Лада Андреева: “Правила дорожного движения – это правила, написанные кровью”

18:20, 10 Мая

Последние пять лет кривая дорожно-транспортных происшествий неуклонно движется вверх, а цифры пострадавших просто ужасают. За неполных 4 месяца 2018 года в Кыргызстане произошло 1046 ДТП, в результате которых погибло 126 человек, ранено 1539. Из них в 199 ДТП погибло 12 детей и ранен 221 ребенок.

“Кто виноват?” и “Что делать?” – ответы на эти вопросы ищут все кыргызстанцы от главы государства до домохозяек. У Лады Андреевой, майора милиции, старшего инспектора Центра мониторинга ГУОБДД (Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения) МВД КР есть свой ответ. Он прост и сложен одновременно – нужно просто неукоснительно соблюдать правила дорожного движения. Причем абсолютно всем участникам – как водителям, так и пешеходам.

Профилактика дорожной безопасности с детства

С Ладой Витальевной Андреевой мы встретились во дворике школы-гимназии №67, где она проводила занятие с семиклассниками из отряда Юных инстпекторов дорожного движения.

- Для чего нужны школьникам такие занятия?

- Это пропаганда соблюдения правил дорожного движения и профилактические мероприятия по безопасности через игру. Такие отряды Юных инспекторов дорожного движения организованы в каждой школе страны. Вовлечены в них ученики 5 - 8 классов. Подготовка идет серьезная, потому что ежегодно проводятся сначала районный смотр, потом городской и в завершении общереспубликанский. Дети охотно участвуют и в обучении, и в выступлениях. Соревнуются школьники в знаниях правил дорожного движения по тем же тестам, что и взрослые, когда получают водительское удостоверение. Кроме того, разыгрывают театральные сценки, придумывают новый дорожный знак.

- А с родителями школьников профилактика проводится?

- Обязательно! Инспекторы ГУОБДД закреплены за каждой столичной школой. Инспектор занимается с детьми ПДД, находится утром и вечером возле школы и следит за безопасностью на дороге возле учебных заведений. Не только по классам проводятся занятия, но и среди родителей регулярно ведутся профилактические беседы. Потому что в школу детей привозят родители, и если они сами нарушают, то какой смысл с ребенком вести профилактическую беседу на тему ПДД, ведь для любого ребенка его родитель - образец поведения? Мы понимаем, что ни в коем случае нельзя опускать авторитет родителей в глазах ребенка, поэтому объясняем родителям необходимость соблюдения ПДД отдельно. К сожалению, родители регулярно нарушают правила парковки. Машины ставят в неположенном месте, загораживая и без того узкую проезжую часть, возникают заторы, все нервничают. Поэтому мы посещаем родительские собрания, на которых терпеливо объясняем необходимость соблюдения правил дорожного движения. Надеюсь, что рано или поздно дойдет до каждого. Как только основная масса водителей начнет соблюдать ПДД, то и самые злостные нарушители подчинятся большинству и начнут ездить по правилам.

- А как с детьми надо говорить о безопасности на дороге?

- Необходимо объяснять, что жизнь у каждого человека одна, и надо ее беречь, ценить - это в руках каждого человека. Правила дорожного движения - это правила, которые написаны кровью. И выполнение их - одна из гарантий того, что вы проживете долгую и счастливую жизнь.

Женщина-милиционер – это звучит гордо

- Почему Вы выбрали профессию милиционера?

- Я с детства была боевая, спортивная девушка. Родилась и выросла в Майли-Сае Джалал-Абадской области. По первому образованию - школьный учитель, преподаватель русского языка и литературы. Несколько лет даже проработала в школе. Но однажды мне предложили попробовать себя в роли милиционера. Мне идея понравилась, я загорелась новым делом. Позже поняла, что милиция – это мое. А 14 августа 2008 года был создан женский взвод инспекторов УБДД ГУВД города Бишкека, в который меня назначили командиром.

- Как набирали команду женщин-инспекторов?

- Был строгий отбор. В результате прошли 10 девушек, которые уже служили в органах. Нас отправили на подготовку и в автошколу. Все как положено: отучились автошколе, хотя у нас уже были водительские права, и приступили к обязанностям. Сначала мы несли службу вместе с опытными инспекторами-мужчинами. Видимо, проявили себя хорошо, потому что позже взвод пополнился еще 10 сотрудницами. Здесь я поняла, насколько разнообразной бывает служба. Работать на дороге оказалось совсем непросто. Зачастую приходилось сталкиваться с грубостью, хамством. Но мы обязаны быть сильными, терпеливыми. С тех пор вот уже 10 лет моя служба связана с дорожной безопасностью.

- У Вас достаточно богатый опыт службы в милиции – 20 лет в общей сложности. Поделитесь секретом, как женщине дослужиться до звания майор милиции?

- На самом деле звание “майор” не такое уж высокое, целых две ступени до зветного генеральского звания. Главное качество – это ответственность. Выполнять четко и качественно свою работу. Ставить цель и постоянно, хотя бы мелкими шагами, двигаться к ней. То есть для карьерного роста необходима целеустремленность.

- Сложно ли конкурировать с мужчинами?

- На самом деле нет никакой конкуренции с мужчинами. Они выполняют свою работу, мы свою. Когда женщина-милиционер находится среди мужчин, это дисциплинирует их. Они не позволяют себе крепкое слово сказать, стараются лучше работать, следят за собой. Могу точно сказать, присутствуие женщины дисциплинирует окружающих. В то же время я никогда не сталкивалась с подножками или снисходительным отношением со стороны коллег-мужчин. Могу однозначно сказать, что в мужском коллективе мне легко работается. У меня и характер такой прямолинейный, я не юлю, интриг не развожу.

- А какие трудности в этой профессии?

- Единственная трудность в этой профессии в том, что ты не принадлежишь себе. Ты государственный человек. Даже если запланировал что-то на выходные, не факт, что это исполнится, так как на службу могут в любое время дня и ночи вызвать. Сотрудник милиции должен быть всегда в зоне досягаемости, постоянно быть на связи. В любой момент могут позвонить и приказать явиться. И если надо, значит надо, ты собираешься и едешь. Только в этом плане трудность. Это тяжело и для тех, с кем мы живем. Хотя за столько лет службы они тоже привыкли. Зато мой пятилетний внук очень гордится, что у него бабушка-милиционер .

- Хватает ли Вам зарплаты? Ведь женщине нужно не только семью кормить, но и одежду модную покупать, и салоны красоты иногда посещать.

- Конечно, зарплата у нас маленькая, хотелось бы побольше. Когда хотим что-то купить для дома, то берем кредит, потом потихоньку выплачиваем, как и большинство кыргызстанцев. Не обязательно измерять все материальной выгодой, есть такое понятие, как моральная удовлетворенность. Когда на твоем участке становится больше порядка и дисциплины, тогда получаешь настоящее удовлетворение и радость от своей работы.  Мы служим для того, чтобы наше общество менялось в лучшую сторону.

Лада – наставник молодых

- Расскажите об участии в проекте Программного Офиса Управления ООН по наркотикам и преступности в Кыргызской Республике (УНП ООН) “Наставничество”.

- Проект “Наставничество” работает уже второй год, и я считаю, что он несет огромную пользу не только молодому сотруднику, но и самому наставнику. Когда проект только начался, с нами, участниками проекта, провели обучающие тренинги, где в интересной и доступной форме рассказали о том, чему и как мы, опытные сотрудники млиции, можем научить молодых коллег. Для меня это было открытием - очевидные вещи, которые мы знаем и ежедневно применяем в работе, так преподнесли, что мы увидели нашу службу и нашу роль в милиции совершенно в ином свете. Мы поняли, как важен наш опыт и наше доброе отношение к молодежи. Это действительно нужный проект, потому что человек, который только пришел в профессию, не знает всех нюансов, от психологии и субординации до традиций в коллективе и сложностей в профессии. Например, пришел лейтенант на службу, со своими грезами, представлениями о службе из кино или книг, и сразу окунается в реальный мир, где есть и жестокость, и грязь, и бытовые трудности. Обязательно нужен человек, который как путеводитель ему объяснит все тонкости в службе. Даже элементарно, как правильно общаться с нарушителями  или потерпевшими, как заполнять протоколы. Надо, чтобы кто-то подбодрил, научил, посоветовал.

- Поделитесь своими карьерными планами на будущее.

- Я мечтаю продолжить карьеру в милиции, и кто знает, может, дослужусь и до генерала? Во всяком случае, мечтаю быть полезной для МВД, для страны и народа. Мне есть куда расти. Сейчас обучаюсь в аспирантуре. Тема кандидатской диссертации связана с обеспечением безопасности дорожного движения. На пенсии, скорее всего займусь преподавательской деятельностью, и еще меня привлекает журналистика. Может быть, начну когда-нибудь писать.

- Как можно изменить ситуацию на дорогах?

- Для этого нужно, чтобы каждый участник дорожного движения - и пешеход, и водитель, и пассажир - выполнял неукоснительно правила дорожного движения. Я не знаю, как достучаться до людей, которые много лет за рулем и все равно пренебрегают и нарушают ПДД. Столько страшных случаев было, но люди продолжают выезжать на встречную полосу движения. Сейчас устанавливают видеокамеры, которые будут фиксировать нарушения ПДД, надеюсь, что это сможет повлиять на дорожную ситуацию, будет дисциплинировать наших водителей, потому что камера беспристрастна, она фиксирует абсолютно все нарушения. Нарушил – отвечай по закону. Может, хотя бы это будет дисциплинировать наших водителей, и меньше будет ДТП на дорогах.  

 Интервью вела Лейла Саралаева

 Фото Вячеслава Оселедко 

© Новые лица, 2014–2018
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям