О спекуляциях вокруг внешнего долга Кыргызстана

22:56, 12 Сентября

К сожалению, сегодня мы живем в эру «постправды» – когда важна эмоциональная окраска подаваемого, а не сама действительность. Умелые политиканы и ангажированные СМИ теперь легко могут выдавать ложь за правду.

«Кыргызстану можно объявлять дефолт», «Кыргызстан – государство банкрот», - такие заголовки встречаются в интернет-изданиях, причем обязательно указывается, что основная вина лежит на руководителях, которые работали в президентский срок Атамбаева. И, конечно, на самом Атамбаеве. Люди, работавшие на пределе своих сил, вдруг стали преступниками, а проекты, вырвавшие страну из тьмы и застоя, стали «обузой для страны».

Мне многие предлагают отмолчаться. Мол, «…пройдет немного времени, и все станет на свои места, ложь окажется ложью, а правда свою дорогу к людям найдет». Но, анализируя современную ситуацию в мире, регионе и стране, все более убеждаюсь в том, что новые информационные технологии позволяют «фейковым» (поддельным, ложным) новостям достигать зомбирующего эффекта гораздо чаще и быстрее, чем это достигалось в прежние годы. Эта болезнь беспокоит не только нас в Кыргызстане. Проблемой «фейковых новостей» всерьез занимаются в США и странах Европы.

Сегодня спекулянты от политики кричат о том, что при Атамбаеве внешний долг увеличился на миллиард долларов США и достиг 3 миллиардов 800 миллионов долларов США, но при этом совершенно игнорируют тот факт, что если внешний долг вырос в долларах на 47,2%, а в сомах на 115,4%, то номинальный ВВП в сомах вырос на 132,5%, а в долларах США – на 58,5% (Примечание автора: в данных по внешнему долгу учтено списание Россией в феврале 2018-го года долга в 240 миллионов долларов США, так как соглашение о списании этой последней части внешнего долга перед Россией было подписано в июне 2017 года в ходе моего визита в Москву).

Везде, по всему миру, оценивая платежеспособность той или иной страны, экономисты смотрят на соотношение внешнего долга к ВВП, а не на номинальную величину долга – иначе это просто похоже на спекуляции. Или за рост ВВП отвечали другие, а за рост долга Атамбаев? Рассматривать рост внешнего долга без роста экономики, в абсолютной, а не сравнительной величине – это обыкновенное шулерство и подмена понятий, а не экономический анализ. Даже с учетом того, что кредиты мы брали в долларах, а массовое обесценивание валютных курсов и кризисная ситуация на всей территории СНГ приводили к сложностям с выплатой внешнего долга, Кыргызстан смог благодаря грамотной монетарной политике удержать курс своей валюты на должном уровне, чтобы соотношение внешнего долга/ВВП продолжило снижаться.

Атамбаев принял страну с ВВП в 212 млрд сомов (4 млрд 510 млн долл. США) и внешним долгом, составляющим 58% от ВВП, и передал её с ВВП в 493 млрд сомов (7 млрд 144 млн долл. США) и внешним долгом в 53,8% от ВВП. То есть мы снизили долговое бремя на 4%. Но в этот период  за счет внешней помощи Кыргызстан реализовал крупнейшие проекты по развитию транспортной и энергетической инфраструктуры.

Когда наше правительство обвиняют в «жизни взаймы», хочу напомнить, что взаймы Кыргызстан жил только при Акаеве, когда долговая нагрузка превышала 100% от ВВП. И в отличие от Акаева, мы не брали кредиты на программы, подобные PESAK, которые уничтожили промышленность страны, и не брали кредиты на закупку австралийских баранов-мериносов.

Согласно прогнозному отчету Всемирного Банка – Global Economic Forecasts, рост экономики в Кыргызстане будет превышать средние показатели по Центральной Азии и Восточной Европе. Рост ВВП и прогнозы Всемирного Банка о его будущем росте доказывают, что инвестиции в инфраструктурные проекты были абсолютно правильно выбраны.

При этом кредиты брались только для решения двух главных на тот момент проблем для национальной безопасности Кыргызстана — это энергетика и дороги.

Хочу напомнить немного о том, в какой ситуации были эти отрасли до моего премьерства и президентства. Страна постоянно испытывала нехватку электроэнергии, особенно зимой. Ежедневные веерные отключения были обычным явлением. Отключали и жилые дома, и предприятия. В Бишкеке начали замораживать новое строительство из-за нехватки электроэнергии. Начали отрезать трехфазное электричество в жилых домах по всей стране. В аилах сельчане давали взятку электрику, чтобы на время похорон в доме покойного был свет. Вы хотели бы сегодня жить так же?

Нехватка электроэнергии делала нас зависимыми от соседних республик, а поставки газа и вовсе превратились в средство шантажа и выбивания очередных внешнеполитических уступок от нашей страны, в том числе в территориальных вопросах.

Кроме того, до строительства подстанций «Датка» и «Кемин» и одноименной линии ЛЭП «Датка-Кемин» Кыргызстан не мог самостоятельно распоряжаться даже той электроэнергией, которую сам производил на каскаде Токтогульской ГЭС. Более того, за транзит нашей электроэнергии с юга на север страны ежегодно страна платила 10-12 млн долларов США. А уже при мне соседи стали говорить о том, что пора платить за транзит не менее 30 млн долларов в год. То есть, например, за 20 лет (это срок кредита Эксимбанка) мы бы заплатили только за транзит своего электричества 600 млн долларов США.

В таких условиях мною было принято решение бросить все силы и ресурсы на решение вопросов энергоснабжения страны. Была поставлена задача добиться полной энергодостаточности и энергонезависимости. (В следующей статье я расскажу о том, как решалась эта задача, а также остановлюсь на спекуляциях вокруг реконструкции Бишкекской ТЭЦ.)

В такой же плохой ситуации, как энергетика, находилась и транспортная, дорожная инфраструктура страны. Из-за отсутствия дорог люди из соседних районов и даже сел юга страны часто были вынуждены добираться друг к другу через территории соседних стран. И междугородние, и внутренние дороги республики были полностью разбиты. Такая ситуация с дорогами была даже в столице страны, не говоря уже об областях и районных центрах.

Сегодня много грязи выливается на проект альтернативной дороги «Север - Юг», как и на все другие проекты Атамбаева. Мы забываем при этом, что шестимиллионной стране иметь только одну кровеносную артерию для соединения двух ее частей было чрезвычайно опасно. Потенциально возможный в нашем сейсмически опасном горном ландшафте природный катаклизм на Тоо-Ашуу может привести к полной потере связи со всем югом страны на годы. Такой же катастрофой может стать, к сожалению, и взрыв бензовоза в туннеле либо теракт.

Да и ситуация тогда была крайне непростая. Я хочу напомнить, как отключали газ всему югу Кыргызстана и заводили войска на территорию Кыргызстана с целью спровоцировать военный конфликт. Поэтому в той непростой обстановке было принято единственно верное решение: Кыргызстан должен добиться энергетической и транспортной независимости. И для этого надо изыскать необходимые финансовые ресурсы. Вот почему мы брали кредиты только на энергетику и на дороги. Конечно, можно было бы не брать кредиты и сидеть до сих пор без света и без дорог, не развивать экономику, не думать о будущем. И так, видимо, думают теперь некоторые руководители страны.

Что же надо делать, чтобы внешний долг не угрожал безопасности страны? Ответ лежит на поверхности: надо развивать экономику. Если нынешние власти за свои 6 лет продолжат так же работать, увеличивая и реальный, и номинальный ВВП без кредитов, то через 6 лет отношение внешнего долга к ВВП составит всего 23,35%. Другое дело – надо серьезно обдумывать шаги и настроить команду на решительные, но созидательные действия. Поддержать тех, кто умеет работать, дать им защиту и уверенность. По собственному опыту знаю – сделать это непросто, нужна огромная политическая воля.

И помимо развития экономики никто не мешает сегодняшним руководителям поработать, как это делали мы, над списанием долгов страны и привлечением финансовой и технической помощи от дружеских стран. Приведу некоторые цифры:

По данным отдела внешней политики аппарата президента (по состоянию на 1 мая 2017 года) за период моего премьерства и президентства было подписано соглашений на получение безвозмездной грантовой помощи на общую сумму 2,9 млрд долларов США, в том числе:

·   В рамках ПГИ– 1 млрд 860 млн долл. США (в т.ч. 160,8 млн долл. США в 2017-2019 гг.)

·   Грантовая помощь ФРГ – 112 млн евро или 133,6 млн долл. США;

·   Грантовая помощь Корейского агентства по международному сотрудничеству – 26,4 млн долл. США;

·   Грантовая помощь КНР – 316,3 млн долларов США

·   Грантовая помощь России – 589 млн долларов США.

Также хочу напомнить и о 500 млн долларах США, которые Российская Федерация внесла в уставной фонд Российско-Кыргызского Фонда Развития, а фактически безвозмездно передала на развитие экономики страны. При этом до конца 2017-го года в наш бюджет от России поступило еще грантов на сумму более 50 млн долларов США, а от КНР тоже дополнительно поступили грантовые средства на ремонт дорог Бишкека. А многие гранты, о которых мы договорились, будут поступать еще несколько лет.

С учетом всех этих данных наглядно видим, что за годы моего руководства страной команда Атамбаева смогла привлечь в Кыргызстан грантовой (безвозмездной) помощи от зарубежных стран и международных финансовых институтов на сумму более 3,5 млрд долларов, большая часть из которых уже получена.

Кроме этого, за годы моего президентства была достигнута договоренность о списании внешних долгов Кыргызстана на сумму 554,4 млн долларов США, в том числе:

·   488,9 млн долл. США - долг перед Россией

·   49,2 млн долл. США – долг перед Турцией

·   14,8 млн долл. США – долг перед ФРГ

·   1,5 млн долл. США – долг перед Эксимбанком Китая.

На сегодня все эти долги уже списаны. С учетом вышеуказанного получается, что за годы моего руководства страной Кыргызстан привлек безвозмездной помощи на сумму более 3,5 миллиарда долларов США и добился списания долгов на сумму более 550 миллионов долларов США. Общий итог - более 4 миллиардов долларов США. Это больше, чем весь внешний долг страны, накопленный за 27 лет.

Здесь я, конечно же, хотел бы от всего сердца еще раз поблагодарить руководителей дружеских стран, которые помогали нам в эти непростые годы, и в первую очередь президента России В. В. Путина, председателя КНР Си Цзиньпина, канцлера ФРГ Ангелу Меркель, президента Турции Реджепа Тайип Эрдогана, председателя Еврокомиссии Ж. К. Юнкера.

Я помню, как наши некоторые газеты называли меня в те годы «президентом-попрошайкой». Но в Кыргызстане 2010-2013 годов, с энергетическим коллапсом, опустошенным Бакиевыми бюджетом, вывезенными им и его сыном Максимом банковскими средствами, с непогашенным этническим конфликтом, пострадавшими от пожаров во время этнического конфликта городами, лазанием через заборы представителей оппозиции, перекрытиями дорог и захватами областных администраций, – в череде трех лет жесточайшего кризиса говорить об инвестициях в страну было невозможно – страна могла пойти по стандартному сценарию саморазрушения «Арабской весны». Само выживание страны, ее стабилизация, зависели от того, смогут ли Атамбаев и его команда привлечь достаточно средств для того, чтобы страна хотя бы выжила в эти непростые годы.

Наши усилия не прошли даром! За годы моего руководства Кыргызстан добился энергетической и транспортной независимости, вышел из разряда бедных стран по классификации Всемирного банка и получил кредитный рейтинг B, провел образцовые парламентские и президентские выборы. А я прекрасно помню прогнозы международных экспертов в 10-м году, что Кыргызстан является failed state - «несостоявшимся государством». И надо никогда не забывать о том, что один из тогдашних президентов предлагал соседним государствам просто разделить Кыргызстан на три части. Это было всего 8 лет назад!

Учитывая сегодняшние спекуляции о китайской экспансии, о якобы существующей угрозе передачи нашей земли и месторождений за долги, хочу особо остановиться на этих вопросах. Факты - упрямая вещь!  И вы видите, что за годы моего руководства страной Китай выделил нам только грантовой помощи на сумму около 400 млн долларов США. Хочу напомнить, что именно наш великий сосед Китай выделил нам и льготные кредиты для достижения энергетической и транспортной независимости, когда все богатые западные страны и финансовые институты отказались это делать.

У нас также была предварительная договоренность с Китаем о создании фонда развития по примеру Российско-Кыргызского Фонда Развития, и Китай, наверное, выделил бы нам в этот фонд не меньшие средства, чем Россия.

Хочу напомнить, что Китай просто-напросто списал многомиллионные долги Мозамбику, Йемену, Зимбабве и некоторым другим странам. Китай уже списал долг Кыргызстану на сумму в 1,5 млн долларов США. А ведь это была первая ласточка!

И я полностью согласен с великим лидером Китая, председателем Си Цзиньпином, который сказал мне в апреле текущего года во время двусторонней встречи: «Мы помогаем вам бескорыстно. Мы хотим, чтобы ваша страна развивалась и процветала».

В заключение, я также хотел бы коротко ответить тем клеветникам и врунам, которые пишут, что мы залезли в долги, чтобы построить и реконструировать такие объекты, как ипподром в Чолпон-Ате и Исторический музей. Все эти объекты, в том числе Мемориал жертвам восстания 1916-го года, мост в городе Ош, жилые дома для силовиков и многие другие, были построены за счет грантов, и это легко проверить.

Помимо программных грантов, уже заложенных в бюджете в программе государственных инвестиций, нам удавалось ежегодно получать еще дополнительные гранты от дружеских стран. В соответствии с законом эти внеплановые гранты сначала зачислялись в бюджет, а затем направлялись на расходы. Поэтому два раза в год мы принимали в правительстве и в парламенте поправки об увеличении доходной части бюджета и соответственно расходной части. Именно за счет этих внеплановых грантов были построены и реконструированы все вышеуказанные объекты. Ведь в переводе на нашу валюту эти гранты составляли миллиарды сомов! Например, реконструкция Исторического музея сначала проводилась за счет средств, выделенных турецкой организацией TIKA, а завершена уже за счет гранта России, который естественно сначала был зачислен в бюджет. Вот так это было! А ведь помимо этих грантов на сумму 3,5 млрд долларов США немалую помощь мы привлекли и из других источников. Вот, например, Газпром вложил и вкладывает миллионы долларов в строительство физкультурно-оздоровительных комплексов по всей стране, не говоря уже о строительстве суперсовременной школы в городе Бишкеке.

Никто не мешает новому руководству Кыргызстана работать над развитием экономики, привлечением новых инвестиций, как это делали мы в 2011-2017 гг. Добивайтесь списания внешнего долга! Привозите гранты! Развивайте экономику! Боритесь с реальной коррупцией и реальными коррупционерами! Один лишь факт: в 2017-м году благодаря борьбе с коррупцией мы вернули в бюджет 8,5 млрд сомов – сумму, покрывающую более половины дефицита бюджета страны на тот год. Когда Кулматов руководил таможней, он за три года увеличил таможенные сборы в три раза. Сегодня он сидит в тюрьме, а таможней «рулит» серый кардинал – Раим-Миллион.

Кто может работать – тот находит решение проблем, кто не может – находит отговорки!

Алмазбек Атамбаев, экс-президент Кыргызстана

© Новые лица, 2014–2018
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям