Кыргызстан & Казахстан – куда движется конфликт?

11:03, 1 Декабря 2017

Перед тем, как оставить пост главы государства, Алмазбек Атамбаев подписал закон о денонсации соглашения, по которому Кыргызстан должен был получить техническую помощь от Казахстана в размере $100 млн в рамках присоединения к ЕАЭС. Таким образом отказ от помощи, о котором наши власти заявили сразу после начала торгово-экономической блокады со стороны Казахстана, состоялся окончательно.

Напомним, блокада началась 10 октября. В Казахстане это называют «усилением контроля на границе с КР». Средний ежедневный пропуск из Кыргызстана лиц и транспортных средств, только по официальным данным, уменьшился в два раза. В одной из очередей даже умерла гражданка Казахстана. Грузовые машины по сей день сутками стоят перед контрольно-пропускными пунктами в ожидании проезда через границу. Транспортировка скоропортящихся продуктов, которые были едва ли не основным товаром, поставляемым в Казахстан, стала практически невозможна. Провезти товар в Россию тоже стало почти нереально. Таким образом, слово «блокада», прозвучавшее с самых высоких трибун, вовсе не является преувеличением. Пока переговоры на самом разном уровне не дали никакого результата. Это об истории конфликта в телеграфном стиле. Но большинство наших читателей и без этого в курсе, кто, когда и куда ездил, с кем и о чем говорил и к чему это привело. Сегодня кыргызстанцев волнуют перспективы развития этой ситуации и риски, связанные с ней.

Уголь, бензин, зерно

Две-три недели назад страну захлестнула паника – бензина, муки и угля из Казахстана не будет. Впереди голод, мороз и драки на заправках. Определенные СМИ ожесточенно подливали масла в огонь. И вопрос о том, хватит ли в стране хлеба, угля и бензина, волнует сегодня очень многих.

В Государственном комитете промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики уверенно утверждают, что имеющихся объемов ГСМ в республике достаточно для покрытия потребностей Кыргызстана на несколько месяцев. И немного в цифрах: объем ГСМ на объектах компаний (нефтебазы и АЗС) составляет 143 тысячи 512 тонн. Этого, даже без дополнительных поставок, хватит на 5 месяцев. Топливо продолжает поступать. Казахские поставщики подтвердили свои намерения. Тем не менее комитет проводит переговоры с Министерством энергетики Российской Федерации по бесперебойным поставкам ГСМ на территорию Кыргызстана. Можно сказать, что успех достигнут, и через несколько месяцев мы откажемся от поставок из Казахстана и обезопасим себя от подобных кульбитов со стороны ближайших соседей.

На совещании правительства КР по вопросу подготовки к отопительному периоду-2017/2018 года тоже прозвучали хорошие новости. Угля хватит, даже без какой-то особой экономии. Бюджетными учреждениями заготовлено 146,6 тысячи тонн угля при текущем плане 141,5 тысячи. Среди бюджетных учреждений больше всего требуется по линии Минобразования – 92 тысячи тонн. Заготовлено немного больше. Населению тоже однозначно хватит. Как и на столичные ТЭЦ.

Самое главное опасение – зерно. Но и по этому поводу беспокоиться не о чем. Запасов муки в Кыргызстане хватит до весны. Заместитель министра сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Эркинбек Чодуев заявил об этом в присутствии трех десятков журналистов. Однако информация эта появилась всего на пяти ресурсах. Выводы напрашиваются, но муссировать паническую тему тоже больше никто не стал. 665 тысяч тонн пшеницы собрано в этом году в стране. Это на 20 процентов больше, чем необходимо. «У нас есть уверенность, что продовольственная безопасность относительно муки, которая является одним из главных базовых продуктов, будет обеспечена», - уверенно заявил Эркинбек Чодуев.

Что говорят соседи?

Между тем, прогнозы развития ситуации сейчас даже активнее обсуждают в Казахстане, чем в Кыргызстане. Например, директор Ассоциации политических исследований РК Карлыгаш Нугманова выдвинула версию о заинтересованности других стран в развязывании между Казахстаном и Кыргызстаном конфликта. «Возможно присутствие третьих сил за его спиной, которым выгодно разжигать огонь между двумя народами, которым выгодно сломать мост, который был проложен между нами годами», - это цитата ее слов, сказанных во время круглого стола, который недавно прошел в Алматы. Другие политологи и эксперты идеей не прониклись, но сама постановка вопроса забавляет.

Бахтиер Эргашев, заместитель директора по геоэкономике и геокультуре Центральной Азии Центра традиционных культур Узбекистана, полагает, что России пора вмешаться. «И Казахстан, и Кыргызстан – это члены ОДКБ, ЕАЭС, где Российская Федерация играет системообразующую роль», - сказал он. Однако в Казахстане не приемлют вариант вмешательства России. Почему? Да по той же причине, по которой весь этот сыр-бор вообще разгорелся – из-за собственных амбиций. Например, директор института современных исследований при ЕНУ им. Гумилева Мухит-Ардагер Сыдыкназаров считает, что резкие высказывания Атамбаева – это «также голос и видение молодых политиков, советников, экспертов из администрации правительства Кыргызстана, тех, кому сегодня от 25 до 45 лет». По части идей он пошел даже дальше. «Казахстан, по его мнению, вполне в состоянии повлиять на умы кыргызской молодежи, разумно применяя в регионе инструментарий «мягкой силы» - средства для этого как раз можно изыскать из тех $100 млн, от которых Кыргызстан отказался. Сыдыкназаров предлагает не только перестроить работу дипмиссий, но и активизировать образовательный обмен между странами на всех уровнях», - пишет с его слов обозреватель Маргарита Бочарова. Садыкназаров также объяснил, чем для Казахстана плоха идея посредничества со стороны России: «Поймите, когда вы хотите пригласить медиаторами третьих лиц, это говорит о том, что вы сами слабы. Человек, который субъектен, всегда полагается на себя. С этой точки зрения Казахстан не нуждается в медиации в этом конфликте – он субъектен. Хотя бы в регионе Центральной Азии». То есть арбитром в конфликте должен стать Казахстан. Того факта, что для Кыргызстана такой арбитр не подходит, в соседней стране пока не понимают.

Президент Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры Есенжол Алияров тоже считает, что посредничество не нужно. Но берет абсолютно верный тон при этом. «Кыргызы и казахи по ментальности, по мировоззрению, по традициям, по культуре очень близкие народы. И говорить, что есть конфликт, для меня, для казаха, очень болезненно. Когда говорят о привлечении медиаторов, я думаю: «А что, мы такие слабоумные? Мы что, так поверили какому-то мелочному конфликту, что не можем решить какие-то мелочные вопросы?». Мы действительно не слабоумные. И действительно братские народы. Особенность этого конфликта именно в том, что на отношение к народу Казахстана он не повлиял. Ни на каком уровне. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что власти Кыргызстана запретили осуществлять слив на Кировском водохранилище. «Народ ведь пострадает. Нет, этого не будет», - сказал тогда Атамбаев. И вражды между народами действительно не будет. Мы в этом уверены.

Прогноз

Член экспертного совета по укреплению национального единства и религиозной политики при президенте Кыргызской Республики Денис Бердаков обозначил совокупное независимое экспертное мнение по вопросу, куда дальше будет развиваться ситуация:

«Давайте для начала про контрафакт системно поговoрим. Казахстан давно и масштабно занимается примерно тем же, чем и Кыргызстан. То есть серым импортом с использованием своих возможностей и преференций в рамках ВТО (а он получил преференции на ввоз 6000 наименований групп товаров). Огромные корпорации Казахстана (некоторые – с участием госкапитала) ввозят в страну товары, в том числе из Китая, которые могут быть признаны серым импортом. Если посмотреть на статистику ввоза товаров из Китая, и у Казахстана, и у Кыргызстана в обоих случаях наблюдаются расхождения с китайскими данными в районе $5 млрд в год. Это огромные суммы, которые объясняются несколькими причинами как объективного, так и субъективного характера.

 

Казахстан в силу экономического кризиса, когда падают банки, снижаются доходы от продажи металлов и углеводородов, нуждается в перетягивании на себя экономических потоков. То есть Казахстан хотел бы контролировать те самые неучтенные миллиарды долларов, которые есть в сером импорте Кыргызстана. Казахский олигархат, довольно сильный, давно лоббировал определенного кандидата в президенты Кыргызстана. В какой-то момент, пользуясь своим мощнейшим административным ресурсом, они были почти уверены, что им удастся его продавить. И, в принципе, все до августа 2017 года понимали, что у Омурбека Бабанова действительно есть шансы, не было понятно, кто выиграет выборы. Жээнбекова никто не знал, и из-за этого его рейтинг был низким. Атамбаев довольно долго затягивал с выбором преемника от СДПК, но потом буквально за 1-1,5 месяца ситуация кардинально изменилась, когда большинство ключевых региональных лидеров выступили за Жээнбекова как за компромиссную фигуру. Собственно, это и послужило причиной разлада между элитами Казахстана и Кыргызстана.

 

Я уверен, что на каком-то этапе Нурсултан Назарбаев не знал, что происходит. Ему привели человека (Бабанова) на встречу, он с ним поговорил, и, с его точки зрения, ничего экстраординарного не произошло. А часть казахстанской элиты уже поддерживала Бабанова как кандидата. Соответственно, было нарушено главное правило постсоветских государств – не вмешиваться в выборы в соседних странах. Потому что все режимы стран СНГ вышли, мягко говоря, не из демократии. И о прогнозах. В этом году председательство в ЕАЭС переходит в Москву. В России сложный год, выборный. Крайне важно сохранение евразийского проекта как работающего, у которого есть большой потенциал, в том числе потенциал повышения качества жизни граждан Союза. Так что определенные движения в этом направлении будут. Легкого выхода из ситуации нет. Вся надежда на то, что новый президент Сооронбай Жээнбеков проведет переговоры с Нурсултаном Назарбаевым, и разногласия (которых, кроме личных амбиций, немного, и они вполне решаемы) будут преодолены. А реальные противоречия по серому экспорту нужно решать совместно со всеми странами ЕАЭС. Это проблема всех стран Союза, кроме, пожалуй, Армении, которая напрямую не граничит с остальными странами-членами ЕАЭС».

Подготовила Айгуль Токобаева

А в это время...

Президент Сооронбай Жээнбеков встретился с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков, 30 ноября, встретился с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в городе Минск, Беларусь.

Главы государств прибыли в Минск для участия в юбилейной сессии Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Президенты обсудили вопросы дальнейшего развития двусторонних отношений, в том числе вопросы по урегулированию ситуации на кыргызско-казахской границе.

По завершению встречи Президенты выступили с сообщением для прессы.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поздравил Сооронбая Жээнбекова с избранием на пост Президента Кыргызской Республики и подчеркнул, что братские и добрососедские отношения между двумя странами будут укрепляться. Касательно ситуации на границе он отметил необходимость принятия дорожной карты, над которой работают правительства двух стран. На днях рабочие группы должны встретиться.

Он добавил, что до принятия указанной карты граница будет временно открыта.

Кроме того, достигнута договоренность об установлении контроля на границе со стороны Казахстана, Кыргызстана и ЕАЭС. «Таким же образом будет проходить проверка и на границе с Китаем», - сообщил Нурсултан Назарбаев.

Президент Казахстана сообщил, что он пригласил Президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова с официальным визитом в Казахстан. «В рамках визита обсудим перспективы кыргызско-казахского сотрудничества», - добавил он.

Президент Сооронбай Жээнбеков в свою очередь поблагодарил Нурсултана Назарбаева за поздравление с избранием на пост Президента и пожелал ему крепкого здоровья, а братскому народу Казахстана - благополучия.

«Мы поговорили с Нурсултаном Абишевичем обо всех существующих вопросах и пришли к единому решению. Есть «дорожная карта», правительства двух стран работают, в течение декабря завершим работу в этом направлении. На границе установим совместный контроль. Все вопросы двустороннего сотрудничества будут решены» - подчеркнул Сооронбай Жээнбеков. 

Фото пресс-служба президента КР

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям