Дунгане Каракола. История одной семьи

17:43, 18 Октября 2014

В 5 км западнее Каракола расположилось небольшое село Ырдык, основанное дунганскими переселенцами из Китая в далеком 1877 году. Визуально это обычное село кыргызской глубинки, с той лишь разницей, что мечеть здесь построена в форме пагоды, и палисадники возле домов утопают в цветах.

Как гласит Википедия: «Дунгане являются потомками хуэйцзу, часть которых, переселились на территориюРоссийской империи в 1880-х годах после пораженияантицинского восстания дунган в северо-западном Китае».

Александр Кадырбаев - Доктор Исторических Наук, научный сотрудник Института Востоковедения Российской Академии Наук так пишет о происхождении дунган: «Дунгане являются потомками хуэйцзу, часть которых, переселились на территориюРоссийской империи в 1880-х годах после пораженияантицинского восстания дунган в северо-западном Китае». 

Истоки

Анвар Наншанло, председатель общественного объединения дунган Иссык-кульской области рассказывает: «Иссык-кульская область в конце 19 века относилась к Российской империи и царские власти предложили нашим предкам, которые прибыли из Китая, для проживания на выбор две территории, первая в ущелье чуть западнее Каракола в Аксуйском районе и вторая здесь восточнее, в этом ущелье. Предки, численностью в 1000 человек, решили обосноваться здесь, назвав поселение Мариновкой, в честь дочери Российского императора Александра. Кстати, а Александровка в Чуйской области, названа в честь самого императора. После прихода советской власти село стали называть Ырдык, что созвучно дунганскому «второе ущелье».

С тех пор численность дунган не особо увеличилось. На сегодняшний день здесь проживают около 2500 человек. Многие переехали в Бишкек и в Чуйскую долину.

Корни нынешних наших граждан дунганской национальности в Китае потеряны, так как имена их родственников записаны иероглифами и по родовому имени. А у местных фамилии русифицированы. Тем более в 30-е годы прошлого века любая связь с Китаем старательно скрывалась и даже специально забывалась, если, конечно можно такое забыть. Во всяком случае, родители скрывали эту информацию от детей. Это были страшные годы сталинских репрессий. Да и в последующие годы об этом говорить было не принято.  Поэтому родственников найти на исторической родине в Китае сегодня их потомкам почти не возможно.

Дунгане, живущие в Чуйской области в Токмаке, Милянфане, Александровке и те, что обосновались в Иссык-кульской различаются, так как жили их предки в разных местностях Китая. Иссыккульские жили в провинции Ниньсян, александровские в Ганьсу, а токмакские в Шаньси. Так что, если бы остались они жить в Китае, там они могли и не встретиться. Ведь дунганская этническая группа в Китае насчитывает до 10 млн человек. Различаются они друг от друга немного по языку и ментальности. Так как предки жителей села Ырдык служили в отряде Юсуфа Хазрета, предводителя восставших дунган, и все они были представителями духовенства, интеллигенции. Поэтому из села Ырдык самое большое число кандидатов наук среди дунган, утверждают ырдыкцы. Много химиков, медиков. Но в основном все успешные фермеры-земледельцы.

Сейчас многие местные дунгане отправляют своих детей учиться в Китай, в основном в Урумчи. Обучение китайском языку проходит относительно гладко, так как дунгане бережно сохранили свой язык.

Отец

Семья Наншанло проживает в селе Ырдык с его основания. Сохранить самобытную культуру, язык и традиции им помогла во многом исламская религия.

Отцу семейства Абдулле Наншанло – 84 года. Он почетный гражданин села Ырдык. Это от него идет крепкий род Наншанло – четыре сына и дочь. Его отец Паншар стоял у истоков освоения иссыккульских земель, он первым начал сажать здесь арбузы, лук, редиску, абрикосы и смородину. За удачные селекционные опыты и был принят в колхоз в качестве бригадира овощеводов-растениеводов.

Детство Абдуллы Наншанло пришлись на первые годы коллективизации, юность на годы Великой Отечественной войны. Армию он отслужил на границе с Китаем и даже обезвредил одного нарушителя границы, за что был награжден. А дальше трудовые годы в родном селе. 35 лет Наншанло-старший проработал водителем-дальнобойщиком. Возил сельскохозяйственную продукцию на север необъятного в то время Союза. На пенсию вышел, когда только развалился Союз и на собственные деньги, вместе с другими инициаторами, собственноручно принялся возводить мечеть.

Хуэй или дунгане - мусульмане суннитского направления ханифитского масхаба. Попытки их ассимиляции китайцами на протяжении столетий, в том числе и в сравнительно недавнее время (1949-1979 гг.), были безуспешны. Среди причин живучести мусульманской общины в Китае и в Советском Союзе, прежде всего их истовая вера в исламские духовные ценности, поскольку именно ислам стал основой формирования хуэй как этноса, народа.

Сегодня мечеть села Ырдык главная достопримечательность местности. Построена она в форме пагоды, прилежащая территория ухожена и оформлена так изысканно, словно это врата Рая.

Старость Абдуллы Наншанло и его супруги Хунисы, которая младше супруга на 10 лет, проходит в окружении заботливых детей и внуков. Живут они в собственном доме, с семьей младшего сына, в котором сделали свежий евроремонт. Каждый день его навещают старшие сыновья, которые делятся с ним новостям и спрашивают совета, на всех праздниках он с супругой почетные гости.

Абдулла Наншанло внимательно следит за политикой и многое в дне сегодняшнем его удручает. Например, коррупция в кыргызской власти. Дедушка Абдулла часто говорит: «У министров и политиков в кыргызской власти у всех деньги есть. Если бы они на патриотизме без взяток, честно хотя бы год-два поработали – страна бы расцвела».

А еще не нравится аксакалу то, как ездят современные водители. Когда он водитель с 35-летним стажем видит, как нарушают нынешние водители правила дорожного движения, очень возмущается. «Надо ездить так, чтобы другим было удобно», - повторяет он.

Своих детей и внуков он всегда учил и учит быть честными, пунктуальными и никогда не бояться труда.

Сыновья

В семье Наншанло все дети получили высшее образование. Такой вот показатель успешности.

Все трудятся с утра до позднего вечера, потому и живут достойно. Но иногда напрягают националистические настроения.

«Один наш брат работает преподавателем в вузе. Его коллега кыргыз как то принес кыргызскоязычную газету и говорит: «На, читай!». Брат прочитал небольшую заметку про беглого президента Бакиева, где говорилось, что он потому стрелял в народ, что не чистый кыргыз и смешанный с дунганами. Брат недоуменно посмотрел на коллегу. Тот говорит: «Прочитал? Не обращай внимания. Дураков много!» - рассказывает один из сыновей Абдуллы.

Даже в таком вроде смешном случае, видно, что отчужденность существует, и усиливается она в последние годы.

 «Если общий уровень культуры поднимется, то и вопросы национализма не будут муссироваться. – говорит один из сыновей Шерба. - У меня много друзей кыргызов, но в последние годы изменилось их отношение ко мне. Появилось то ли пренебрежение, то ли недоверие. Это очень обидно. Раньше они относились с уважением к нам. Но радует, что нынешняя образованная молодежь более интернациональна».

Сыновья Абдуллы Наншанло признаются, что их детям нет возможности пробиться во властные структуры, как бы хорошо они не учились или не работали. «Наших сразу отрубают, на начальном этапе»,- говорят они.

 «Мы дунгане в политику не лезем. Нам только работу давай. Власти про нас вспоминают только когда выборы начинаются или праздники, куда надо прийти в костюме или приготовить национальные блюда. Мы уже свыклись», - констатируют мужчины.

Рабочий день фермера Шербы Наншанло длится 18 часов. Возделывает он свой участок земли, выращивает картофель, редис, сено. Тем и живет.

Традиции

В селе Ырдык бывают мелкие стычки, ссоры из-за полива, но крупных межнациональных конфликтов никогда не было. Местные жители настолько ассимилированы друг с другом, да и современное поколение дунган свободно женится и выходят замуж за кыргызов. Даже во время проведения тоев, местные кыргызы для дунганских соседей проводят тои утром (по дунганской традиции), а вечером уже по кыргызски. И наоборот, дунгане проводят торжества и по-дунгански, и по-кыргызски.

«У дунган тои начинаются в 6-7 утра и длятся до 12 часов дня. Связано это с тем, что много работы в поле, по хозяйству. У нас шутят, если ты опоздал к 8-ми утра, можешь уже не приходить, той закончился», - рассказывает Анвар Наншанло.

Блюда готовят обязательно четное число по 24, 36 или 48 разновидностей блюд. Когда приходит жених свататься в дом к невесте, то будущая теща готовит до 100 разнообразных блюд.

«У нас культ еды, традиции сохранили с Китая, обогатили их кыргызскими блюдами. И сегодня дунганская кухня по праву является самой вкусной в регионе, а может и в мире, и отличается от китайской большим количеством мяса»,- говорит Анвар, демонстрируя летнюю и зимнюю кухни. Обе кухни в больших просторных помещениях, здесь все сделано для удобства приготовления пищи для любого количества людей. Даже очаги с казанами оборудованы так. Очаг поменьше, только для домочадцев. Побольше – когда приходят близкие родственники. И самый огромный казан и очаг – на случай большого тоя, в него может целиком поместить одного барашка.

Но самое большое потрясение – это погреб. В нем ждут своего часа плоды труда целого лета – около тысячи банок варенья, соленьев, приправ, компотов и прочей радости для желудка. Это интеллектуальная и материальная собственность семьи, гордость и радость в долгую холодную зиму. Это дань многолетним традициям, когда люди должны были выжить на чужбине, сохранить потомство, чтобы дождаться следующей весны и снова трудиться в поте лица, чтобы снова наслаждаться вкусом лета в морозы. Можно сказать это целая философия жизни, имеющая свой неповторимый вкус.

Современные дунгане также как и их предки крепко держатся своих традиций. Детей сразу обучают трем языкам – дунганскому, кыргызскому и русскому. Но уже не стремятся выдавать замуж и женить детей только на своих. Этот момент, конечно, желателен, но против воли молодых родители уже не идут. Поэтому и появляются в селе Ырдык много смешанных браков.

Караколькая область богата традициями, благодаря тому, что проживают здесь вместе более  40 этносов. В следующих номерах мы продолжим рассказ о традициях и людях населяющих этот благодатный край.

Лейла Саралаева, фото Абылая Саралаева

© Новые лица, 2014–2017
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям