Кыргызча

Скорость или жизнь: ситуация в республике

10:40, 16 Мая

Нарушение скоростного режима – главная причина гибели людей на дорогах Бишкека и регионов. И это утверждение не голословно. Согласно статистике, приведенной на днях Главным управление патрульной милиции МВД Кыргызстана, именно из-за нарушений скоростного режима только за прошлый год произошло 2138 ДТП, в которых погибло 376 человек и еще 1946 получили травмы.

Если бы водители сохраняли адекватную скорость, все эти без малого четыре сотни кыргызстанцев были бы сегодня живы! Нарушения такого сорта наблюдаются повсеместно. Например, только за сутки после установления видеокамеры в Сокулуке было зафиксировано около двух тысяч превышений скоростного режима!

С принятыми нормами перестали считаться водители. Причины такого положения вещей незамысловаты: отсутствует неотвратимость наказания (зато присутствуют пресловутые «разводы на месте» и выкуп штрафов), водители оказываются за рулем без знания правил дорожного движения, а то и просто покупают права.

В начале 2016 года в рамках проекта ТРАСЕКА Общественное объединение «Дорожная безопасность» провело небольшой рейд. Совместно с Управлением патрульной милиции столицы был избран отремонтированный участок улицы Жукеева-Пудовкина, где вблизи школы и университета был установлен знак, ограничивающий скорость до 40 км/ч. Милиционеры и волонтеры проверили, как соблюдалась эта норма. А соблюдалась она очень и очень плохо.

Практически у 95% водителей, остановленных за превышение скорости, были претензии к инспекторам УПМ. Почти 100% нарушителей не хотели, чтобы нарушение было запротоколировано и был назначен штраф. Все пытались избежать оплаты штрафа и начинали звонить родственникам и знакомым. Водители с уверенностью считали, что ответственность они не понесут, позволяли себе шквал недовольства: «какое вы имеете право», «я не единственный нарушитель»

Да, таких нарушителей тысячи. И чтобы не было такой несправедливости, когда кто-то избегает наказания, государство должно быть в состоянии привлекать к ответственности всех. Надежда пока остается на проект «Безопасный город». Возможно, он заработает, когда закончатся интриги и суды вокруг него. Жаль только, что «дорожные преступники» не ждут…

Волонтеры проекта ТРАСЕКА также провели соцопрос среди 100 водителей маршруток и частных такси в столице, чтобы узнать, по какой причине они превышают скорость и вообще нарушают ПДД. Участники опроса согласились, что одной из главных проблем в городе является превышение скорости. Приведем только некоторые ответы, характеризующие ситуацию на сегодня.

На вопрос: «Соблюдаете ли вы скоростной режим в населенных пунктах?» большинство ответили положительно. «Да, всегда соблюдаю» - 51%. Но немалую долю составляют те, кто не всегда считается со скоростью, ссылаясь на нехватку времени: «Не всегда соблюдаю, потому что часто тороплюсь» - 34% . Здесь встает вопрос о важности планирования своего времени, конечно, с учетом пробок на наших дорогах. Наша торопливость не может служить оправданием чьих-то травм и гибели! Казалось бы, это очевидный факт, но тот же ответ повторяется при следующем вопросе.

На вопрос: «Как вы думаете, почему водители нарушают скоростной режим?» - 38,3% ответили: «Потому что чаще всего торопятся». Реалии сегодняшнего времени в республике таковы, что эта торопливость ставит под вопрос здоровье и жизнь – свои и других людей! На втором месте ответ:«Потому что чаще всего не замечают предупреждающие знаки» - так сказали 32% опрошенных. Здесь очевидна роль дорожной инфраструктуры, которая должна отвечать международным нормам, обеспечивать водителей информацией для принятия своевременных мер. Но и с этим у нас, мягко говоря, не очень хорошо!

На вопрос: «Что нужно делать, чтобы водители не превышали скорость?» - получен ответ: «Нужно выпускать аудио/видео и печатные материалы» - такого мнения придерживаются 43%. 15% опрошенных считают, что нужно «увеличить штрафы».

Тут и сами водители согласны с тем, насколько скудна у нас информация о безопасном вождении, как мало объявлений об обучении, статей и репортажей о ситуации у нас на дорогах на ТВ, радио, в газетах. В особенности сейчас, когда очень высоки цифры по смертности и травматизму. Где государственная пропагандистская и профилактическая работа в этой сфере?

Согласно исследованиям австралийского транспортного бюро, при скорости 50 км /ч дистанция реакции и экстренной остановки автомобиля составляет 27 м, при 60 к/ч – 36 м, при 70 км/ч – 46 м, при 80 км/ч – 57 м. Неудивительно, что при частом превышении скорости до 70-80 км/ч в черте города это заканчивается плачевно. Причем как для самих «ездоков», так и для других, невинных водителей и их семей.

В настоящее время по всему миру принят подход «Безопасной системы», где безопасная скорость является одним из четырех составляющих, наряду с безопасными дорогами и обочинами, безопасным транспортом и безопасными пользователями дорог.

В качестве мер управления скоростью предлагаются следующие: строительство и модификация дорог с целью снижения скорости, круговые дороги и «лежачие полицейские»; установление скоростных ограничений согласно функциям дорог; принуждение к исполнению скоростного режима; установление технологий в автомобилях в качестве вспомогательных средств отслеживания скорости; повышение осведомленности об опасностях превышения скорости через проведение информационных кампаний. Скучноватые формулировки, но за ними – жизнь и безопасность реальных людей.

С 10 по 14 мая в Бишкеке прошли мероприятия, посвященные Четвертой глобальной неделе ООН по безопасности дорожного движения под девизом «Сохрани жизнь: сбавь скорость». Мы призываем всех участников дорожного движения присоединиться к акции «Сбавь скорость!» и следить за соблюдением скоростного режима не только в течение этой недели, но и повседневно. Во имя сохранения жизни людей...

Чинара Касмамбетова, директор Общественного объединения «Дорожная безопасность»

© Новые лица, 2014–2015
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям