Кыргызча

Об этике журналистской или финальный отчет мониторинга изданий периодической печати Кыргызстана

21:24, 9 Ноября 2015

В этом году Общественный Фонд «Центр Медиа-Развития» и Комиссия по рассмотрению жалоб на СМИ провели очередной  мониторинг печатных СМИ Кыргызстана.

Цель мониторинга – сохранение доверия к прессе со стороны общественности, повышение ответственности печатных СМИ КР в деле формирования общественного мнения.

Задачи мониторинга - анализ публикаций по следующим аспектам: отход от Этического кодекса журналистов, от принципов социальной толерантности, допущение случаев нетерпимости, нарушение законодательных норм, давление на СМИ, преследование журналистов, расследование криминальных проявлений, конфликтов, скандалов, столкновений, территориальных споров, международные отношения, судопроизводство, соответствие формы содержанию, требованиям жанров, рубрикам и публикациям в печатных СМИ.

Печатные СМИ, включенные в мониторинг:

Русскоязычные газеты Кыргызстана ( 10 газет):

«Вечерний Бишкек», «Дело №», «Деньги & Власть», «Мегаполис», «МСН», «Новые Лица», «Общественный рейтинг», «Объектив», «Республика», «Слово Кыргызстана».

Кыргызскоязычные газеты (22 газеты):

«Азия news», «Айат», «Айбат», «Алиби», «Асаба», «Асман плюс», «Ачык саясат, «Ачык сөз», «Dе-Факто», «Жаны Агым», «Жаны Ордо», «Искра», «Кабар-Юг ТВ», «Кыргыз туусу», «Майдан.kg», «Мезгил үнү», «Мекен инфо», «Саресеп», «Супер! инфо», «Фабула», «Эгемен», «Эркин Тоо».

Всего – 32 газеты (на русском – 10, на кыргызском – 22)

Из них 25 – еженедельных, 5 – два раза в неделю, 2 – три раза неделю.

Медиа-эксперты провели анализ всех перечисленных изданий на предмет нарушения норм законов Кыргызской Республики «О средствах массовой информации», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики», а также соблюдения требований Этического кодекса журналистов КР.

Предмет анализа:

1. Нарушения норм Этического кодекса журналистов Кыргызстана

2. Этническая, религиозная, языковая нетерпимость, региональная конфронтация

3. Международные отношения, территориальные споры, приграничные стычки

4. Криминал, конфликтные ситуации, скандальные события

5. Нарушения норм законодательства Кыргызстана, судопроизводство

6. Журналистские расследования, давление на СМИ, преследования журналистов

7. Соответствие внешнего оформления внутреннему содержанию

8. Жанры, рубрики, публикации, требования к печатным СМИ

В сравнении с 2012 годом, когда проводились масштабные исследования всех без исключения изданий, выходящих на территории Кыргызстана, включая местные газеты, анализ 2015 года показал позитивные сдвиги – журналисты и СМИ становятся более ответственными при подготовке материалов, стараются соблюдать нормы законодательства в сфере СМИ и Этического кодекса журналистов КР (далее - ЭКЖ). На наш взгляд, это вызвано следующими двумя причинами:

1. Многочисленные судебные иски в отношении отдельных журналистов и СМИ со стороны государственных чиновников и простых граждан в части нанесения ущерба чести, достоинства и деловой репутации достигают своей цели – редакции и журналисты, проигрывая большинство исков, вынуждены платить крупные денежные штрафы и тратить время и нервы на бесконечные судебные разбирательства, уже действуют более осмотрительно, в рамках закона и ЭКЖ.

2. На смену старому поколению журналистов приходят молодые выпускники вузов, получившие современное образование по международным стандартам этической журналистики. Кроме этого, многочисленные обучающие тренинги, семинары, а также резиденции по итогам мониторинга с привлечением опытных и авторитетных тренеров и журналистов тоже дают положительные результаты. Резиденции эффективны тем, что разбор материалов на предмет нарушения норм законов и этики ведется на конкретных примерах того издания, где с участием всех сотрудников и руководства редакции проводится резиденция.

Вместе с тем, независимо от формы собственности и политической ориентации, почти все издания продолжают нарушать элементарные нормы этической журналистики и требования закона КР «О средствах массовой информации». Абсолютное большинство нарушений приходится на следующие две статьи ЭКЖ:

1) ст. 17 ЭКЖ: «Точки зрения оппонентов, в том числе тех, кто стал объектом критики журналиста, должны быть представлены сбалансировано». Несоблюдение требований статьи 17 ЭКЖ ведет к однобокости, необъективности материала, ставит под сомнение его достоверность.

2) ст. 10 ЭКЖ: «Факты, суждения и предположения должны быть четко отделены друг от друга». Так как во многих публикациях данная норма не соблюдена, читатель вводится в заблуждение, принимая суждения и предположения автора публикации за факты, что может быть использовано в чьих-либо интересах.

Самыми безответственными и социально опасными в смысле далеко идущих общенациональных последствий являются откровенно невежественные и злопыхательские публикации «на грани фола» и Уголовного кодекса, когда авторы такого рода публикаций допускают прямые оскорбления представителей национальных и сексуальных меньшинств, призывают даже к физической расправе над ними, что, кстати, проявилось в отношении мусульманского священнослужителя в Кочкорском районе.

За отчетный период наиболее часто нарушались ст.23 Закона о СМИ, где содержатся пункты о запрещении распространять материалы, нарушающие нормы гражданской и национальной этики, а также пропагандировать национальную нетерпимость к другим народам и нациям, а также ст. 6 ЭКЖ: «Недопустимо использование журналистом средств массовой информации в ущерб интересам общества, правам человека и гражданина, для пропаганды войны и насилия, расовой, национальной, половой, региональной, религиозной, сексуальной, социальной нетерпимости».

Статья 10 Закона о СМИ среди прочего, предписывает указывать в печатном издании тираж каждого выпуска. Однако, на протяжении всего мониторинга некоторые печатные издания упорно игнорировали эту норму, не указывая свой тираж. Так правительственная газета «Слово Кыргызстана» систематически не указывает тираж своих выпусков (выходит три раза в неделю – вторник, среда, пятница). Не указывается тираж также в местном выпуске «Российской газеты» и газете «МК-Азия» («Московский комсомолец в Киргизии»). Также газета «Де-Факто» выходит без указания своего тиража, тем самым нарушая статью 10 Закона о СМИ в КР.

Особняком стоит и вопрос о частых нарушениях со стороны журналистов ст.7 ЭКЖ: «Журналист должен воздержаться от создания или участия в создании рекламных материалов. В противном случае он должен сделать все, чтобы рекламные материалы были четко отделены от информационных и аналитических соответствующей рубрикацией или дополнительными указателями (символами), шрифтом и любым иным способом, чтобы коммерческий характер этих материалов сразу стал ясным для читателя, слушателя, зрителя», «8. Журналист ни при каких условиях не должен публиковать заведомо ложную информацию. Журналист обязан всеми возможными методами исправить любую распространенную информацию, если оказалось, что она не соответствует действительности».

Особо стоит отметить тот факт, что кыргызстанские журналисты откровенно пренебрегают элементарными правилами профессиональной этики, часто нарушая нормы ст. 22 ЭКЖ: «Журналист не должен сводить личные счеты через СМИ» и «23. Журналист не должен наносить ущерб своим коллегам, должен уважать их честь и достоинство. В рамках профессиональной солидарности журналист должен действовать в интересах профессии, честной конкуренции, свободы слова и информации». С сожалением приходится констатировать, что журналисты и целые редакции, используя собственное издание, ведут между собой «войну», безжалостно обвиняя и обливая друг друга грязью, что идет наперекор нормам профессиональной этики и солидарности. Это особенно ярко проявилось во время скандала вокруг газеты «Вечерний Бишкек», когда коллеги по цеху тенденциозно и с однобоким усердием устраивали травлю сотрудников «Вечерки».

Как было сказано выше, ст.7 ЭКЖ предписывает, чтобы журналист воздержался от создания или участия в организации рекламных материалов, чтобы рекламные материалы были четко отделены от информационных и аналитических соответствующей рубрикацией или дополнительными указателями и т.п. Однако на практике почти все издания не соблюдают это правило, используя различные ухищрения и способы, чтобы читатель не догадался о коммерческом характере опубликованных материалов. Самым распространенным способом является интервью с представителем компании (фирмы, санатория, айыл окмоту и т.д.), который непринужденно рассказывает о достижениях своего хозяйства. При этом уже ни для кого не секрет, что подобного рода «интервью» размещаются после выплаты журналисту или изданию некоторой суммы. В качестве примера возьмем статью, опубликованную в газете «Кыргыз Туусу» (19.05.2015), считаюшейся флагманом кыргызской журналистики, под названием «Көгүлтүр Ысык-Көл» с логотипом санатория («Голубой Иссык-Куль»). Корреспондент рассказывает о видах лечения, об условиях проживания и т.д. Следом идет интервью руководителя санатория, которая перечисляет услуги, предоставляемые санаторием «Голубой Иссык-Куль». Причем статья сопровождается различными фотографиями, включая общий вид курортного учреждения. Одним словом, рекламный характер статьи не вызывает споров.

Также часто нарушаются статьи 23 Закона «О СМИ», где сказано, что в СМИ не допускается «посягательство на честь и достоинство личности» и запрещается «употребление выражений, считающихся нецензурными» и статьи 6 ЭКЖ: «Недопустимо использование журналистом средств массовой информации в ущерб интересам общества, правам человека и гражданина, для пропаганды войны и насилия, расовой, национальной, половой, региональной, религиозной, сексуальной, социальной нетерпимости». Мы приводим лишь два примера из именно тех изданий, которые «преуспевают» в этой части.

В сообщении «Көпкөнү көчүк жактан чыгат» («Заносчивость выйдет через зад”), опубликованном в газете «Фабула» (03.07.2015), речь идет о задержании двух судей Каракольского горсуда. Обращает на себя внимание бранный заголовок, а также такие слова в самом тексте: “потроха вышибает, заносчивость выбивает через задние дырки” (в оригинале: “...өпкөсүн үзүп, көпкөнүн тешиктеринен чыгарып жатат»).

Газета «Азия ньюс» (18.06.2015) опубликовала статью под заголовком «Я заставлю северян толкать тачки в течение 50 лет». В заголовок вынесены слова известного политика Адахана Мадумарова, которые он изрек на одной из встреч с южными избирателями, призывая их не отдавать на предстоящих выборах свои голоса представителям севера страны. Автор обвинил его за нагнетание розни между югом и севером. В качестве ответа этому эпатажному политику газета в своем номере от 25.06.2015 опубликовала его фото с такой надписью крупным шрифтом «Уважаемый Адахан Кимсанбаевич, если я северянин, то еще не известно, кто кого заставит толкать тачку, вы меня или я вас – время покажет».

Газета «Фабула» отличилась обилием националистических заявлений и публикаций. Вот некоторые примеры типичных для нее публикаций. Так, газета (10.02.2015) опубликовала материал с изображением плаката со словами «Ты. Если живешь в Кыргызстане, то знай кыргызский язык!» Смысл ультимативный – если живешь с нами, то знай наш язык, если не знаешь, то не живи.

Газета «Фабула» (24.02.2015) напечатала статью своего обозревателя Б.Аракеева под названием «Усубалиев получает пенсию в сто тысяч сомов, Отунбаева восемьдесят тысяч, Баекова семьдесят тысяч. Мой русский друг, если не знаешь кыргызский язык, то ты не вырастишь». Автор ставит под сомнение разумность указанных размеров пенсий на фоне средней в пять тысяч сомов, спрашивает, за какие заслуги они имеют такой разрыв. Завершает статью выводом. «Мы не сможем стать достойной нацией, потому что живущие с нами русские, узбеки, уйгуры, дунгане, турки, чеченцы, азербайджанцы и другие никак не говорят с искренностью «Кыргызстан – моя родина», они с трудом произнесут «мы живем в Кыргызстане». А дело в том, что мы «былжыры» («слизняки»). Да, я националист, ради кыргызов готов умереть, но инородцев не притесняю, лучших из них уважаю, и думаю, что многие кыргызы такие же, как я».

В этой же газете (15.05.2015) размещена другая заметка под названием «Жорулардын» жортуулубу?» («Налет «стервятников»?), в которой говорится о начале предвыборной кампании лидеров партии «Ата-Журт – Республика» Бабанова и Ташиева следующим образом: «Казактан катын алып, баш тырмашкан бажалардын саясый ишмердүлүгүнө ичи чыккандар деле жокко эсе» («Да почти и нет таких, кто был бы доволен политической деятельностью свояков, женившихся на бабах-казашках и почесывающих себе голову»).

После некоторого спада накала в СМИ относительно этнического вопроса, в последнее время выступления по этнической теме в изданиях вновь выходят в заголовки. Причем нарушения имеют антиузбекскую направленность. Ниже три примера.

Газета «Ачык саясат» (06.03.2015) сообщила, что с нынешнего года для выпускников школ отменено тестирование на узбекском языке, что практиковалось в прошлом году (через такое тестирование прошли тогда всего 49 выпускников). Газета «Фабула» (13.03.2015) на эту проблему откликнулась заметкой «Өзбөкчени Өзбекстандан окушсун!» («На узбекском пусть учатся в Узбекистане!»). Также эта газета сообщила, что представители ОБСЕ поинтресовались, почему отменили тестирование на узбекском языке, объяснив это тем, что к ним якобы обратились узбекоязычные граждане Кыргызстана.

Газета «Эгемен» (20.08.2015) посвятила заметку партии «Онугуу-Прогресс» под заголовком «Өнүгүүнү өзбек сепаратисттери колдойбу?» («Поддерживают ли «Онугуу» узбекские сепаратисты?») и ряд других изданий опубликовали новости о том, что супруга беглого политика, этнического узбека Алишера Сабирова – Хулкарпаша Сабирова оказалась в списках партии «Онугуу» в предстоящих парламентских выборах. «Лидер партии Бакыт Торобаев получает деньги от беглых сепаратистов?» вопрошает издание.

В газете «Новые Лица» (14.05.2015) в статье «Кто стоит за скандалом вокруг «Вечерки» (автор С.Бегунова) напечатан со ссылкой на сайт «Маалымат.кg» приводятся слова редактора этого сайта Дайырбека Орунбекова - «пусть русские. узбеки и корейцы убираются, не топчут святую кыргызскую землю».

Во всех случаях издания вышли за рамки норм ЭКЖ КР: «6. Недопустимо использование журналистом средств массовой информации в ущерб интересам общества, правам человека и гражданина, для пропаганды войны и насилия, расовой, национальной, половой, региональной, религиозной, сексуальной, социальной нетерпимости». Более того, такого рода публикации уголовно наказуемы по закону, и только безнаказанностью и бездействием в этом плане правоохранительных органов и судов можно объяснить тот факт, что некоторые издания продолжают публиковать эти человеконенавистнические статьи.

Одной из характерных черт, присущих кыргызской журналистике, являются так называемый язык вражды и нетерпимости, а также нагнетание тревожности и негативных ожиданий.

В издании «Асман plus» (№19 (289) от 06.08.2015) опубликована статья «“Ата Мекендин” демөөрчүлөрү Минскидеби, тумандуу Албиондобу же океандын ары жагындабы?» («Спонсоры «Ата Мекена» в Минске, туманном Альбионе или за океаном?»). Анонимный автор этой статьи, кроме всего прочего, пишет: “...А мы-то знаем, кто полеживает в Минске, Англии, какие у них цели и какими недобрыми глазами смотрят сегодня США на Кыргызстан. Потому и когда после выборов “Ата Мекен” приступит к выполнению данных им обещаний, то тогда обстановка в нашей стране вполне может обернуться стычками”.

Здесь, как видно из фрагмента текста, наличествует ничем не обоснованное и придуманное анонимным автором противопоставление ряда иностранных государств (Беларуси, Англии и США) Кыргызстану – равно как и нагнетание тревожности вполне уверенным предсказанием предстоящих внутренних конфликтов. При этом издание вообще не сочло нужным предоставить слово хоть кому бы то ни было, чтобы внести ясность вместо сомнительных предположений, тем более не было сделано ни малейшей попытки выяснить действительное положение дел – узнать, на самом ли деле указанная партия получает “спонсорскую поддержку”, и если да, то откуда и каким образом. Не стоит и говорить, что в этом случае должны были быть четкие ссылки на то, откуда получена информация, и приведены конкретные источники такой информации.

Ряд публикаций газеты «Эгемен» тоже подпадает под категорию «язык вражды». Возьмем лишь два примера из данного издания (30.07.2015): в заметке «Партияга батпаган Каныбек Иманалиев Ата Мекенге жутунуп» («Каныбек Иманалиев, не ужившийся в своей партии, рвется к “Ата Мекену”»), в которой депутат Иманалиев охарактеризован как политик, который, «где бы ни появился, мастак сеять смуту и изводить под корень» («кайда жүрбөсүн ичтен иритип, жок кылганга маш»). В другой заметке, озаглавленной «Сүйлөйт десе эле оозго келгенди оттой бербечи, байболгурум!» («Дали слово, так не неси же ты чушь-околесицу, чтоб тебе богатым быть!»), автор считает возможным употреблять следующие выражения: «в своем ли ты уме, дорогуша?!», «видать, если ум у человека от головы отскакивает, то упирается в задницу. Или в брюхе себе место находит» (в оригинале: «акыл-эсиң жайындабы, ананайын?!», «адамдын акылы башынан тайып кетсе, көчүгүнө келип такалат окшойт го. Же курсагынан жай табат»).

Следовательно, налицо нарушение стандартов международной журналистики и положений профессиональной этики, изложенных в Этическом кодексе журналиста Кыргызской Республики:

«6. Недопустимо использование журналистом средств массовой информации в ущерб интересам общества, правам человека и гражданина, для пропаганды войны и насилия, расовой, национальной, половой, региональной, религиозной, сексуальной, социальной нетерпимости… 10. Факты, суждения и предположения должны быть четко отделены друг от друга... 17. Точки зрения оппонентов должны быть представлены сбалансированно».

Однако издание не удосужилось вообще предоставить слово другой стороне.

К сожалению, фактов подтверждающих эту мысль, в кыргызскоязычных изданиях предостаточно. Также приводим два примера – причем они взяты именно из двух изданий, в которых часто встречаются выступления с позиций «языка вражды».

Газета «Фабула» (02.06.2015) поместила статью под названием «Шылуун коррупционерлерге жашыл жол» («Мошенникам-коррупционерам – «зеленую» улицу»). Публикация посвящена бывшим и нынешним депутатам Турсунтаю Салимову, Урмат Аманбаевой, Нариману Тулееву и другим. Статья изобилует такими фразами: «Есть один дружок-уйгур, некий Турсунтай Салимов, избравшийся депутатом»; «об эту пору с жиру бесится, не зная, куда девать свои деньги»; «прячет под свое крыло незаконно перешедших (в Кыргызстан – прим.ред.) из Китая множество уйгуров»; «разве не пора привлечь таких пройдох к ответственности, указать им: вот, дескать, твое место, и заставить их зажать свои задницы?!»; «Аманбаева тоже, оказывается, из знатных мошенниц женского происхождения», «Кулматов-то ныне прихотливый мэр гниющего под ним города»; «белый пес, черный пес – все одно пес» (о депутатах) и др. (в оригинале: «Депутат болуп шайланып алган Турсунтай Салимов деген уйгур дос бар», «акчасын кайда батырарды билбей көөп турганы», «Кытайдан мыйзамсыз өткөн толгон уйгурларды канатына калкалап жатат», «мына ушундай шылуундарды жоопко тартыш керек го, ордуң мобул жер деп көчүгүн кыстырыш керек го?!», «Аманбаев да аялдардан чыккан айтылуу шылуундардан экен», «Кулматов азыр шаардын эрке мэри болуп, шаарды чиритип жатпайбы», «ак ит, кара ит, баары бир ит».

Газета “Кабар ТВ” (21.08.2015) поместила заметку “Премьер Темир Сариев менен вице-премьер Дамира Ниязалиеванын түбү каяк, калмакпы?” (“Какого роду-племени премьер Темир Сариев и вице-премьер Дамира Ниязалиева, не калмыки ли?”). В ней говорится о том, что предки Сариева еще 200-250 лет тому назад переселились, бежав от геноцида китайцами калмыков, и кыргызы дали им приют.Затем, пишет издание, они бежали из Жумгала от саяков, где предки Сариева даже не думали и головы поднять.

Далее, как утверждает газета, вице-премьер Ниязалиева по происхождению тоже является калмычкой: “Они говорят на одном языке, но душа у них другая. В своей душе они не помышляют делать добро для кыргызов, едва завидев начальников, они просто стелются под них, именно они завели обычай давать взятки”, - заключает “Кабар ТВ”.

Кроме того, зачастую многие печатные издания не удосуживались проверять достоверность сведений, и иногда не брезговали искажением и фальсификацией данных. Ниже, приведены несколько примеров.

Особо отличилась газета «Деньги и власть». В номере от 13.02.15 под заголовком «Наша власть окончательно чокнулась…» рассказывается о том, что между Ак-Башатским айыл-окмоту Жайылского района Чуйской области с одной стороны и ОсОО «Джунда чайна петрол компани» был заключен договор аренды земельного участка сроком на 49 лет. Голословно утверждается, что китайская компания будет уничтожать зеленые насаждения, ухудшать экологию и осуществлять навал мусора. Выборочно представлены копии страниц договора аренды, причем так, чтобы подтвердить свою позицию. Это нарушает статью 9 Этического кодекса журналистов – «при редакционной обработке снимков и подписей к ним, текстов, заголовков не допустимы искажения и фальсификации материалов». Информация предоставлена не сбалансировано, описывается позиция лишь одного оппонента(статья 17 ЭКЖ), заголовок материала не соответствует содержанию.

Газета «Деньги и Власть» (24.04.2015) дала материал под названием «Джоомарт должен сбежать или сидеть!», где со ссылкой на депутата ЖК К.Бокоева речь идет о том, что Генпрокуратура в своем ответа на запрос депутата указала на незаконность перечисления правительством 11 миллионов долларов турецкой компании, претендующей на отель «Ак-Кеме». Наряду с этим газета привела высказывание Токтайым Уметалиевой, которая обвинила Дж.Оторбаева в передаче вознаграждения экс-премьер-министру Апасу Джумагулову якобы за участие в решении проблемы с указанным отелем. Вот этот момент является очевидным нарушением со стороны газеты статьи 11 Закона КР «О гарантиях и свободе доступа к информации», где средству массовой информации предписывается в обязательном порядке «проверить достоверность публикуемой информации». Достоверность в том, что премьер-министр выделил деньги для поездки в Германию А. Жумагулова, но это не Апас, а Аскар Жумагулов (он лишь однофамилец), который ездил на международный фестиваль танцоров-чечеточников. Редакция газеты не удосужилась проверить на достоверность ту весьма искаженную информацию, прозвучавшую от правозащитницы Т.Уметалиевой.

В газете “Мезгил ньюс”(16.04.2015) размещена заметка «Жээнбеков жегенин качан кусат?» («Когда Джээнбеков отрыгнет назад проглоченное?»), где газета, ссылаясь на слова бывшего начальника УВД г. Ош Капарова, обвиняет спикера ЖК Джээнбекова в том, что во время Ошских событий 2010 года он получил целый мешок денег из рук члена Временного правительства Чотонова. Далее газета пишет, что «если бы Генпрокуратура обнародовала данный факт, то спикер сидел бы за решеткой». Таким образом, газета нарушила ряд норм Закона о СМИ КР и Этического кодекса журналистов КР, в том числе норму гражданской и национальной этики, что регулируется статьей 23 Закона о СМИ КР, а также статьей 20 Закона о СМИ КР, которые прямо предписывают проверять достоверность своих сообщений, а также статью 17 ЭКЖ КР «Точки зрения оппонентов, в том числе тех, кто стал объектом критики журналиста, должны быть представлены сбалансированно».

В газете «Эгемен» (14.05.2015) опубликована заметка под названием «АКШ элчилигине «сырдуу жүктүн» экинчи партиясы келет» («В посольство США поступит вторая партия «тайного груза»). Она построена не на фактах, а на сплошных предположениях и суждениях. Приводим несколько примеров: «Ар кандай маалыматтарга караганда, ал «сырдуу жүк» 20, 50, 100 долларлык майда купюралар болушу мүмкүн. Же курал-жарактар да болушу мүмкүн деген божомолдор айтылган» («По разным данным, этот «тайный груз» может содержать мелкие купюры в 20, 50, 100 долларах. Были выдвинуты также предположения, что там может быть оружие»). «Же булар чындап эле Кыргызстанда Украина сценарийин кайталоонун камын көрүп атышабы?» («Или же они и в самом деле готовятся повторить в Кыргызстане украинский сценарий?»). Это является нарушением статьи 20 Закона о СМИ КР, которая прямо предписывает «проверять достоверность своих сообщений».

Газета «Дело №» (01.07.2015) опубликовала два обширных материала с анонсом на первой полосе - первый материал называется «Энпэошники по указке американского посла вышли на тропу войны…», второй материал «Под «крышей» посольства США процветает контрабанда». Газета усматривает «крамолу» в том, что на проведение «Форума граждан Кыргызстана» фонд Сороса выделил 47 тысяч долларов, из этого делается вывод, что кыргызские НПО активно начали раскачивать ситуацию, и за этим действием стоит посольство США, где к тому же имеет место «контрабанда» под видом многотонных «дипломатических» грузов. Свои выводы редакция сопровождает целым рядом фотоснимков.

Газета «Деньги и Власть» (05.06.2015) дала на первой полосе снимок из кровавой хроники апреля 2010 года, где митингующие выносят с площади раненного парня. Это фото сопровождено словами в виде крупного анонса «Текебаев бесплатно по трупам…», затем на 4 полосе дан комментарий (автор Руслан Сапаров), где говорится о том, что О.Текебаев «бесплатно» получил должность во Временном правительстве, что на каждого члена того правительства пришлось по 7 жизней молодых патриотов. В конце ставится вопрос: «Только Текебаев должен приходить во власть бесплатно (даже по трупам) или как?» Газета грубо нарушила нормы ЭКЖ, где указано на

то, что недопустимо «публиковать заведомо ложную информацию» (статья 8) и не допустимо «искажать и фальсифицировать материалы» (статья 9) .

Резюмировая итоги мониторинга, хотим подчеркнуть, что, несмоторя на наметившиеся положительные тенденции, кыргызстанские издания по-прежнему далеки от требований международной – т.е., честной и ответственной - журналистики. Вместе с тем наблюдается и тенденция постепенного уменьшения тиражей изданий, что объясняется спадом интереса к бумажной продукции в свете распространения Интернета, а также, на наш взгляд, всевозрастающей потребностью в качественной журналистской продукции на рынке Кыргызстана. Таким образом, сами руководители изданий и журналисты должны сделать соответствующие выводы и искать новые, более современные форматы своей деятельности.

Эксперты:

Мамбеталиев К.

Жумагулов С.

Турдубаев Т.

Джаныбаева А.

Абдыкеримова Н.

  

© Новые лица, 2014–2015
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям