Кто такой Абдулла II, или Что мы знаем по истории Оша?

09:20, 14 Января

На фото: Мечеть рабат Абдулла-хана II, наши дни.

К сожалению, в Оше все меньше остается оригинальных исторических памятников, а те, которые есть, активно достраиваются и переделываются, теряя свою уникальность и первоначальный вид. В шестидесятые годы прошлого столетия во время массовой антирелигиозной кампании в городе были разрушены красивейшие мечети и медресе, которые представляли собой историческую и архитектурную ценность, тогда же был взорван знаменитый молельный домик знаменитого Бабура, чьи потомки прославили Индию на века. Сегодня буквально по пальцам можно подсчитать уцелевшие культовые сооружения. Среди них соборные мечети рабат Абдулла-хана II у подножия Сулейман горы и Мухаммад Юсуф Байхаджа угли, известная своими расписными деревянными потолками. Мы обязаны сохранить хотя бы то, что осталось, не допуская разрушения и передела памятников истории и архитектуры.

В Ферганской долине на сегодняшний день сохранились всего два памятника архитектуры, возведенных во времена правления Абдулла-хана II. Это мечеть рабат Абдулла-хана II у северо-восточного подножия Сулейман горы в Оше и медресе в небольшом селе Навгилем на севере Таджикистана.

По одной из версий мечеть рабат Абдулла-хана II была построена в шестнадцатом веке на месте разрушенной к этому времени другой мечети “Жауза”, возведенной столетием ранее. Эта мечеть упоминается в знаменитом историческом трактате Захир-ад-дина Мухаммеда Бабура, чей праправвнук шах Джахан обессмертил себя, построив Тадж-Махал в Агре.

А кем был Абдулла-хан II, в честь кого назвали мечеть в Оше? Абдулла был одним из ярких представителей династии Шейбанидов, которые сотни лет правили Бухарским ханством. Основал эту династию шах Бахт-Мухаммед, а Шейбани - это его поэтический псевдоним. Будущий хан Абдулла II родился в 1543 году в местности Афаринкент, сейчас это Самаркандская область в Узбекистане. В 49 лет после смерти отца возглавил Бухарское ханство. В течение нескольких лет ему удалось подчинить обширные территории, включая Горный Бадахшан, Хорасан, Кашгар, Туркестан и Ош. Абдулла-хан II уделял большое внимание строительству медресе, мечетей, караван-сараев и даже водохранилищ! Именно при нем был возведен известный на весь мир архитектурный ансамбль Кош, состоящий из медресе, стоящих друг напротив друга в Бухаре. Первый носит имя матери хана Модари, а второй назван в честь самого хана.

На фото: На заднем фоне уцелевшая часть мечети рабат Абдулла-хана II.

Почему мечеть назвали рабатом?

Почему же мечеть в Оше назвали рабатом? Историки утверждают, что в глубокую старину мечети на окраине обширного Бухарского ханства выполняли еще роль крепости и караван-сарая, поэтому к их названию прибавлялось слово «рабат». В вольном переводе с арабского на русский это слово означает «крепость или укрепленная часть чего-то». Еще в Центральной Азии так называли окраины средневековых городов, которые состояли из цитадели, шахристана и рабата.

Мечеть рабат Абдулла-хана II прежнего образца имела сакральное количество дверей, пять из них выходили на восток, а две - на запад, прямо к Сулейман горе. При строительстве использовался особый плиточный кирпич с примесью ганча, очень популярный в те времена в Центральной Азии. Ганчем в регионе называли специальный строительный материал, получаемый обжигом камневидной породы, до 70 процентов состоящей из гипса и глины. Его фишка была в том, что он быстро затвердевал, легко принимая нужную форму. Более влажный ганч использовали для декора зданий. До недавнего времени эта традиция еще была жива и популярна на юге страны, пока ее не вытеснили пластиковые имитации под гипсовые украшения потолков и фронтонов зданий.

Мало кто знает, что Сулейман гора известнякового происхождения, и в старину у ее северного подножия активно добывали алебастр. Поэтому в советский период улица, на которой сейчас находится мечеть рабат Абдулла-хана II, называлась Алебастровой.

Как археологи с архитекторами пытались спасти памятники

К сожалению, многое в оригинальном облике мечети не сохранилось. Во время активных реставрационных работ в 70-80-е годы прошлого столетия археологами над михрабом и по боковым стенам в нише были обнаружены закрашенные темной гуашью надписи арабской вязью. Только почему-то ученые не оставили нам расшифровку этих надписей. В те же годы археологическая группа под руководством ленинградского ученого Юрия Заднепровского (много лет изучавшего историю Оша) и краеведа Елены Дружининой перед восточным фасадом здания мечети обнаружила остатки ранних построек. Ученые обнаружили два айвана с южной и западной стороны, водоем и другие пристройки, в том числе уникальный жилой комплекс с баней. Сегодня эта территория огорожена металлическим забором, постепенно зарастая бурьяном.

По своей высоте мечеть была довольно внушительной - почти 12 метров! Об этом мы знаем благодаря впервые проведенному в 1963 году архитектурному обмеру мечети заслуженным архитектором Киргизской ССР Владимиром Нусовым, после которого был разработан проект реконструкции и реставрации мечети. В том же году мечеть была передана на баланс Ошскому областному историко-краеведческому музею и перестала функционировать как культовое сооружение. Нусов прилагал максимальные усилия, чтобы сохранить мечеть как архитектурный памятник, но его рекомендации на фоне развернувшейся антирелигиозной кампании не воспринимали всерьез.

Почему не взорвали мечеть рабат Абдулла-хана II

После кратковременной «революционной оттепели» в 1930-е годы в мечети было размещено общежитие для местных рабочих. В годы войны там находился цех по обработке шерсти. В 1943 году в самый переломный момент войны мечеть на время вернули верующим. На самом деле что только не располагалось в этой мечети в советский период. Вспоминает блоггер Rus_Turk: «Единственную оставшуюся мечеть на восточном склоне первой скалы Сулейманки не взорвали по единственной причине - в ней на тот момент размещалась кафедра астрофизики Ошского пединститута, которую некуда была переселить, а когда ее переселили, то желание взрывать здание пропало. В этой мечети чего только не находилось помимо этой кафедры. Например, какое-то время она принадлежала моей школе, и я даже отучился несколько месяцев третьего класса в ее стенах. А потом в ней был краеведческий музей - вплоть до возвращения статуса мечети. Мой дом находился в центре города - у подножия первой скалы Сулейман горы. А подножие четвертой скалы - на краю города - взрывали уже не в рамках борьбы с религией, а в народнохозяйственных целях, для нужд местного цементного завода. Другого источника известняка, конечно же, найти не могли». Только в 1990 году мечеть во второй раз вернули мусульманской общине города.

На фото: Белая мечеть Абдурахмана аптабачи, 19 век.

Кто построил Белую мечеть в Оше

Этот архитектурный памятник знаком многим, кто хоть раз в жизни читал что-то по истории Оша, потому что эта качественно сделанная в XIX веке литография чаще других изображений используется в качестве иллюстрации к материалам по истории города. Это Белая мечеть, или Ак мечит, больше всего известная как мечеть Абдурахмана аптабачи.

Абдурахман аптабачи (так в феодальном Коканде называли тех, кто имел право наливать хану воду на руки перед трапезой) был одним из видных представителей Кокандского ханства. Это он возглавил придворный переворот против Насреддин хана, наследника Худояр хана, который в 1852 году казнил его отца, кокандского минбашы Мусулманкула. После завоевания Кокандского ханства Российской империей в 1876 году Абдурахман аптабачи был вынужден сдаться на милость новым правителям. Генерал-губернатор Туркестана Кауфман сначала сослал его в Оренбург, но потом передумал, решив отправить неугомонного кокандского воеводу подальше от границ Туркестана в город Екатеринославль. Сегодня это областной город Днепр в Украине, а еще недавно он был советским городом Днепропетровском. Ему была назначена пенсия в размере трех тысяч рублей в год с доходов его владений в Ферганской долине. В январе 1881 года царские власти сняли с него строгий полицейский контроль. Воспользовавшись этим моментом, Абдурахман аптабачи обратился к царским властям с просьбой разрешить ему совершить паломничество в Мекку. Но, не дождавшись ответа, он умер 25 мая того же года. Место захоронения Абдурахмана аптабачи неизвестно.

Старинная литография, сохранившая нам облик Белой мечети, была впервые опубликована в книге «От Парижа до Самарканда» французского этнографа Мари де Уйфальи-Бурдон в 1880 году, то есть за год до смерти Абдурахмана аптабачи. По ней мы знаем, что Белая мечеть находилась недалеко от Ак-Бууры, террасами спускаясь к побережью реки.

Нам нужно начать масштабное исследование исторических и архитектурных памятников Оша, чтобы приоткрыть завесу замалчивания прошлой истории города. Уверены, что мы узнаем еще массу интересного и неожиданного.

Алмаз Исманов

 
© Новые лица, 2014–2019
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям