Мирзиёев - Жээнбеков: Люди хотят видеть все хорошее сегодня, а не завтра

10:23, 18 Декабря 2017

Ноябрьские визиты президента КР Сооронбая Жээнбекова в Москву и Минск носили исключительно рабочий характер, в отличие от последнего вояжа в Ташкент. Это был первый зарубежный официальный визит Жээнбекова в статусе главы государства. Правда, многие ожидали, что после Москвы президент может полететь в Астану, потому что на юбилейной сессии стран ОДКБ в Минске президент РК Нурсултан Назарбаев пригласил Жээнбекова посетить Казахстан с официальным визитом, чтобы обсудить, как он выразился, “перспективы кыргызского-казахского сотрудничества”. 6 декабря между ними состоялся телефонный разговор, но в официальном сообщении на президентском сайте ни слова об этом приглашении. Скорее всего в казахстанском направлении еще не все вопросы сняты, в отличие от узбекистанского. За прошедший год этот визит в Ташкент стал третьим по счету на таком высоком уровне между Кыргызстаном и Узбекистаном.

“У нас не должно быть границ”

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, приветствуя своего коллегу, не преминул подчеркнуть, что уходящий 2017 год стал историческим в межгосударственных отношениях, отметив в этом заслугу экс-президента КР Алмазбека Атамбаева. Мирзиёев во всех своих выступлениях называл его братом, при этом обратив внимание на схожесть своего жизненного пути с биографией Жээнбекова. “Вы опытный руководитель, возглавляли крупную область, были премьер-министром страны. Я прошел такой же политический путь и знаю, насколько он труден. Мы очень рады, что один из первых официальных визитов вы совершили в Узбекистан, - поблагодарил президент Узбекистана. Мирзиёев, прежде чем стать президентом Узбекистана, возглавлял кабинет министров, а до этого руководил Самаркандской областью.

Глава узбекского государства заявил, что Кыргызстан - самый близкий сосед для Узбекистана. “У нас не должно быть границ, и мы должны идти только вперед на совершенно другом уровне. Я уверен, что мы найдем точки соприкосновения, а имеющиеся проблемы мы решим. Особенно жители приграничных районов ждут от нас решений”, - сказал президент Мирзиёев.

По официальным данным, только за этот год после значительного улучшения межгосударственных отношений товарооборот между нашими странами вырос до 250 млн долларов, в прошлом году этот показатель был на уровне 161 млн долларов. В следующем году стороны договорились увеличить товарооборот до 500 млн долларов.

Президент КР Жээнбеков заметил, что межгосударственные отношения между Кыргызстаном и Узбекистаном вышел на очень высокий стратегический уровень. “За четверть века не было сделано столько, как за последний год. Я как новый президент государства хочу подтвердить, что те достигнутые договоренности остаются в силе. Я приложу максимум усилий, чтобы они были реализованы ради блага наших народов”, - пообещал Жээнбеков.

Какие документы были подписаны в Ташкенте?

По итогам официального визита в Узбекистан были подписаны следующие документы: Межправительственная программа об экономическом, научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве на 2018-2021 годы; Соглашение между таможенными ведомствами об организации упрощенного порядка осуществления таможенных операций при перемещении товаров и транспортных средств, проще говоря, речь идет об упрощенном таможенном коридоре; Договор о научно-техническом сотрудничестве между Академией наук Республики Узбекистан и Национальной академией наук Кыргызской Республики; План мероприятий по сотрудничеству в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций между Министерствами чрезвычайных ситуаций двух государств; Соглашение о сотрудничестве между профсоюзными федерациями; Меморандум о взаимопонимании между государственными структурами, курирующими молодежные вопросы.

Железнодорожный долгострой может сдвинуться?

На последних двухсторонних переговорах узбекская сторона активно лоббирует строительство железной дороги по маршруту Узбекистан – Кыргызстан - Китай. Даже автопробег грузовых автомобилей пустили из Ташкента через Ош в Кашгар в поддержку новой транспортной артерии. Не стал исключением и нынешний саммит в Ташкенте. Президенты после переговоров в узком формате договорились ускорить процесс согласования всех вопросов. 25 декабря в Ташкенте встретятся рабочие группы двух государств по этому вопросу.

Только почему-то в официальных комментариях Мирзиёева и Жээнбекова по этому вопросу никак не фигурирует официальный Пекин, ведь все спорные моменты по этой железной дороге были исключительно в зоне двухсторонних отношений между Китаем и Кыргызстаном. Китайцы все эти годы настаивали на маршруте Кашгар – Ош - Андижан, кыргызская сторона же предлагала протянуть железную дорогу через Нарынскую область в Джалал-Абад. Китайцев такой вариант совершенно не устраивал, правда, в публичном пространстве об этом они предпочитают не говорить. Был только один случай в 2012 году, когда бывший посол КНР в КР Ван Кайвэнь откровенно заявил на пресс-конференции в Бишкеке, что Китай не будет настаивать на этом строительстве, если “общество не готово к нему”.

В сентябре сего года руководитель отдела внешней политики аппарата президента КР Айзада Субакожоева подчеркнула, что “политических разногласий по строительству этой железной дороги нет”, добавив, что есть вопросы только “в определении маршрута внутри Кыргызстана”.

Китай был готов взять на себя финансовые затраты, но на определенных условиях, которые не устраивали Кыргызстан. Строительством должна была заняться компания China National Machinery Imp. & Exp. Corporation, но проект превратился в долгострой международного масштаба. Если бы в 1996 году все стороны договорились, железная дорога была бы построена к 2005 году. Ее собирались присоединить к ветке, которую китайские власти уже построили к тому периоду в СУАР.

Узбекистан стал проявлять особенную заинтересованность в этом проекте после того, как с помощью китайской стороны смог построить железнодорожный тоннель на перевале Камчик, связав свои три области в Ферганской долине со столицей. Таким образом была снята железнодорожная зависимость от Таджикистана. Раньше поезда из Андижана в Ташкент шли через северные регионы Таджикистана. Этим же маршрутом в советские годы пользовались жители Ошской области.

Теперь официальный Ташкент, видимо, не без поддержки китайской стороны хочет привязать свою железную дорогу в Ферганской долине к новой проектируемой ветке, ведущей в Китай через нашу территорию. Чтобы подкрепить свою заинтересованность конкретными предложениями, президент Мирзиёев заявил, что банки Узбекистана готовы предоставить экспортное финансирование до 100 млн долларов для совместных бизнес-проектов. Узбекская сторона также поддержала предложение кыргызской стороны о создании приграничного торгового комплекса в Ошской области. “Мы будем идти на все преференции, которые возможны, чтобы увеличить товарооборот”, - подчеркнул глава узбекского государства. Пока решается вопрос железной дороги, в новом году планируется открыть авиарейсы из Бишкека и Оша в Ташкент.

Послесловие

Напоследок такой небольшой штрих к портрету Сооронбая Жээнбекова. Думаю, и другие обратили внимание на то, что во время встреч с главами соседних государств президент предпочитает говорить на кыргызском языке. Так было в Минске, где Жээнбеков говорил на кыргызском, а Назарбаев - на казахском, и прекрасно понимали друг друга. Так же было в Ташкенте, где президент преимущественно говорил на кыргызском языке, подчеркивая общность культуры, истории и языка народов Центральной Азии.

Алмаз Исманов

Фото Султана Досалиева

© Новые лица, 2014–2018
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям