Кыргызча

Эксперты против коррупции

13:27, 31 Мая 2016

Региональный семинар состоялся на побережье Иссык-Куля в конце мая. Он собрал  около 60 экспертов и чиновников из 12 стан Европы, Северного Кавказа и Центральной Азии под эгидой ОБСЕ. Собравшиеся обсуждали меры и способы преодоления коррупции, делились положительным и отрицательным опытом. Дабы не пытаться объять необъятное, акцент организаторы мероприятия сделали на проявлениях коррупции в сферах образования и горнодобывающей промышленности.

Более сложной и болезненной темы, чем борьба с коррупцией, пожалуй, и не отыскать. Большинство обывателей даже не представляют, какое влияние этот «теневой монстр» оказывает на уровень жизни и перспективы развития государства. В первую очередь речь идет о сопротивлении огромной чиновничьей армии, которая не намерена отказываться от миллиардных дополнительных «доходов». И это медленно, но верно разъедает любую попытку поднять уровень жизни граждан страны.

Эрмелинда Мекси, руководитель  Бюро координатора экономической и экологической деятельности ОБСЕ, заявила на встрече: «Коррупция, слабое государственное управление и отсутствие прозрачности и верховенства закона подрывают экономический рост и препятствуют доверию к государственным лицам и государственным учреждениям. Взяточничество и хищение государственных средств сдерживают внутренние и иностранные инвестиции и лишают граждан важных общественных услуг. Неконтролируемая коррупция может спровоцировать социальную рознь, угрозу безопасности топливно-энергетических ресурсов и даже привести к вооруженной конфронтации и конфликтам».

Простенькие цифры, поданные недавно в СМИ как результат исследований французских ученых из Сорбонны: между количеством разоренных предпринимателей и степенью коррумпированности общества существует прямая связь – на каждого коррумпированного чиновника приходится 7 уничтоженных жизнеспособных бизнес-проектов, и эта цифра более-менее актуальна для всего евразийского континента. Если навскидку представить число наших чиновников в разрешительной системе и произвести нехитрые арифметические действия, то от осознания результатов начинает кружиться голова. Тысячи предприятий и производств могли бы успешно функционировать и давать рабочие места, уверенность в завтрашнем дне, четкие экономические перспективы. Но их нет. Потому что мы живем в коррумпированной стране.

Уровень криминализации общества тоже намного выше в коррумпированных странах. И никто – никто! – в мире не может похвалиться отсутствием коррупции. Даже те страны, где за преступления этого рода полагается смертная казнь. Чем больше страха у чиновника, тем выше размер взятки. Чем терпимее к проявлениям коррупции общество, тем прочнее понятие «не подмазал – не поехал» въедается в сознание граждан. Но примеры положительной динамики и опыт успешного выравнивания ситуации все же есть. Поэтому в подобных обсуждениях и экспертных встречах по-прежнему есть смысл.

«Центр ОБСЕ в Бишкеке оказывает  поддержку правительству Кыргызстана в борьбе с коррупцией и разработке проектов и инициатив, направленных на укрепление государственного управления, экономического роста и общественной целостности на благо кыргызского народа», - сказала Юлия Минаева, руководитель экономического и экологического измерения Центра ОБСЕ в Бишкеке.

Чтобы понять и оценить возможности борьбы с коррупцией, необходимо проанализировать возможное участие в решении этой проблемы основных партнеров: органов власти, ключевых компонентов гражданского общества (предпринимательства, независимых средств массовой информации, общественных институтов) и общества в целом. Неудивительно, что в нынешней сложной ситуации все эти игроки несут в себе и положительные и отрицательные заряды относительно борьбы с коррупцией.

«Коррупция – это обратная сторона эффективности системы государственного управления. Чем более эффективна эта система, тем меньше простора для коррупции и наоборот. Поэтому самое действенное средство борьбы с этой общественной ржавчиной – это становление и развитие эффективного, хорошо контролируемого механизма государственного управления. Ключ к этому – административные и правовые реформы. В первую очередь, речь должна идти о судебной реформе. Есть апробированные в мировой практике слагаемые успешной борьбы с коррупцией. Это – жесткость и справедливость законов, неукоснительность их соблюдения в связке с неотвратимостью наказания за их нарушение, эффективная, подотчетная и транспарантная система госуправления с четким разделением властей и функций госорганов, действенная и справедливая судебная система, конкурентная среда, высокопрофессиональные СМИ, четкая обратная связь с обществом, активное гражданское общество и правовая грамотность населения», - так говорит о явлении Полномочный Посол, глава Центра ОБСЕ в КР Сергей Капинос.  

Участники семинара поделились самыми неожиданными идеями и увлекательными – если не сказать, детективными – историями. Например, журналисты узнали, что одна из руководителей румынского антикоррупционного ведомства Лаура Ковеши в свое время стала национальным героем, начав массовые посадки чиновников. Антикоррупционный директорат изначально был создан как условие вступления Румынии в Евросоюз, но бездействовал долгое время. Но процесс пошел. В итоге премьер-министр Адриан Нэстасе, саботировавший работу ведомства, тоже сел в тюрьму за коррупцию. Такие пируэты нам, конечно, и не снились.

«Данный семинар поможет представителям власти, гражданского общества и бизнеса получить знания о реально работающих эффективных практических мерах, которые улучшают жизнь граждан, и предотвращают нерациональное использование общественных средств», - сказала Ольга Савран, менеджер Сети по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

Самый большой интерес у журналистов из Кыргызстана вызвала, пожалуй, делегация из Грузии. Ведь именно в этой стране благодаря реформам удалось минимизировать коррупцию, по крайней мере так принято считать в рамках постсоветского пространства.

Мало кто сейчас помнит, но во времена СССР Грузия считалась одной из самых коррумпированных республик, поэтому тогда часто полушутя-полусерьезно говорили о том, что в Грузии нет Советской власти. Но и в постсоветский период (до 2003 года) Грузия по всем показателям занимала одно из первых мест в мире по уровню взяточничества и бюрократизма в органах власти. Особенно сильно взяточничество распространилось в дорожной полиции, системе высшего образования, в сфере таможни, энергетики и судопроизводства. 

В 90-е годы и в период правления Эдуарда Шеварднадзе были кампании против коррупции, но они носили эпизодический и порой показной характер. Расцвет коррупции и тяжелые экономические условия в период экономических трудностей 90-х годов стали факторами, приведшими к массовому отъезду из республики сотен тысяч жителей в РФ, Украину, Грецию, Израиль, Германию, США и другие страны.

А в 2004 году власти объявили политику нулевой толерантности к коррупции и преступности. За год-два были проведены реформы – сокращено число министерств и госслужащих, обновлены и омоложены профессиональные кадры. Вместе с тем, в 10-15 раз были повышены зарплаты госслужащим. Этот процесс, осуществленный методом шоковой терапии, вызвал недовольство той части госслужащих, которые попали под сокращение, но это не привело к каким-либо масштабным акциям протеста. Более того, у немалой части населения подобные меры властей вызвали одобрение.

Реформы проводились в системе МВД, службах государственного и гражданского реестра, и особенно в системе образования. Реформа одной из самых коррумпированных систем в Грузии – дорожной милиции – была осуществлена мгновенно и радикально – летом 2004 года в один день из рядов тогдашней дорожной полиции (бывшее ГАИ) было уволено более 15 тысяч работников и создана совершенно новая структура – патрульная полиция. Отбор сотрудников в эту структуру проводился очень тщательно. Полиция получила самую современную технику, ее сотрудники были обеспечены хорошей по местным меркам зарплатой, в 5-6 раз больше, чем прежде. В МВД была создана генеральная инспекция, занимающаяся внутренним служебным расследованием фактов взяточничества.

Таджикские, украинские, австрийские, узбекские эксперты рассказали на семинаре о своем личном, выстраданном методе проб и ошибок. Например, в Узбекистане информация о коррупционных скандалах стала достоянием общественности меньше года назад, а до этого все подобные разоблачения проходили в закрытом режиме. Особенно «приложились» узбекские коллеги в сфере образования – первым «героем антикоррупционной кампании» стал чиновник из Самаркандской области, который вымогал взятки у руководителей сотни общеобразовательных школ и 45 дошкольных учреждений. За год страху нагнали колоссального, взятки в Узбекистане чиновники брать сегодня опасаются, как никогда. Но зато вырос их размер. Одними «посадками» коррупцию не победишь, терпимость к ней прежде всего должна снизиться на уровне простых граждан.

Таджикские гости рассказали, что в их стране выявляется почти по тысяче коррупционных преступлений едва ли не каждый год. В Казахстане, как и у нас, основные надежды возлагают на уменьшение контактов чиновников и получателей госуслуг, перевод документооборота на электронные носители, компьютеризацию всех процессов. Свои недостатки и подводные камни есть и у этой стратегии, кибербезопасность – не самое гарантированное пока достояние человечества. Свои риски и обратные стороны есть в каждом опыте, поэтому такие экспертные встречи нужны и важны. Работа семинара закончилась выработкой рекомендаций – читай, анализом перспектив – которые наши, кыргызстанские чиновники из антикоррупционных ведомств могут применить на практике, воспользовавшись опытом коллег. К слову, инициативы ОБСЕ в сфере борьбы с коррупцией – это лейтмотив миссии.

«В ОБСЕ накоплен солидный опыт по борьбе с коррупцией – Центр ОБСЕ в Бишкеке оказывает помощь правительству Кыргызстана в противостоянии коррупции. Так, в течение последних лет Центр поддерживает работу экспертов рабочей группы при Совете Обороны в проведении анализа коррупционных схем в государственных органах. В результате были разработаны и реализованы предложения по устранению этих схем в ряде министерств и ведомств Кыргызской Республики. Мы также поддержали Министерство экономики в разработке нового плана мероприятий государственных органов по выполнению Государственной стратегии антикоррупционной политики на 2015-2017 годы», - отметил в интервью «Новым лицам» Сергей Капинос.

Василина Бражко, глава пресс-службы Центра ОБСЕ в Бишкеке, добавила: «ОБСЕ является «мостом» в присоединении Кыргызстана к Группе государств против коррупции (ГРЕКО) и Европейским конвенциям по борьбе с коррупцией. Наше содействие облегчает процедуры расследования, экстрадиции и возвращения нелегально выведенных за рубеж преступных доходов».

Встреча завершилась, но работа продолжается. Остается пока отметить, что мероприятие было организовано Центром ОБСЕ в Бишкеке, Сетью по борьбе с коррупцией для Восточной Европы и Центральной Азии (ОЭСР), Бюро координатора экономической и экологической деятельности ОБСЕ (БКЭЭД). Надо отметить также, что эксперты собрались по приглашению правительства Кыргызстана, разговор состоялся в рамках экономического и экологического измерения Центра ОБСЕ в Бишкеке.

Подготовила Светлана Бегунова 

© Новые лица, 2014–2015
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям