Кыргызча

Синдром Узенгуу Куш или делимитации ждать не скоро

14:34, 20 Декабря 2014

Большая часть конфликтов в приграничье происходит из-за неопределенности линии государственной границы. И, похоже, ждать завершения делимитации рубежей с Таджикистаном и Узбекистаном в ближайшем будущем не приходится. И причина тому – синдром Узенгуу Куш, когда никто не хочет брать на себя ответственности за решение, боясь быть подвергнутым остракизму.

Такой диагноз поставил на круглом столе «Способен ли Кыргызстан защитить свои границы» эксперт в вопросе делимитации и демаркации границ, долгое время возглавлявший правительственную комиссию Саламат Аламанов. Он считает, что завершить делимитацию границы можно только одним способом – политической волей руководства стран, придя к компромиссным решениям.

- Большинство проблем на границах связано с тем, что не завершен процедуры делимитации и демаркации. Это делает невозможным многие юридическо-правовые международные действия во взаимоотношении пограничных служб, других государственных органов в приграничье и на границе.

В свою очередь спецпредставитель аппарата правительства по вопросам границ Курбанбай Искандеров отметил, что никто не может сказать, когда закончится делимитация государственной границы с Узбекистаном и Таджикистаном. На сегодняшний день с Узбекистаном утверждены 1054 км из 1378 границ и 519 км - из 970 с Таджикистаном. Проблема в том, что страны опираются на разные документы.

- Соседи настаивают на материалах национально-территориального размежевания 1927 года, мы – на решениях паритетных комиссий 1955-1959 годов. До настоящего времени не определен обоюдный документ, по которому мы должны работать. Сейчас идет обсуждение этих правовых основ. На днях наша делегация отправляется в Российскую Федерацию, которая согласилась допустить нас к военным архивам, где есть касающиеся границ бумаги. Надеемся, что новые документы помогут нам.

Однако Саламат Аламанов этих радужных надежд не разделяет. Поскольку в архивы ездили не единожды, и все документы уже изучены.

- Подобные документы очень сложные. Их можно трактовать по-разному. И каждая из сторон будут правы. Поэтому в отношении с Китаем был достигнут консенсус – перестали трактовать эти документы, а нашли компромиссную линию. То, что сегодня никто не хочет принимать такое решение я называю синдромом «Узенгуу Куша». Чиновники бояться их решать опасаясь отрицательной реакции общественности, какое бы решение не было принято, - говорит он. - Переговорный процесс «сломался». И с той и с той стороны ведут не переговоры, а ставят ультиматумы. Но пока процесс определения не завершен ставить вопрос, что мы не отдадим не пяди земли не совсем корректно. Стороны не хотят друг другу уступать и считают это верхом патриотизма. Однако патриотичнее было бы для начала определить границы.

Он также озвучил ряд рекомендаций, которые, по его мнению, могут помочь решению вопроса. Так, по его мнению, комиссиям по делимитации необходимо найти пути к формированию конструктивных переговоров на основе соблюдения сторонами принципа равноправных консультаций, взаимного уважения и взаимного уступничества. Пока не будет выработан механизм взаимных уступок – вопрос не решится. Кроме того, для разрешения противоречий и создания условий для мирного сосуществования необходимо исключить при обсуждении прохождения линии границы хозяйственные вопросы, экономическое развитие приграничных территорий, строительство дорог, мостов, вопросы водо- и землепользования и т.д. Также необходимо разработать несколько вариантов прохождения линии государственной границы, учитывая баланс интересов по площади и качеству земель. Вариантный подход очень важен - таким образом можно найти консенсус. В-третьих, необходимо, опираясь на решения паритетных комиссий 1955, 1958, 1959, 1963 г.г, провести делимитацию границ анклавов. Они пришли к выводу, что лучший путь определения границы – по фактическому землепользованию. И, наконец, необходимо разработать и принять соглашение об анклавах, в который включить вопросы упрощенного режима пересечения гражданского населения и грузов различного характера и т.д.

- С начала года на рубежах нашей страны произошло 40 инцидентов. Из них на киргизско-таджикском участке – 32; на киргизско-узбекском участке – 5; на киргизско-казахстанском участке – два, а на границе с Китаем – один. По сравнению с 2013 годом, общее количество инцидентов немного возросло. Однако отмечается снижение в три раза количества конфликтов на границе с Узбекистаном и увеличение почти в два раза - с Таджикистаном, - такие данные озвучил первый заместитель председателя, начальник Главного штаба Государственной пограничной службы Кыргызстана Искендер Мамбеталиев. - Кыргызстан сумеет защитить свои границы, но для этого необходимо соблюдение ряда условия. В частности, увеличение численности личного состава, технических средств охраны государственной границы и выделения достаточного количества финансов на содержание пограничной инфраструктуры.

Он отметил, что ситуация на участках государственной границы, чьи правовые вопросы не определены, неоднозначная. Там идет активная хозяйственная деятельность, вопросы перемещения, водопользования и землепользования периодически обостряются. Споры на госгранице обостряются в весенне-летнем периоде, стихают зимой.

На круглом столе отметили взаимосвязь незаверешенности процессов делимитации и демаркации с нароктрафиком и терроризмом. Так, по словам начальника отдела ГСКН при правительстве Кыргызстана, эксперта Международного комитета ООН по контролю за наркотикамиТимура Исакова, 90% наркотиков в нашу страну поступает извне. В Афганистане же в последние три года идет увеличение посевом опиумного мака. И это не может нас не волновать. Государственные органы по контролю наркотиков принимают все меры, чтобы эту проблему решить.

- ООН выработала ряд рекомендаций, на основе которых Кыргызстан пытается добиться, чтобы ситуация если не улучшилась, то хотя бы стабилизировалась. ГСКН принимает все меры. Мы работаем на «второй линии» обороны - сеть подразделений ГСКН. Но сколько ни старайся сделать границу непроницаемой, до идеала дойти невозможно. Необходимо вырабатывать у населения антинаркотический иммунитет, то есть снижать потребление и уровень вреда, - подытожил он.

А по словам официального представителя ГКНБ Рахата Сулайманова, за год в Кыргызстане проведено более 500 оперативно-профилактических мероприятий. Семь террористических групп, которые хотели провести террористические акты в Бишкеке и Оше, обезврежены, 36 членов международных террористических организаций, которые намеревались произвести диверсионные акты, находится в СИЗО ГКНБ.

- Никто не застрахован от терроризма, учитывая, что некоторые участки границ не определены. В условиях глобализации сложно отслеживать террористические проявления, но мы работаем в этом направлении, - сказал он.

Проблемы на границах могут быть… выгодны. Их можно использовать с пользой. Что, собственно говоря, и происходит по мнению политолога Марса Сариева. Он отметил, что в случае кыргызско-таджикских конфликтов, узбекские СМИ эксперты не давали негативных комментариев по таджикской стороне, несмотря на натянутые межгосударственные отношения.

- Конфликты на кыргызско-таджикском и кыргызско-узбекском участках границы делают врагом Кыргызстан, способствуя объединению групп внутри стран, - отметил он. - Большую роль в приграничных вопросах играет геополитический момент. Узбекистан опасается строительства Камбаратинской ГЭС, так как попадает в водную зависимость от России и Кыргызстана. Поэтому идет ужесточение конфликтов, которые способствуют сплочению народа внутри страны.

Вывод круглого стола не утешителен. Пока мы не определим линию государственной границы с соседями говорить о том, что она на ключе – рано. Но решатся ли наши руководители проявить политическую волю и пойти где-то на уступки или синдром «Узенгуу Куш» переборет здравый смысл?

Мария Орлова

© Новые лица, 2014–2015
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям