«Дуслык» по-татарски – «дружба»

13:49, 29 Декабря 2017

Нам несказанно повезло в жизни – мы рождены в многонациональном и поликультурном обществе. Каждая традиция, каждый этнос – это яркий штрих в палитре нашей повседневности. О каждой из народностей можно написать толстую книгу. И все равно за кадром останется очень многое.

Моя соседка Римза Саффина встает рано. В свои 80 она все еще работает. Мы почти коллеги. Тетя Рима всю жизнь трудится в полиграфии. Работа не из легких, но людей советской закалки такой расклад только раззадоривает. Вечером тетя Рима, возможно, зайдет похвастать очередным нарядом к празднику – никакие татарские «сабантуи» она не пропускает. Или занесет вкуснейших татарских эч-почмаков – треугольных пирожков с мясом. Есть время для труда, для семьи, для отдыха – а иначе и не клеится.

Откуда взялись татары в Кыргызстане?

История одного из крупнейших тюркских этносов татар насчитывает не одно тысячелетие. Татары были известны кыргызам в далеком прошлом, о чем свидетельствует героический эпос «Манас». Еще в XI веке Махмуд Кашгари писал о татаро-тюрках как о заметном в Центральной Азии этносе.

В XVIII веке поиск новых рынков сбыта, как и новых караванных путей, привел татарских купцов в кыргызские кочевья. С караванами татарских купцов проходили по территории Кыргызстана и дипломаты. Все больше купцов стремились не только привезти товар на Восток, но и расширить товарообмен с обитателями кыргызских кочевий. Торговцы из татар были одними из первых, кто переселялся в Кыргызстан на постоянное место жительства. Татары – народ мастеровой. Высоким уровнем выработки отличались изделия из кожи, металла и дерева. Самым ходовым товаром татарских купцов Средней Азии всегда были ювелирные изделия. Но не только. В архивах Казани есть документы, свидетельствующие о том, что татарские купцы возили выработанную в Казани кожу в Азию, где ее охотно брали.

Очень скоро татарские купцы настолько окрепли экономически, что стали организовывать собственные предприятия. Например, в 1877 году в Караколе купец Каримов построил кожевенный завод. Говоря о миграции татар и башкир в Кыргыстан, надо отметить, что в XIX - начале XX века сюда устремились и промышленные рабочие – пролетариат.

Можно отметить, что женщины-татарки были более образованными, чем их единоверки другой национальности. В Пишпекском многометодном мектебе в 1912-1914 годах по программе, единой с мужскими школами, учились 50 татарок и 20 кыргызок. Известно, что мать Чингиза Айтматова, татарка Нагима Хамзиевна, и его тети получили образование в мусульманской и русско-туземной школах. Они хорошо знали творчество Габдуллы Тукая и Александра Пушкина. Учителями у них были татарки, окончившие женские медресе в Казани и Уфе. Татарские женщины и сейчас – локомотив. Основа и костяк активистов татарско-башкирского культурного центра «Туган тел».

Вкусно по-татарски

«Дуслык» по-татарски – «дружба». Это своего рода девиз татарской общины в Кыргызстане. «Дружба с кыргызами, русскими, корейцами – это так естественно для нас всю жизнь было. Мы как жили одной семьей, так и живем, а кто там городит конфликты – пусть сам в свою яму упадет», - говорит Римза. Ее младший сын женат на русской женщине. Кстати, именно татары – чемпионы по числу межнациональных браков в Азии, до 40% доходит число таких союзов. Они же – самые рьяные хранители традиций и самые активные по части взаимопомощи. Вот и тетя Рима чтит традиции со всей возможной бережностью. «Как можно людей по нациям делить? Как можно свои корни забыть? Это же два крыла – дружба и традиции», - приговаривает моя соседка, пытаясь накормить меня гороховой кашей. Соседей угостить – первое дело после того, как обед готов.

Татарская кухня – одна из самых замечательных в нашей стране. Оригинальная национальная кухня, сохранившая свои самобытные черты до наших дней, – важный элемент культуры всего нашего народа. Ее особенности тесно связаны с социально-экономическими, природными условиями жизни народа, особенностями его этнической истории. Татары – кочевники, и с кыргызской кухней очень много общего. Но есть и эксклюзивные, так сказать, элементы. Из всего многообразия блюд наиболее характерны, во-первых, супы и бульоны (шулпа, токмач) мясные, молочные и постные. Во-вторых, распространенными у татар являются мучные печеные изделия: бэлеши, перемячи, бэккэны, эч-почмаки, сумса и другие с начинкой из мяса, картофеля или каши. В-третьих, наличие «чайного стола». Чай с печеными изделиями заменяет порой завтрак или ужин, такой чай – непременный атрибут встречи гостя, даже если гость забежал на пять минут за солью, в халате и тапочках. По моим наблюдениям, татары не так обильно солят еду, как прочие этнические повара. На мой вкус – в самый раз.

Праздничным и в некоторой степени ритуальным блюдом у татар являются пельмени, которые всегда подаются с бульоном. Пельменями в этой общине также называются вареники с различной начинкой (из творога, конопляных семян и гороха). На гарнир к мясу татары часто используют отварной картофель, в отдельной чашке подается хрен. В праздничные дни также готовят курицу, фаршированную яйцами с молоком (тутырган тавык/таук).

Обязательно следует попробовать тутырму, представляющую собой кишку, начиненную рубленой или мелко нарезанной печенью и пшеном (или рисом). Или не попробовать, а хорошо так приложиться, с усердием. Вообще-то это очень и очень вкусная штука.

Дружбе быть

В настоящее время в Кыргызской Республике проживает более 47 тысяч татар и башкир. Татарско-башкирский культурный центр «Туган тел» Ассамблеи народа Кыргызстана существует с 1988 года и занимается вопросами сохранения и развития культуры, татарских национальных обрядов, обычаев, традиций и родного языка, укреплением связей с исторической родиной.

Центр «Туган тел», кстати, входит в состав таких международных организаций, как Всемирный конгресс татар и Всемирный курултай башкир.

При центре в течение многих лет работает воскресная школа по изучению родного языка. Открыты и активно взаимодействуют с общиной 7 филиалов центра в городах Кара-Балта, Кант, Токмак, Ош, Чолпон-Ата, Каракол, Джалал-Абад. В учебных заведениях Кыргызстана у татарской молодежи имеются широкие возможности для обучения на родном языке. В Бишкеке на базе одной из школ открыта частная общеобразовательная татарская школа. Помимо обучения по государственному образовательному стандарту здесь преподаются татарский язык, литература и история Татарстана. Очень насыщена культурная жизнь центра. Ежемесячно проводятся тематические вечера, концертные программы. Тетя Рима старается такие мероприятия не пропускать. А самым значительным событием года является, конечно же, большой и шумный летний «Сабантуй».

«Мы, татары, праздники любим. Жизнь – она тяжелая. А человеку праздник нужен для души и тела. Подарки загодя готовим, кушанья, собираемся, веселимся. Песни поем свои, татарские. Русские и кыргызские тоже поем. А что? Мы же одна семья», - говорит моя соседка.

Для того чтобы «дружить семьями», у нас есть все предпосылки. Татарский и кыргызский языки схожи на 60 процентов, у этих народов преобладает одинаковая религия. В Татарстане, что интересно, также процветает кыргызская диаспора. Говорить же о русско-татарском единстве вообще можно не один час, ведь Татарстан – часть Российской Федерации. Так что дружбе этой никогда не перестать. И слава Богу.

Подготовила Светлана Бегунова

Использованы материалы татарского общества «Ватаным»

Фото Sputnik.kg 

© Новые лица, 2014–2018
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям