Хемшины. Загадочный народ с трагической историей

16:25, 3 Апреля

Сами себя они называют хемшинли и хомшеци, некоторые исследователи в своих научных работах упоминают их, как армянских мусульман. В Кыргызстане хемшины вместе с другими малыми народами Кавказа оказались во времена насильственной сталинской депортации.

Сегодня они в количестве 300 семей (на самом деле эти данные приблизительные, потому что никто не знает в точности, сколько хемшин в Кыргызстане) компактно проживают только на юге страны в городах Кызыл-Кыя, Ош, Ноокат и районном центре Сузак.

Несколько семей проживают в Бишкеке. Из-за общности религии (кыргызские хемшины по вере мусульмане-сунниты), схожести имен и внешних данных их часто принимают за азербейджанцев или турков. Поэтому в советское время хемшинов так и записывали, потому что малые народности предпочитали не упоминать(особенно это затрагивало кавказские народы), расстворяя их среди больших этносов. По неофициальным данным, общая численность хемшинов в мире составляет всего 400 тысяч человек. Но хотим подчеркнуть, что эти данные тоже приблизительные из-за запутанной истории хемшинов, которая безусловно оказала свое влияние на их идентичность.

Например, в России, по данным Федерального агентства по национальностей, среди самих хемшилов-мусульман России часто встречается двойственное и даже тройственное этническое сознание: они одновременно считают себя хемшилами, армянами и иногда турками-месхетинцами. Сегодня компактно хемшины проживают только в России, Турции, Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане.

С черноморского побережья в Ферганскую долину

В далекие дремучие времена армянские князья Хамам и Шапух, потерпев сокрушительное поражение от воинов арабского халифата, были вынуждены покинуть родные края и искать покровительство у византийского императора. Он выделил им земли у Понтийских гор, где они основали город Дамбур, позже переименованный в Хамшен (другое название “Амшен”). Сегодня этот город известен под именем Хемшин в провинции Трабзон на черноморском побережье Турции. Местных армян, принявших ислам, так и стали называть по имени этого города. Живя обособленно от остальных армян, они сформировали особую культуру и свой диалект армянского языка.

 В ранний период хемшины принадлежали к Армянской апостольской церкви, но начиная с 15-века, после усиления влияния Османской империи, они были вынуждены принять ислам, отказавшиеся принять мусульманство бежали на север в другие регионы. После армяно-турецкой резни в 1916 году многие хемшины переехали на российский Кавказ. 

В современной Турции представители старшего поколения хемшинов не любят, когда к ним обращаются “ермени” из-за сложной взаимоотношений между двумя народами. Молодое поколение хемшинов более лояльно относится к армянской истории своего народа.

Самый известный в Турции представитель общины хемшинов – бывший премьер-министр Месут Йылмаз, который происходит из западной хемшинской группы. После принятия ислама многие хемшины могли свободно перемещаться по территории тогдашней Османской империи. Вот так предки турецкого премьера оказались в западной части Турции, в районе Стамбула.

Кыргызские хемшины

В Кыргызстане хемшины появились в 1944 году после массовой депортации “неблагонадежных” с точки зрения сталинской администрации, малых народов, населявших Кавказ.

Утром 15 ноября 1944 года войска НКВД оцепили районы проживания турок-месхетинцев и приступили к депортации. Вместе с турками в течение 10 дней угнали курдов, армян-хемшилов, грузин-мусульман и живших в этих районах представителей ряда других мусульманских народов. Всего было выслано 125 тыс. человек, из них 115 тыс. турок-месхетинцев. В пути погибло 15 тыс. человек, а за первые 6 месяцев в ссылке - 37 тыс. человек, включая 17 тыс. детей”, - говорится в исследовании “Турки-месхетинцы: Из одного изгнания в другое” Михаила Калишевского. К сожалению, нам не удалось найти отдельных исследований, посвященных депортации хемшинов (армян-мусульман) из Аджарии в Центральную Азию.

В отличие от остальных депортированных, хемшинам разрешили селиться в благодатной Ферганской долине. В 1956 году после отмены сталинских постановлений о насильственной депортации часть хемшинов вернулась на Кавказ, но многие остались здесь, потому что уже пустили корни и обзавелись семьями.

Согласно исследованиям самих хемшинов, в 1982-1984 годах 22 хемшинские семьи переселись из Кыргызстана в Краснодарский край России. После межнационального конфликта в 1990 году еще 200 семей переехали жить на Северный Кавказ.

Председатель Армянского научного информационно-культурного центра “Амшен” Ардаваст Тулумджян говорит, что в Кыргызстане сегодня проживают около 300 хемшинских семей. Эти данные подтверждает самый известный представитель общины кыргызских хемшинов, уроженец Оша Мараш-Оглы Шукри.

“Приблизительно так и есть, если не брать в расчет характерную многодетность хемшинских семей. В этом случае получается, что общая численность хемшинов может перевалить и за две тысячи человек. В Кызыл-Кыя (в советское время этот шахтерский город на 80% состоял из переселенных народов, в нем жили многие депортированные с Кавказа народы, такие как греки, турки-месхетинцы, курды и еще поволжские немцы-прим. авт.) зарегистрирован общественный фонд хемшинов, который занимается гуманитарными и культурными вопросами. Сегодня растет национальное самосознанение среди хемшинов, многие возвращаются к своим корням. В паспортах стали указывать в качестве национальности “хемшин”, раньше было по-другому”, - рассказал кандидат филологических наук, доцент ОшГУ Мараш-Оглы Шукри.

В интервью “НЛ” Мараш-Оглы Шукри сказал, что они стараются дома свято хранить хемшинский дух, говоря на родном языке с детьми. “Мы стараемся дома чаще говорить на родном языке, чтобы дети не забывали хемшинский язык. К сожалению, мы не знаем письменного, но устный передается из поколения в поколение во многих хемшинских семьях. Все мои дети знают родной язык”, - говорит Мараш-Оглы Шукри.

У Шукри Вазировича два сына, Назымбек, Наильбек и дочка Назгуль, которые подарили ему аж десять внуков! Один из сыновей, Назымбек, пошел по стопам отца и выбрал профессию переводчика. Сам Мараш-Оглы Шукри владеет 7 языками. Он прекрасно говорит на кыргызском, чем снискал уважение среди коллег, которые признаются, что его уровень владения государственным языком на порядок выше, чем у некоторых кыргызов.

В 1991 году Шукри Вазирович побывал в Батуми, видел отчий дом, но не смог попасть туда. Там уже живут другие люди. На родине деда побывали и его внуки.

Грузия, несмотря на членство в Совете Европы, которое обязывает возвращать имущество репатриантам, не очень спешит делать это. Грузинские власти не очень заинтересованы в массовом возвращении репатриантов из числа хемшинов, турков-месхетинцов и других.

Гражданские организации и Совет Европы неоднократно обвиняли администрацию в несоблюдении прав репатриантов. Поэтому все они в большинстве своем переселяются в Краснодарский край Российской Федерации или же в Западную Европу и США. Переезд в Армению даже не стоит на повестке дня у хемшинов, потому что за многовековой период они из-за другой веры и образа жизни почти утратили духовную связь со своими отечественниками в Армении.

Несмотря на период исламизации и тюркизации, а также длительное соседство с лазами, грузинами, понтийскими греками, русскими, казахами, хемшины сохранили многие древние армянские обычаи и традиции, отчасти забытые в самой Армении”, - утверждают эксперты Федерального агентства по делам национальностей РФ.

В поисках корней

На официальном сайте Федерального агентства по делам национальностей РФ говорится, что “западные амшенцы (хемшинли, баш-хемшины, турки-хемшилы) говорят на диалекте турецкого языка (хемшинче) и исповедуют ислам. Это в наибольшей степени подвергшаяся туркизации часть хемшилов. Восточные амшенцы (хомшеци, хопа-хемшины – по названию турецкого г. Хопа) также традиционно мусульмане, но говорят на архаичном амшенском диалекте армянского языка. Северные амшенцы – христиане и говорят, как и хопа-хемшины, на амшенском диалекте. Одни исследователи склонны считать отдельным народом (собственно хемшилами) только тех амшенцев, которые говорят по-турецки, а говорящих на амшенском диалекте считают частью армянского народа. Другие склонны проводить границу не по языку, а по вероисповеданию, относя к хемшилам всех амшенцев-мусульман”.

История хемшинов во многом схожа с историей турков-месхетинцев, потому что помимо малочисленности их объединяет общая религия (мусульмане-сунниты). Еще есть одно обстоятельство, которое их объединяет. И хемшины, и турки-месхетинцы, формально принадлежа к крупному этносу, в данном случае к армянам и туркам, из-за специфики своей собственной истории так и не смогли стать его частью.

Хемшины вместе с турками-месхетинцами, курдами, корейцами, греками, чеченцами, поволжскими немцами и другими народами давно стали частью кыргызского народа. Кыргызстан стал для них вторым родным домом навсегда.

Алмаз Исманов 

© Новые лица, 2014–2017
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям