Малая родина больших людей

10:49, 25 Июня

Редакция “Новых лиц” решила познакомить своих читателей с малой родиной каждого из пяти кыргызских президентов. В этой публикации мы не даем оценку, каким образом эти политики встали во главе страны и как ушли, мы не оцениваем их деятельность на этом высоком посту, мы не анализируем их личности. Мы хотим напомнить кыргызстанцам, в каких местах родились люди, чей жизненный путь привел их к руководству страной.

Забегая вперед, отметим, что нашими президентами были уроженцы Чуйской, Джалал-Абадской, Таласской (хотя Роза Отунбаева считает себя нарынской) и Ошской областей. Выходит, необходимо, чтобы политики Иссык-Кульской и Баткенской областей активизировались, так как для полного комплекта нам не хватает президентов – уроженцев этих регионов.

Кеминский декаданс на родине Акаева. Чуйская область

Даже если просто смотреть на Кеминский район из окна машины, следуя по трассе Бишкек – Балыкчи, он поражает необычным, нездешним ландшафтом. Простор, приволье – в преддверии одного из мощных ущелий, Боомского, – и ощущение некоторого запустения, заброшенности как-то почти мистически сочетаются в этом пейзаже.

Малая родина человека, который первым возглавлял наше государство после развала Союза, Аскара Акаева, – небольшое село Кызыл-Байрак (Красное Знамя), окруженное горами практически со всех сторон. Наверное, по этой причине в селе не так заметен сбивающий с ног улан, ветер, пронизывающий весь Кемин насквозь. Сегодня в селе живут человек 350. Меньше сотни дворов, улицы выровнены, как по линейке, – поселение появилось в советское время, да так и не развилось в годы независимости. Народ тут живет небогато. Нет работы, почти никакой. В основном сельчане заняты своими огородами и скотом, очень многие держат лошадей. С огородов и скотных дворов и кормятся.

Что странно, на заработки почти не выезжают (это притом, что весь остальной Кемин на чемоданах), даже в Бишкеке не так уж много народа из Кызыл-Байрака, а в Россию или Казахстан совсем не едут. «Почему?» - спрашиваем у местных. «Нет такой традиции, земляков нет в тех местах», - отвечают, немного подумав, аксакалы, присевшие в кружок у магазина. Он тут всего один на все село. Больницы нет совсем, надо добираться в районную. Есть тут, правда, достопримечательности, целых две. Дом, на месте которого был когда-то домик Аскара Акаева, и жилище его родственников. Ничего особенного, особняки скромные, покруче видали. Акаев боялся вызвать раздражение у жителей других регионов, и потому ничего особенного для своего села не сделал. Разве что распорядился проложить нормальную дорогу в село. Правда, сейчас она уже очень сильно нуждается в ремонте. А весь район – в срочном стимуле, в возрождении.

В советское время в Кемине было построено довольно много промышленных предприятий: электротехнический, линолеумный, строительных материалов, хлебный заводы, золоторудный комбинат и прочее. Почти ничего сегодня не работает. Села, где когда-то дружно жили рабочие и колхозники, либо пустеют, либо мирно существуют натуральным хозяйством, как Кызыл-Байрак. В самом Кемине тоже чувствуется депрессия, запустение. Чего только стоят ветшающие многоэтажки, брошенные на произвол судьбы. Черные провалы окон, ветер едва ли не сбивает с ног – ну кино про Чернобыль снимать, если бы не горы. Из почти 200 тысяч при Союзе в районе осталось только чуть больше 40 тысяч населения.

А между тем Чон-Кеминское ущелье, река и долина – живописнейшее место. Чон-Кемин – уникальный природный заповедник, где естественные ландшафты остались почти в нетронутом виде. Здесь ледники соседствуют с зелеными хвойными лесами и степными районами. С трех сторон долина закрыта хребтами и лежит на высоте от 1400 до 2800 м над уровнем моря. Именно поэтому идея развивать туристический потенциал этого удивительного места куда эффективнее, чем обещания вернуть промышленность.

Покидая Кеминский район, мы прихватили на память веточку хвои-эфедры, обломанную чьей-то недружелюбной рукой и валявшуюся прямо на тропе. Растение редкое. Что добру пропадать. Лишь бы регион не потерял своих жителей и природную небывалую красоту!

Светлана Бегунова

О тейитах в Кыргызстане. Джалал-Абадская область

Как рассказывали мне знающие люди, род Бакиевых когда-то жил в верхней зоне города Кызыл-Кия, где по сей день проживает самое большое количество уроженцев рода тейит. В силу каких-то обстоятельств родители Бакиевых переехали в село Кумуш-Азиз (ныне Тейит) Джалал-Абадской области. Именно там родились все братья Бакиевы, в том числе Курманбек.

Тейиты – один из древнейших родов, составляющих этнический состав кыргызского народа. О них говорится как в великом «Манасе», так и в так называемых малых героических эпосах «Эр Тоштук», «Курманбек». Более того, одним из членов боевой дружины Манаса и сказителем самого эпоса был Ырамандын Ырчы уулу (сын сказителя Ырамана) – представитель рода тейит.

Тейиты упомянуты также в знаменитых сочинениях З. Бабура («Бабур-наме») и Сайпидина Аксыкенти «Маджму-ат-тарыхи», написанных в XV-XVI веках. Впоследствии, в XIX-XX веках, о тейитах как самостоятельном роде, входящем в группу ичкилик кыргызского народа, подробно писали русские и европейские ученые и путешественники. Их родословная хорошо описана в исследованиях А. Сыдыкова, С. Абрамзона, Я. Винникова, С. Закирова, С. Аттокурвоа и других авторов, публиковавшихся в советский период. В последнее время издано несколько книг, где обстоятельно прослеживаются история и география расселения тейитов, а также биографические сведения известных людей, происходивших из этого рода. В частности, тейиты проживают во всех областях Кыргызстана, а также в Таджикистане, Узбекистане, Афганистане, Китае и Турции.

Из рода тейитов, согласно легендам и устным генеалогическим рассказам, вышли такие известные люди, как Сатыбалды хан (XV век), Айтемир батыр (XVI век), Курманбек баатыр (XVI-XVII века). XX век породил, вернее, подарил из их среды двух выдающихся и уникальных личностей – Рахманкул-хана и Торобая Кулатова. Рахманкул-хан – предводитель памирских кыргызов, перекочевавших из Мургаба в Афганистан из-за неприятия советской власти и перебравшихся впоследствии в Турцию опять по аналогичной причине, когда их традиционному образу жизни возникла угроза в результате революции в Афганистане в 1970-х годах. Т. Кулатов из рядового шахтера в городе Кызыл-Кия добрался до политического Олимпа Кыргызстана: сначала стал председателем Совета министров, затем долгие годы был председателем Президиума Верховного Совета Киргизской ССР.

Примечательно, что два последних президента К. Бакиев и А. Атамбаев, тоже, по их словам, являются представителями рода тейит. Об этом я тоже дважды и подробно поведал читателям «Новых лиц». Тогда я рассказал и о том, что сам принадлежу к этому роду, и что в этом нет ничего зазорного или предосудительного, ибо знание, уважение и почтение своего рода до седьмого колена – святое дело, национальная традиция кыргызов. Другое дело, и это я еще раз хочу подчеркнуть – нельзя превращать вопрос о роде в политику, делать лозунгом жизни и карьеры. Наоборот, все мы до единого должны способствовать консолидации кыргызского народа как единой и неделимой нации во имя возрождения и процветания Кыргызстана. Иного пути нет. Из этих соображений после аксыйских событий 2002 года я на Совете безопасности открыто требовал отставки правительства К. Бакиева, а в апреле 2010 года осудил его за попытку разжигания межрегиональной вражды и гражданской войны, когда он находился в родовом селе Тейит.

Когда 7 апреля 2010 года произошла народная революция, К. Бакиев сначала полетел в Ош, затем перебрался именно в село Тейит, где попытался организовать сопротивление против Временного правительства. Когда народ юга его не поддержал, К. Бакиев и его братья выехали за рубеж: сам К. Бакиев по официальной договоренности, братья – тайно. Я дважды побывал в родовом гнезде Бакиевых в лучшие и худшие дни: в первый раз в 2001 году, когда в Джалал-Абаде прошли торжества, посвященные 500-летию Курманбека-баатыра – легендарного героя одноименного эпоса. Во второй раз я был там в 2010 году, когда в селе были погромы и поджоги, в качестве главы Национальной комиссии по расследованию событий на юге.

Абдыганы Эркебаев, общественный деятель

Как Нарын сформировал характер Розы Отунбаевой

Единственная женщина-президент, которая возглавила Кыргызстан в переходный период, Роза Отунбаева, может смело называть в качестве родины три области Кыргызстана. Судите сами, род Розы Исаковны и по линии отца, и по линии матери берет начало в селе Кенеш Таласской области, родилась она во Фрунзе Чуйской области, а детство ее прошло в Нарыне, на тот момент Тянь-Шанской области.

“Мои родители оба уроженцы Таласской области. Мама родом из села Кенеш, это первое село за Казахстаном. В детстве на летних каникулах меня часто возили к тайате в это село. Мой дед по маминой линии был здоровый, дородный человек, он всю жизнь проработал на земле. В преклонном возрасте он выращивал чеснок и продавал на рынке в соседнем Джамбуле. Помню, как с сестрой сидели рядом с ним за торговым прилавком.

Дед по отцовской линии был зажиточным баем. Его звали Отунбай. У него были земли, отары овец, а перед войной в 30-х годах его раскулачили. Даже судили, но, к счастью, позже оправдали. Мои родители учились в одной школе села Кенеш, там и подружились, а позже и полюбили друг друга, поженились. Я родилась в первом роддоме города Фрунзе 23 августа 1950 года. Через полгода зимой вся семья переехала в Нарын, отца назначили председателем областного суда, тогда область называлась Тянь-Шанской.

В Нарыне стоял погранотряд, охраняли госграницу СССР. Это придавало большое значение городу. В приграничном городе жило много семей русских офицеров, их жены работали в местной школе имени Чкалова учителями. Это были удивительные педагоги, которые обучали нас классическому русскому языку, высокому слогу, языку Пушкина. Сама школа была очень сильная и продвинутая по тем временам. В 1955 - 1958 годах у нас был школьный инвентарь лыжи, и в рамках школьной программы нас обучали бегу на лыжах, настольному теннису, преподавали гимнастику. В городе была музыкальная школа, я обучалась играть на пианино, сестра – на аккордеоне. Нам преподавали французский язык с четвертого класса, те знания французского остались у меня на всю жизнь.

В Нарыне была единственная центральная улица Ленина, по ней мы детьми всю зиму катались на коньках. В результате я так хорошо научилась кататься, что, когда училась в МГУ, даже участвовала в соревнованиях по конькобежному спорту.

Мои детские годы прошли в Нарыне, поэтому, несмотря на то, что родители мои таласские, я считаю себя нарынской, по духу, по характеру. Нарынский дух очень сильный, самоотверженный, живучий, самоутверждающийся. В своей жизни я многому обязана нарынскому характеру, который формировался в суровых условиях”, - вспоминает сама Роза Отунбаева.

Справочно: город Нарын расположен в Нарынской котловине у подножья хребта Нарын-Тоо, на высоте 2000 м над уровнем моря, на берегу реки Нарын. Cтроительство города было начато в 1868 году с присоединением Средней Азии к Российской империи, когда здесь был размещен русский гарнизон. Известные нарынчане: Муратбек Рыскулов — драматург, Жумамудун Шералиев — композитор, Таттыбубу Турсунбаева — актриса театра и кино, Муса Баетов- комузист, певец.

Сегодня в Нарыне проживают 38 тысяч человек. В городе 9 школ, два колледжа, два училища – медицинское и педагогическое, два вуза - Нарынский государственный университет и Университет Центральной Азии, музыкальный театр и картинная галлерея.

Лейла Саралаева

Родина Атамбаева: Аламедин – Стрельниковой – Арашан. Чуйская область.

Четвертый президент Кыргызстана Алмазбек Шаршенович Атамбаев родился 15 сентября 1956 года в совхозе имени Стрельниковой Аламединского района. Сегодня это село Арашан.

Село это раскинулось у подножия величественных гор Кара-Кыя. С ранней весны до осени эти горы покрыты сочной травой, словно зеленым бархатом. Здесь протекает чистейшая бурная река Аламедин, и неповторимый горный воздух наполнен ароматом разнотравий. Сами местные жители шутят, что в Арашане золотая земля, здесь растет все, кроме бананов. И самой главной ценностью они считают родниковую воду, которая бьет многочисленными ключами из самого сердца земли.

Благодатная местность, расположенная на севере Киргизской ССР, многие годы была настоящей гордостью сельскохозяйственной отрасли республики в период социализма. Здесь в далеком 1924 году с нуля был создан первый совхоз «Аламедин», позже переименованный в совхоз имени Стрельниковой в честь первого директора молочно-племенного совхоза, лауреата Сталинской премии Федосьи Афанасьевны Стрельниковой.

Языком передовой печати того периода можно сказать, что советские животноводы совместно с учеными-генетиками работали по-стахановски, уже к 1950 году была выведена уникальная алатауская порода крупного рогатого скота мясо-молочного направления.

Справочно: скот алатауской породы бурой масти, имеет крепкую конституцию, хорошо развитую мускулатуру, крепкий костяк. Планомерная селекционно-племенная работа способствовала выведению животных, вполне приспособленных к высокогорным условиям и высокой молочной и мясной продуктивности. Средняя продуктивность алатауских коров в 1979 г. составила 2 429 кг молока, жирность – 3,82% при среднем живом весе животного 443 кг.

За доблестный труд и выведение уникальной породы указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1957 года Федосье Стрельниковой было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С тех пор совхоз “Аламедин” процветал и очень скоро вошел в число совхозов-миллионеров (было такое понятие в советское время, когда речь шла об успешном, процветающем хозяйстве). На образцовое хозяйство приезжали полюбоваться и перенять опыт животноводы со всего Союза и из стран соцлагеря – Венгрии, Монголии, Китая, Вьетнама и т.д. А гостями в совхозе были и председатель Совмина СССР Алексей Косыгин, и президент Демократической Республики Вьетнам Хо Ши Мин.

В этом же селе прошло и детство известной правозащитницы Чолпон Джакуповой. Ее отец Идин Джакупов был директором переименнованного уже совхоза имени Стрельниковой 12 лет. Вот как вспоминает это село Чолпон Идиновна: “Совхоз всегда был многонациональным. Там было много кыргызов, русских, немцев, украинцев. И рядовые труженики, и агрономы, и ветеринары, и учителя”.

Наш четвертый президент Алмазбек Атамбаев родился в семье фронтовика, ветерана ВОВ Шаршена Атамбаева. Алмаз был младшим, поздним ребенком.

«Нас было четверо в семье. Жили мы небогато, родители были простыми рабочими совхоза. У них не было возможности покупать мне новые вещи, и я все детство носил обноски старших братьев. Помню, в детстве у нас часто бывали управляющий отделением совхоза Анатолий Голик и супруга его. Они были бездетными, позже выяснилось, что они хотели усыновить меня. Возможно, по причине того, что наша семья жила довольно скромно. Но мама отказалась отдать меня, сказала, что там, где три ребенка, и четвертого вырастим. Об этой истории я узнал уже взрослым. Меня даже звали до первого класса Алешкой. Я мог бы сейчас быть Алексеем Анатольевичем Голик. Я всегда об этом помню и не делю людей ни по национальности, ни по регионам. Всегда помню, что я мог быть другим человеком по паспорту. Может, жил бы в другой стране. Жизнь полна случайностей», - вспоминает экс-президент Атамбаев. 

Когда старшие братья и сестры разъехались на учебу, будущий президент остался единственным помощником немолодых уже родителей. Работал в поле, помогал по дому. Позже он признается, что всегда осознавал ответственность и то, что является опорой для них, и старался изо всех сил.

Во всех своих интервью Алмазбек Атамбаев говорит о том, что отчий дом для него, как и для любого другого человека, является самым любимым местом на земле.

«Самое любимое место в Кыргызстане – это дом, в котором я родился, в котором вырастили меня родители. Это такой саманный дом, для меня это тот уголок, куда я всегда могу прийти, потрогать его стены, вспомнить, что до этих стен дотрагивались мои отец и мать. Раз в полгода я бываю там», - признается экс-президент.

Население села Арашан, согласно последней переписи населения в 2009 году, - 3 832 человека, хотя за 9 лет население однозначно выросло. Село и сегодня довольно зажиточное, с добротными домами, хорошими дорогами, большой новой мечетью и даже собственной гостиницей.

Лейла Саралаева

Кара-Кульджа: знаковый регион на юге страны. Ошская область

Пятый и действующий президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков родился 16 ноября 1958 года в селе Кара-Кульджа Советского района Ошской области. Происходит из адигине, рода жору.

Кара-Кульджинский район начинается неожиданно сразу же за узгенским селом Мырза-Аке. Географически особой разницы между двумя районами вначале не чувствуешь. С толку сбивают рисовые плантации вдоль шоссе, когда ожидаешь увидеть горные долины и заснеженные шапки горных вершин. Оказывается, в предгорных долинах Кара-Кульджи выращивают не менее знатный сорт риса «учук». Только он светлее и крупнее своего раскрученного узгенского собрата «девзиры». Вот так неожиданно для нас открылась Кара-Кульджа с первого раза.

В советское время Кара-Кульджинский (тогда Советский) район считался одним из зажиточных регионов Ошской области, во многом благодаря знаменитому московскому обеспечению. Как административная единица Кара-Кульджа появилась на карте Ошской области в 1936 году. Но во времена «масштабных» хрущевских реформ в 1962 году район был упразднен, войдя в состав Узгенского района. Только после отставки «реформатора» через несколько лет в 1969 году Кара-Кульджинский район был восстановлен в своих прежних административных границах.

В 1992 году на волне переименований его назвали Кара-Кульджинским районом в честь одноименной реки, протекающей в регионе. Кстати, родовое село нынешнего главы государства тоже было переименовано. Раньше оно носило имя германского коммуниста Эрнеста Тельмана, а сегодня это село Бий-Мырза. Но каракульджинцы между собой до сих пор употребляют старые названия, такие как Тельман, Биринчи Май и другие.

Несмотря на свои скромные размеры по площади и численности населения, Кара-Кульджинский район всегда занимал особое место на юге страны. По своему влиянию на различные процессы в регионе и в целом по стране Кара-Кульджинский район давно соперничает с Алайским районом. Эти два района составляют союз двух влиятельных горных регионов в Ошской области и являются «поставщиками» акимов, министров, губернаторов, депутатов и руководителей страны. Так было и сто лет назад, и сейчас. Последние годы традиционно губернаторами Ошской области попеременно назначаются именно выходцы из Алайского и Кара-Кульджинского районов.

Это два самых политизированных района, где большое значение имеет даже не партийная принадлежность, а родовое происхождение, которое ярко проявляется на парламентских выборах. Такие предпочтения местного электората не раз становились предметом критики. Здесь знания «жети ата» (семи отцов) имеют практическое значение, а не просто дань памяти предков. Наверное, во многом благодаря тому, что почти 99 процентов населения региона составляют кыргызы. В регионе проживают представители таких племен, как бору, сары баргы, кара баргы, тенизбай, монол, жору и другие.

Кара-Кульджинский район в отличие от соседнего Узгенского и Алайского полностью живет за счет животноводства. На базары Бишкека и Оша отсюда поступают помимо риса сорта «учук» знаменитые горные куруты Кара-Кульджи и вкуснейший кумыс Алайкуу. Такого знатного кумыса больше нигде не найти! Здесь никогда не было никакого производства, даже малого. Если не считать уранового рудника в селе Калинина. Еще в регионе есть залежи ртути в местности Зардабука и сурьмы в местности Саба-Жарды.

В чем же отличие кара-кульджинцев от представителей других регионов? На этот вопрос обычно выходцы Кара-Кульджи отвечают, что они патриотично настроенные, гостеприимные и честолюбивые. Только в конце разговора с ироничной улыбкой добавляют, что они очень любят покритиковать, подвергая все сомнению.

В советское время район назывался Советским, поэтому остальные жители Ошской области шутили, что каракульджинцы любят давать советы и жалуются напрямую в Кремль, потому что находились на знаменитом московском обеспечении. Еще по характеру и темпераменту регион можно разделить на две условные части. Это непосредственно сама Кара-Кульджа и высокогорная долина Алайкуу, жители которой немного отличаются от других. Обособленная жизнь в условиях высокогорья (в советские времена это была строго охраняемая пограничная зона с Китаем, куда, чтобы проведать родственников, нужно было брать разрешение в областном управлении КГБ) наложила свой отпечаток на жителей горной долины Алайкуу.

Интересно, что в районном центре еще с 1960-х годов существовала русскоязычная школа, хотя этнических русских было не так много в регионе. Поэтому многие выходцы Кара-Кульджи неплохо говорят на русском в отличие от представителей других горных районов Ошской области. Во времена Советского Союза, пользуясь определенными льготами, немало каракульджинцев получили высшее образование в московских вузах.

Еще каракульджинцы обычно не говорят, что они выходцы из Ошской области. Они непременно подчеркивают, что родом с Кара-Кульджи. Но при этом всегда готовы встать на защиту чести и достоинства Оша.

Алмаз Исманов

 

© Новые лица, 2014–2018
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям