Провал. Еще провал…

19:30, 24 Августа

«Самым неэффективным правительством за годы независимости» назвали эксперты правительство Мухаммедкалыя Абылгазиева. Главной причиной такого нелестного титула стали экономические показатели, худшие за все последние годы.

По итогам первого полугодия 2018 года рост ВВП в республике составил 0,1 процента. Это показатель на уровне статистической погрешности. То есть эта цифра означает, что роста нет. Экономика в стагнации. Такого не было даже в лихие бакиевские годы. Причем в марте рост еще отмечался – 1,7%, затем, вместе с назначением нового кабинета министров, прекратился. Объем промышленной продукции за это время снизился на 6%. Это колоссальная цифра в масштабах экономики страны. Импорт из стран ЕАЭС падает ежемесячно примерно на 2-5%.

Эксперты связывают плачевную картину с неким политическим парадоксом – опасаясь принять неверное решение, новый премьер не делает ничего. Под стать ему и некоторые министры, набранные из чиновников с так называемой «нулевой репутацией».

«Как бы чего не вышло»

Итак, что именно не сделали Мухаммедкалый Абылгазиев и его кабинет.

Распугали инвесторов, которых и так было негусто. Практически остановлены переговоры по инвестициям в крупные проекты. Опасаясь сделать неверное движение, нынешний премьер просто замораживает все переговоры. Какие-то инвесторы приезжают, но, получив странные ответы из серии «мы должны тщательно взвесить все предложения», отбывают восвояси. Развития диалога не будет – премьер не берет на себя ответственность принципиально и своим министрам не велит. Следовательно, только очень настойчивые инвесторы смогут пробиться через эту стену. А очень настойчивы в этом мире известно кто. Мошенники международного масштаба рано или поздно найдут, как взять измором этот «крепкий орешек». Либо резкое обеднение население, рост цен, падение числа рабочих мест в стране и социальный взрыв. Какой из вариантов хуже, трудно сказать. Оба хуже.

Между тем долг перед «РусГидро» по проекту о строительстве Верхненарынского каскада ГЭС продолжает оставаться актуальным экономическим моментом. Погасить его мог бы следующий инвестор. Но такового не нашлось и при имеющемся подходе не случится. Плюс из Жогорку Кенеша просочилась информация о том, что правительство готовит новое соглашение по «Кумтору», которое добьет инвестиционную привлекательность нашей страны. Инвесторы уходят к соседям. Тем временем в Фонде по управлению госимуществом уже четвертый месяц не могут определиться с оценщиком по активам компании MegaCom. «Не брать ответственность любой ценой» - похоже, эти слова стали символом работы премьера Абылгазиева.

Не принимаются меры по стабилизации экономических колебаний. Даже в случае с резким ростом цен на топливо правительство не отреагировало. Если, конечно, не считать реакцией совещание, которое вице-премьер-министр Кубатбек Боронов провел спустя три месяца после начала роста цен, в июле. И на котором он поручил Госагентству антимонопольного регулирования ежедневно иметь информацию об изменении цен. Странное само по себе поручение, как если бы Минобразования получило приказ следить за тем, что творится в школах. На этом меры правительства благополучно завершились.

Не была выражена позиция по поводу выдвижения кандидатов в мэры столицы. Мухаммедкалый Абылгазиев не воспользовался своим законным правом выдвижения претендента на пост столичного градоначальника. В результате на безальтернативных выборах выиграла единственная кандидатура Азиза Суракматова. Это притом, что в прессе не меньше десятка раз появилась информация об аффилированности Суракматова с крупным строительным бизнесом, что вызвало бурю недовольства бишкекчан.

Заморожены крупные внутригосударственные проекты. Например, цифровизация. Несмотря на то, что премьер говорил о развитии этой отрасли, когда вступал в должность, за более чем 100 дней со стороны кабинета министров инициатива по вопросу зарегистрирована нулевая. Проект “Безопасный город” тоже под угрозой провала, все из-за того же полного отсутствия инициативы со стороны правительства.

Полное отсутствие информационной политики правительства как таковой. Уже и президент Сооронбай Жээнбеков обратил внимание на то, что работа правительства встречает шквал критики общественности (о громких «инициативах» поговорим ниже). В ходе встречи с Мухаммедкалыем Абылгазиевым он порекомендовал премьер-министру активизировать предварительную разъяснительную работу по новым инициативам правительства. На критику премьер ответил, что «не любит пиариться», немного спутав «пиариться» и «отчитываться перед налогоплательщиками». Доброго слова они, эти самые налогоплательщики, конечно, в любом случае не скажут. Но работу кабмина видеть должны. Иначе социальный взрыв неминуем.

Впрочем, некоторые инициативы правительства все-таки попали на глаза общественности. И все до одной вызвали резкую негативную реакцию.

«Где взять денег? У народа!»

Попытка расплатиться с внешним долгом за счет граждан страны вызвала особо острую критику в обществе. Премьер вышел в народ с весьма спорной инициативой – был открыт счет, куда граждане могут добровольно перечислять деньги на оплату внешнего долга страны. И при этом главный министр обратился к бизнесменам – мол, давайте, сдавайте ваши денежки. Наш внешний долг составляет около четырех миллиардов долларов. А ВВП – чуть больше трех миллиардов, еще и в стагнации, по итогам стодневки правительства Абылгазиева этот показатель в плачевном состоянии. То есть бизнесу сейчас весьма несладко. Да и налоги в стране пока никто не отменял. Чтобы вернуть внешний долг, надо вывести экономику из тени. Для этого нужны стратегически выверенные и многочисленные решения, влекущие серьезную ответственность. Как у нового премьера с ответственностью – читай выше. Впрочем, избежать критики и негативной репутации эта осторожность и скромность не помогли. В отличие от шефа, нынешнего главы государства, который, будучи премьером, действительно очень тихо работал, но показывал явный рост экономики, Абылгазиев «не пиариться» научился, а вот эффективно работать, похоже, нет. Скромностью народ не накормишь, особенно в свете явно негативных реакций общественности.

Второй инициативой, сделавшей Абылгазиева мишенью критики, стала высказанная им идея о необходимости повышения тарифов на воду. В стране с преимущественно бедным населением, да еще и в условиях острой нехватки питьевой воды в отдаленных регионах, подобная идея сродни танцам с огнем возле бочки с порохом. В 2010 году страну взорвало именно повышение тарифов. Похоже, опыт не имеет свойства усваиваться. А жаль, искренне жаль.

Еще более взрывным стал вынесенный на общественное обсуждение проект постановления правительства КР «Об утверждении правил идентификации мобильных устройств связи на территории КР». Речь о пресловутых 100 сомах, которые нужно будет заплатить за регистрацию каждого телефонного аппарата. То ли покупателю, то ли поставщику, то ли продавцу телефонов достанется «довесок» - пока народ в этом вопросе разобрался, негатив уже вырос, как снежный ком. «Не пиарящийся» премьер не обременил свою пресс-службу заботой об исчерпывающем разъяснении по части этой инициативы. Главе правительства сразу же припомнили «60 тыйынов Макса Бакиева», при этом не забыв проехаться по поводу масштабов поборов. Между тем, согласно части 1 статьи 7 Закона «О государственных и муниципальных услугах», «государственные услуги должны оказываться на бесплатной основе, за исключением случаев, установленных в части 2 данной статьи, которая устанавливает 4 критерия для платных услуг». И регистрация IMEI-кода мобильного телефона не попадает в эти 4 критерия никак. Да и сумма, откровенно говоря, не проработана и не расшифрована должным образом. То есть, даже с точки зрения поверхностной правовой экспертизы, идея не соответствует закону нашей страны.

Увеличение налога с продаж с 2% до 5% тоже отнюдь не стало популярной инициативой. Роль модератора и переговорщика по этому поводу взял на себя министр экономики Олег Панкратов. Единственный, к слову, из министров, кто охотно поддерживает контакт с прессой и дает внятные обоснования и объяснения в последнее время. По его словам, повышение актуально только для наличных платежей и направлено именно на вывод экономики из тени. В любом случае инициативу встретили в штыки. И налицо недостаточное информационное сопровождение решения.

И самым, пожалуй, убийственным для репутации власти за последние 8 лет стало восстановление в должности Раимбека Матраимова. Одно судебное решение перечеркнуло все доверие народа (особенно в южном регионе) к антикоррупционной политике власти. Согласно опросам, сделанным в социальных сетях, которые, конечно, на статус исследования претендовать не могут, но картину отражают, до этого решения около 70% поучаствовавших в опросе пользователей надеялись на реальную борьбу с коррупцией, после возвращения Матраимова число доверяющих снизилось до 7 процентов. Такой имиджевый урон просто трудно с чем-то сравнить – потерять кредит доверия на одном единственном решении еще не удавалось в нашей стране никому. Напомним, зампредседателя таможенной службы Раимбек Матраимов (которого общественность знает под прозвищем Раим Миллион) был отправлен в отставку с негативной формулировкой при предыдущем премьер-министре Сапаре Исакове, а в суд на правитество подал при Абылгазиеве. И выиграл этот суд, восстановившись в должности. Правительство только на днях удосужилось подать апелляцию в вышестоящую судебную инстанцию, чтобы обжаловать это решение. Но сделало это тихо, кулуарно, чтобы не привлекать внимания общественности.

Если так пойдет и дальше хотя бы в течение первого осеннего месяца, главе государства придется самому делать абсолютно все. Искать инвесторов, работать с ценами, объяснять гражданам решения кабмина, а то и оправдываться за странные инициативы своего подопечного и ставленника. Премьер заявляет, что правительство работает, просто очень тихо. И уже скоро мы начнем пожинать плоды этой упорной работы. Пока плод один – стагнация экономики. С цифрами спорить трудно. Глава государства, скорее всего, ждет обещанного прорыва. «Не дождется, увы», - в один голос прогнозируют эксперты. Но надежда всегда оставляет нас последней, будем ждать развития событий.

Апас Зарипов

 
© Новые лица, 2014–2018
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям