Каким премьер-министром был Омурбек Бабанов?

10:26, 23 Мая

Результаты работы Омурбека Бабанова на посту премьер-министра в 2011-2012 годах сейчас довольно непросто оценить, потому что многие вполне позитивные и перспективные начинания не были развиты достаточно хорошо или вообще оборвались. Однако есть смысл взглянуть на ситуацию в ретроспективе.

Геополитика

Именно при Бабанове началась реальная подготовка к экономической интеграции с ближайшими соседями. Как прагматичный бизнесмен, он и тогда понимал, что Таможенный Союз (а в последствии ЕАЭС, в который мы вступили) – неизбежность и единственное правильное решение для государства. К сожалению, подготовку к интеграционным процессам сильно подпортили последующие кабинеты министров. Вот что сам Бабанов сказал на этот счет: «Вступление в ЕАЭС было абсолютно правильным решением! Про это не должно быть каких-то разночтений. Другое дело, как наша страна смогла воспользоваться всеми преимуществами членства!

Партия «Республика – Ата-Журт» очень негативно оценивает провал действующего правительства, а также нескольких предыдущих премьеров по проведению интеграции нашей экономики в ЕАЭС. Совершенно непонятно, как так получилось и кто несет за это ответственность, что до сих пор в стране нет ни одной аккредитованной лаборатории для сертификации нашего мяса, например. Не можем экспортировать мясо по такой банальной причине, а продолжаем винить Москву и Астану в том, что чинят препятствия нашей торговле. Просто бездарно, а по отношению к нашей экономике преступно халатно, растрачены льготные двухгодичные каникулы, и я опасаюсь того, что в ближайшие месяцы наши предприниматели окажутся совершенно не готовы и будут просто шокированы высокими стандартами технических регламентов ЕАЭС, которым предыдущие премьер-министры столь необдуманно взяли на себя обязательство соответствовать в столь короткое время.

Вступить в союз было легко, но ведь надо было напряженно и усиленно работать по модернизации нашей экономики и административных ведомств! А у нас получилось так, что вступили и сразу же ожидали роста экономики за чужой счет! Так ведь не бывает! Теперь мы удивляемся тому, что наши рынки захватывает белорусская продукция. Меня не совсем удовлетворяет качество наших переговорщиков, уровень наших представителей в составе Евразийской комиссии. Ответственность за промахи лежит на нас самих, но мы должны разъяснять нашим партнерам характер экономических трудностей, с которыми мы сталкиваемся».

В должности премьер-министра Бабанов посетил многие страны и провел довольно эффективные переговоры. На этом фоне ожидать каких-то негативных сюрпризов от Бабанова в любой должности не приходится.

Чиновничий аппарат

Сейчас структура правительства в стране более-менее оптимальна. Но мало кто помнит, что основную реформу провел именно Бабанов. Он понимал, что штат государственных служащих в стране слишком раздут. В структуре правительства были органы, дублирующие полномочия друг друга, в стране насчитывалось более 18 тысячи чиновников, и в итоге на бюджет ложилась огромная нагрузка. В декабре 2011 года, когда Жогорку Кенеш утвердил его кандидатуру на пост премьер-министра, Омурбек Бабанов представил программу «100 дней», в рамках которой расходы на содержание госаппарата сократились бы на 583 млн сомов. Было упразднено 5 госорганов, а государственный аппарат сокращен на 1700 человек. Были сокращены и расходы на содержание административных зданий и автомобильного транспорта. Все эти мероприятия привели к экономии 1 млрд сомов. Он, кстати, пошел на поддержку бюджетников, в частности, учителей. Все это можно легко проверить и доказать.

Бизнес-среда, перспективы

Все знают, как сложно начинать бизнес в Кыргызстане. Поддержки со стороны государства практически нет, получить разрешение сложно, а государственные органы не перестают проводить многочисленные проверки предпринимателей. Решению этой проблемы также было уделено внимание в рамках той самой, уже упомянутой программы «100 дней». В результате удалось сократить количество лицензий с 563 до 213, а количество проверяющих органов с 21 до 12.

Для 44 стран был отменен визовый режим. Причем, были выбраны страны, уровень доходов в которых на душу населения составляет более $7000. Такая мера позволила увеличить количество состоятельных туристов в Кыргызстане. Плюс именно такого подхода еще и в том, что люди, родившиеся и выросшие в более-менее богатых странах, воспитаны в уважении если не к чужой культуре, то к природе и чистоте – наверняка. То есть, количество туристов возросло, а нагрузка на экосистему при этом существенно не увеличилась.

Именно тогда, во времена премьерства Бабанова, впервые за много лет началась масштабная поддержка предпринимателей, занятых в сфере сельского хозяйства. Омурбек Бабанов инициировал выдачу льготных кредитов фермерам. За 2011 год под 9% был выдан 1 млрд сомов. В 2012 году под 7% также был выдан 1 млрд сомов. Для ветеринаров были закуплены ветеринарные комплекты, которые бесплатно раздали на местах, в айыл окмоту. Тогда же появилась инициатива создания по всей республике 300 пунктов искусственного осеменения, и на создание сети семеноводческих хозяйств было выделено 340 млн сомов. Налоговый режим кооперативов был приравнен к отдельным фермерским хозяйствам.

Был принят разработанный правительством новый закон «О государственно-частном партнерстве». Во всем мире путем привлечения частных партнеров государство ищет решение проблем в социальных сферах. Внутренние инвестиции двигают экономики многих стран. Если эта система заработает у нас в полную силу, ресурс ее трудно переоценить.

Государственные активы

Под председательством Омурбека Бабанолва правительство смогло утвердить налоги на сверхдоходы сотовых операторов в размере 5%. С тех пор это приносит до 500 млн сомов в госбюджет ежегодно. При этом сотовые операторы не имеют права увеличивать тарифы для населения.

Правительством также были утверждены сверхдоходы на золото в размере 2% на каждые $100 увеличения цены. Это позволило в 2-3 раза увеличить поступление налогов от разработки природных ресурсов. Впервые за 20 лет все лицензии выдаются с участием представителей общественности и СМИ и только через открытые тендера и аукционы. Такой порядок появился во время премьерства Бабанова.

В это же время разработано 40 национальных проектов, которые могли бы сгенерировать до $478 млн в государственный бюджет. К сожалению, они не реализуются до сих пор.

Обслуживание населения

Работа ГАИ всегда вызывала нарекания со стороны населения, поэтому один из блоков программы Омурбека Бабанова был посвящен борьбе с коррупцией и бюрократией в этой системе. Одним из важных шагов стала отмена технического осмотра для автомобилей, а также доверенности для владельцев авто. Была снижена сумма сбора за перерегистрацию транспортных средств с 6 тысяч до 1 тысячи сомов.

Омурбек Бабанова всегда выступал за то, чтобы сотрудники ГАИ не стояли на дорогах, а вместо этого действовала патрульная милиция. Тогда же был инициирован проект «Безопасный город», который до сих пор находится в виде инициативы. Именно на него сейчас, в период чудовищного разгула нарушений скоростного режима и роста детской смертности в ДТП очень рассчитывают горожане.

Была значительно упрощена система документирования населения. На базе филиалов государственного предприятия «Кыргызпочтасы» было открыто 50 центров обслуживания населения всей стране. Впервые за 20 лет государство начало самостоятельно печатать национальные паспорта.

Социальный сектор

За 7 месяцев работы Омурбека Бабанова во главе правительства были повышены пенсии в среднем на 8,2% - с 3 тысяч 700 сомов до 4 тысяч 70 сомов. Если бы пенсионная политика, запланированная Бабановым, была продолжена до сегодняшнего дня, то размер средней пенсии составлял бы 9 тысяч 800 сомов.

За тот же период по всей стране была построена 91 школа. До этого даже в лучшие времена правительство могло построить не более 24 школ в год. Также правительством была сокращена учебная нагрузка на детей с 1 тысячи 200 часов до 918 часов, благодаря чему сэкономлено более 400 млн сомов.

Конечно, реформы не были доведены до конца. У нас в стране кресло главы правительства освобождается слишком часто, довести начатое до конца пока никто не успел. Однако уровень активности, векторы и направления работы в целом понятны. Именно по этим отметкам и есть смысл оценивать премьерство Омурбека Бабанова.

Подготовил Апас Зарипов 

© Новые лица, 2014–2017
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям