссия КР, наверное, еще долго не признавала бы существование социальных медиа, предпочитая традиционное предвыборное меню из дебатов на КТРК и ЭлТР. Но, как назло, случился карантин, пришлось и партиям, и избирательной комисcии срочно вспоминать богом забытые пароли к старым аккаунтам. Формально у них были аккаунты, но давно мертвые или полуживые. У пользователей социальных медиа есть такая примета: если слишком много людей просятся к тебе в друзья, значит, скоро выборы.

ЦИК и Цукерберг

В этот раз Центральная избирательная комиссия без лишних вопросов аккредитовала все Интернет-сайты, хотя формально по закону они не считаются средствами массовой информации. На последних парламентских выборах ЦИК долго мурыжил редакции онлайн-изданий, в конце концов подписав с ними некий меморандум.

Другим новшеством стала организация онлайн-встречи 7 сентября руководства Центральной избирательной комиссии КР с представителями Facebook в лице менеджера по вопросам государственной политики Кавита Канхи и руководителя отдела обеспечения честности выборов Наташи Джог. На тот момент в библиотеке рекламы Facebook было зафиксировано всего 879 объявлений, на которые было потрачено 3 тысячи 737 долларов. А уже к 30 сентября было опубликовано 2 959 рекламных объявлений на общую сумму 41 218 долларов. Если изучить отчет по рекламе, то можно увидеть, что часто выплаты осуществляли молодые кандидаты в депутаты.

Председатель ЦИК КР Нуржан Шайлдабекова была очень воодушевлена этой встречей, подчеркнув, что высоко ценит начало такого взаимодействия. “Предпринимаемые со стороны Facebook меры по верификации аккаунтов, из которых исходит политическая реклама, являются важным вкладом в чистоту выборов. Это создает возможности отслеживать прозрачность финансирования политической рекламы той или иной партии или кандидатов. Партии в свою очередь могут проходить процедуру верификации, что поможет им в борьбе против фейковых аккаунтов”.

Но если поискать страницы политических партий в том же Facebook, то можно заметить множество дублирующих страниц у политических партий и их лидеров. Они далеко не фейковые, просто на каждый новый год партии открывали по новой странице, или же у них нет официальной страницы, а есть группы их сторонников, что тоже вводит в заблуждение пользователей социальных медиа. Непонятно, как идентифицировать страницы, поэтому не мешало бы к следующим выборам провести ликбез для партий по социальным медиа, а потом уже разбираться с несуществующими фейковыми аккаунтами партий. По большому счету, именно политические партии провоцируют появление фейковых аккаунтов во время выборов, зачастую финансируя их.

Представители Facebook заверили, что якобы им достоверно известно, какой человек зарегистрирован под определенным аккаунтом, за счет документального подтверждения личности. По самым скромным подсчетам, на Facebook зарегистрировано больше одного млрд человек, в Кыргызстане в социальных медиа зарегистрированы свыше двух млн человек. А самыми популярным среди кыргыстанцев социальными платформами и мессенджерами являются Facebook, Instagram и WhatsApp. Все они принадлежат Facebook. Можете себе представить, какая власть сосредоточена в руках империи Марка Цукерберга? КТРК с ЭлТР просто не сравнятся с этой информационной мощью. Достаточно маленького поста в Instagram или сообщения в WhatsApp, чтобы изменить ход предвыборной кампании.

У Facebook уже была неприятная история с президентскими выборами в США, когда его главе пришлось давать показания в конгрессе. Потом она получила продолжение в Великобритании и во Франции. В этом году Facebook вновь пришлось оправдываться за неблокировку высказываний президента США Трампа, как это сделал Twitter. Политические выборы - самая уязвимая часть политики империи Цукерберга. Как и всякая империя, она становится и могущественной, и неповоротливой одновременно.

Председатель ЦИК КР Шайлдабекова попросила помочь в блокировке политической агитации в день тишины на Facebook, на что представители компании сказали, что не обещают (!), но могут рассмотреть письменный запрос от правительства Кыргызстана!

Они еще добавили, что такая политика пока распространяется только на США. Но как раз-таки из-за такой невнятной политики Facebook больше других социальных медиа подвергается жесткой критике во многих странах мира. Многие страны опасаются растущего влияния социальных медиа на общественное мнение, в особенности, когда огромная медиаимперия сосредоточена в руках одного человека.

Политические партии Кыргызстана стали осваивать социальные медиа с 2010 года, многие из них открыли свои первые страницы до парламентских выборов 2015 года.

Кто и когда зарегистрировался на Facebook?

“Бир бол” с 15 ноября 2013 года, подписчиков у них всего 6 211;

“Реформа” с 31 января 2020 года, а подписчиков у них 3 300;

“Биримдик” с 11 марта 2020 года, 5 329 подписчиков;

“Мекенчил” с 20 марта 2017 года, 3 854 подписчиков;

“Ыйман нуру” с 12 января 2018 года (это молодежное крыло, главной официальной страницы нет) 5 011 подписчиков;

“Мекеним Кыргызстан” - у них вообще 2 страницы: на первую подписано всего 2 человека, а на вторую – 2 727, а создана она 29 июля 2020 года;

“Ата Мекен” с 15 марта 2014 года, 12 635 подписчиков;

“Замандаш” с 18 октября 2015 года, 2 222 подписчика;

“Бүтүн Кыргызстан” с 3 ноября 2013 года, 2 339 подписчиков;

“Мекен ынтымагы” с 20 октября 2012 года, 1 599 подписчиков;

“Ордо” с 22 октября 2019 года, 1 549 подписчиков;

“Республика” с 24 февраля 2017 года, 4 219 подписчиков;

“Кыргызстан” с 30 мая 2015 года, 6 505 подписчиков.

Больше всего подписчиков у партии “Чоң казат” – 29 344! А страница создана всего лишь 8 марта 2020 года!

А меньше всего подписчиков в Facebook у партии “Ветеранов войны в Афганистане и участников других локальных боевых конфликтов” - всего 37 человек!

Уже по активности в Facebook можно предположить, какая из партий как использует возможности социальных медиа. У многих “старых” партий страницы похожи на персональные страницы их лидеров. У партии “Бүтүн Кыргызстан” на обложке просто коллаж из фотографий Мадумарова, как будто он есть олицетворение всего “Бүтүн Кыргызстана”. Но его переплюнул лидер партии “Мекен ынтымагы” Темирбек Асанбеков, у которого несколько аккаунтов в Facebook и столько же страниц партии. Facebook надо начать с него процесс верификации страниц политиков в Кыргызстане.

У социал-демократов полная засада: из-за того, что они все перессорились друг с другом, переразделились, совершенно непонятно, где и какие социал-демократы. В общем, в социальных медиа тоже полная неразбериха.Так что ЦИК и Facebooks сначала нужно политиков и партии научить грамотно вести себя в социальных медиа, а потом уже переключаться на другие вопросы.

Алмаз Исманов

Статьи по теме Предпочтения на выборах отцов и детей Часть 1. Зумеры

                       Предпочтения на выборах отцов и детей Часть 2

 
© Новые лица, 2014–2020
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям