Предпочтения на выборах отцов и детей Часть 1. Зумеры

10:31, 28 Августа

Каждые выборы в кыргызский парламент - это своеобразная веха и историческая, и социологическая, и демографическая. У каждого поколения свои предпочтения как в выборе кандидатов и партий, так и источников информации. Сегодня мы решили изучить самое молодое поколение избирателей, которые либо впервые будут голосовать на парламентских выборах, либо единожды уже делали свой выбор. В любом случае большинство из них новички в этом деле. Поэтому будет любопытно узнать их настроения относительно всей этой предвыборной кутерьмы.

Поколение Z

Поколение Z, или зумеры, - люди, родившиеся с 1993 по 2003 г. То есть это избиратели в возрасте 18-26 лет. Это поколение характеризуется глубокой вовлеченностью в цифровые технологии. Из-за развития новых медиаресурсов, социальных сетей среди зумеров во много раз снижено использование таких типов СМИ, как телевидение, радио и печатные издания. Это поколение выросло в период построения демократии, во времена глобализации и постмодернизма. Их детство пришлось на середину 90-х годов, когда шел активный процесс развала СССР, по которому они не ностальгируют, не сравнивают то время с настоящим. Они отдают предпочтение престижным профессиям, для которых чаще всего необходимы высокий уровень подготовки и высшее образование. По данным Национального статистического комитета на 2017 год зумеров в Кыргызстане насчитывалось около 700 тыс. человек.

Как собираются голосовать зумеры?

Чтобы узнать, как собираются голосовать зумеры, я провела небольшой опрос и выяснила, что больше половины планируют принять участие в голосовании, 20% не собираются на избирательные участки, а остальные (30%) сомневаются, что пойдут, из-за отсутствия мотивации, по причине неудачного опыта голосования в прошлом или отсутствия биометрики.

Большая часть избирателей-зумеров собирается голосовать «против всех». Молодые избиратели, а также те, кто отказывается участвовать в выборах, объясняют это тем, что у представленных политических партий нет определённых идеологий, всё строится вокруг партнёрских интересов, в их составе нет «новых людей», а старые политики «не проявляют интереса к народу и не вызывают доверие у электората».

На вопрос: «Какой должна быть партия, чтобы вы за неё проголосовали?» - большинство молодых избирателей ответило, что «хотели бы видеть больше новых лиц, образованных молодых людей, которые будут понимать проблемы молодёжи, поддерживать её инициативы и иметь иной подход к решению проблем». Кроме того, «партия должна заниматься чем-то полезным для страны и народа, помимо стремления попасть в парламент», «деятельность партии должна быть прозрачной для электората, а в её состав не должны входить люди, когда-либо замешанные в политических и коррупционных скандалах».

На вопрос: «Считаете ли вы, что ваш голос будет иметь значение?» - почти все опрашиваемые ответили утвердительно по ряду причин. Они считают, что, во-первых, «в нашей стране легче купить голос, чем подделать», во-вторых, «если многие проголосуют, то это действительно будет эффективно», в-третьих, «даже если голос имеет совсем небольшое значение, он всё-таки сможет хоть как-то усложнить проникновение в парламент коррумпированных чиновников и олигархов».

На вопрос: “Продали бы вы свой голос на предстоящих выборах?” – большая часть или 65% опрашиваемых ответила отрицательно, так как «им не позволяют принципы», они «считают это неприемлемым и унизительным», а также думают, что «всё-таки выборы в нашей стране влияют на принимаемые решения». Те же, кто ответил утвердительно, сомневаются во влиянии своего голоса и не болеют за какую-то определенную партию, поэтому они не против продать свой голос.

Кстати, новости о политпартиях и кандидатах, а также информацию о предстоящих выборах зуммеры узнают в основном из социальных сетей, таких как Facebook, Instagram и Twitter, и из электронных СМИ.

А что говорят социологи?

В социологии молодёжь, или поколение Z, определяется как довольно аполитичное поколение. Подробнее о том, на что молодой электорат обращает внимание при выборе политических партий и как партии привлекают его внимание, рассказал социолог Самар Сыргабаев.

На фото: Самар Сыргабаев, социолог.

- Самар Бердибекович, является ли молодежь Кыргызстана политически активной?

- Как свидетельствуют результаты наших многолетних социологических наблюдений, преобладающая часть молодежи Кыргызстана в большинстве своем является аполитичной. Их активность преимущественно выражается через интерес к информации о политике, нежели в виде реальной политической активности в широком смысле этого понятия. Да, наша молодежь может проявлять активный интерес к тем или иным политическим событиям, обсуждать их, делиться информацией о них в соцсетях, но не более того.

Такая аполитичность молодых людей объясняется прежде всего социально психологическими и, конечно же, возрастными особенностями формирующейся личности. У молодежи широкий спектр жизненных интересов (личная жизнь, учеба, работа, досуг), и политика в этой шкале не играет ключевую роль. Тем не менее молодежь, как говорил немецкий социолог Карл Маннгейм, всегда представляет собой силу, которая может в любой момент взорваться. Наша страна знает много исторических примеров, когда молодежь превращалась в деструктивный, революционный ресурс в руках различных политических сил. То есть молодежь легко может стать объектом политических манипуляций.

Вместе с тем среди молодежи есть категория людей, которых можно действительно обозначить как политически активных. По нашим приблизительным оценкам они составляют от 5 до 10% от общей массы молодого поколения Кыргызстана. Они часто проявляют гражданский активизм, реально участвуют в общественно-политических процессах и реализуют различные социально значимые проекты.

- На что молодое поколение обращает внимание при выборе партий?

- Пока сложно обозначить какие-либо явные критерии выбора молодых людей. Природа национального «партийного строительства» у нас пока далека от мировых канонов, стандартов развитых мировых демократий. Тем не менее этот процесс идет, а вместе с ним поступательно, от одного электорального цикла к другому, идет политическая социализация граждан, в том числе и молодежи. В далеком будущем наступит день, когда мы будем голосовать по другим принципам, выбирать идею, систему идей, а не конкретные личности. Нынешний период вождизма в политических партиях, конечно же, пройдет.

А пока у нас какой-то калейдоскоп политических партий, который при каждом повороте кардинально меняется. В политическом ландшафте в каждый электоральный период появляются новые партии, исчезают старые. Очень мало устойчивых, стабильных партий. В такой мозаике молодым людям, безусловно, трудно выбирать политические партии, выработать определенные политические предпочтения, критерии.

Для молодежи всегда играет важную роль, как мы, социологи, говорим, референтная фигура. Иначе говоря, должен быть человек, которого они воспринимали бы как эталон, модель поведения, объект устремлений, социальный ориентир. К сожалению, у нас практически нет харизматичных партийных лидеров. Особенно политически активной молодежи не на кого равняться. Однозначно не могу ничего пока сказать насчет тех молодых людей, которые немного засветились на политической арене. Думаю, активная фаза агитационных работ скоро покажет, насколько они смогут стать референтными фигурами для молодежи.

- Как партии привлекают внимание молодого электората?

- Cегодняшнее молодое поколение, именуемое в научных теориях как «поколение Z», состоит из постоянно «включенных» в сеть молодых людей. Это «включенное» поколение. Они активно, непрерывно используют социальные сети, интернет-ресурсы. Их герои скорее блогеры, нежели политики. Впрочем, эту характеристику можно еще долго продолжать.

Учитывая нынешние реалии, есть все основания полагать, что наши политические партии для привлечения внимания молодого электората будут активно использовать Интернет, в частности социальные сети, мессенджеры и другие подобные инструменты. Они будут привлекать на свою сторону, подкупать блогеров с подписчиками и использовать их в качестве референтных фигур, инфлюэнсеров. Уже сегодня видно, как этот процесс бурно развивается, как агитационная работа сдвигается в Интернет.

Вместе с тем следует отметить, что наша молодежь не является монолитной массой. Она очень разнообразна, существует множество различных социальных категорий молодежи. Поэтому для эффективной агитации необходимо проводить таргетированную работу, то есть направленную на конкретную целевую аудиторию молодых людей. Банальный подкуп голосов исключать тоже нельзя. Это наши реалии.

Материал подготовила Даяна Саралаева.

 
© Новые лица, 2014–2020
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям