Кыргызча

Феномен самосудов в Кыргызстане Часть 1

20:12, 20 Июля

На фото: Этому педофилу, схваченному жителями «Ак Ордо-3», еще повезло, что его не разорвали на месте преступления! 

Я не злопамятный, отомщу – и забуду!

Увы, но многие наши сограждане не особо доверяют судебной системе, считая ее насквозь изъеденной ржавчиной коррупции. Как и отдельным компетентным органам, часто именуемым «импотентными» органами. И потому, когда сталкиваются с несправедливостью, порой предпочитают вершить свой собственный суд, пусть и неправый, но скорый. Люди сами выполняют и роль следствия, и служителей Фемиды, берутся обвинять и даже публично исполнять приговоры…

«А я бы этого упыря кастрировал прилюдно его же ножом прямо в ходе самосуда!»

Так отреагировал один из пользователей Паутины после просмотра нашумевшего местного видеоролика из категории «Жесть. Смотреть всем!»

Жесть, потому что беспристрастная камера мобильного телефона запечатлела натуралистичную сцену, где накалены страсти. Видно, как группа возмущенных граждан, включая женщин, избивает, в том числе ногами по лицу, беспомощно корчащегося на земле молодого мужчину. Его руки связаны, изорванная одежда в грязи, а лицо - в крови.

Призыв же «Смотреть всем!» объясняется просто - смотрите, вот ЧТО бывает с педофилами, застигнутыми врасплох свидетелями преступления.

Этот ролик взорвал Интернет недавно, хотя снят был еще в апреле, когда жители новостройки «Ак Ордо-3» задержали пьяного 33-летнего отморозка, пытавшегося средь бела дня, не таясь, в одном из ремонтируемых строений жилмассива изнасиловать выслеженную им 10-летнюю девочку, возвращавшуюся из магазина.

Третьеклассница закричала от ужаса, оказавшись в его лапах. Благо, на шум сбежались соседи и скрутили подонка, не дав ему скрыться. При этом у мерзавца был обнаружен увесистый нож. Страшно подумать, но и исключать нельзя – после удовлетворения своей низменной похоти он мог избавиться с помощью этого холодного оружия от малолетней жертвы, как опасной свидетельницы…

Невероятно, но, даже представ перед разгневанными жителями, которые готовы были разорвать ублюдка на части, он еще кичился тем, что его спасет от ответственности высокопоставленный родич, некий полковник К. Один из возмущенных пользователей сети написал в своем комментарии: «Сотрудникам Чуйского УВД надо выяснить, что это за полковник, и если он и раньше спасал эту мразь от подобного, то его, полковника, самого привезти в «Ак-Ордо» и сдать в руки народного правосудия!»

Впрочем, материалы дела о попытке изнасилования переданы в начале июня в официальную инстанцию – Сокулукский районный суд. Надеемся, там педофилу вынесут не менее жесткий, чем общенародный, приговор…

 Поставленные на колени…

Другой факт последних недель не столь драматичен, но столь же поучителен, и так же наводит на размышления по теме «решительного волеизъявления масс».

Он связан со случаем в Нарыне, когда местные джигиты вышли 8 июня на акцию протеста, требуя привлечь к ответственности студентов тамошнего Университета Центральной Азии (проект Фонда Ага-Хана). Поводом стало то, что ранее, в ходе спортивных соревнований, прошедших 27 мая в стенах УЦА, чужаки, дескать, избили нескольких жителей. Не получив ожидаемых разъяснений от властей, молодежь решила уже самостоятельно добиться сатисфакции в УЦА. Там собравшиеся активисты, невзирая на людей в милицейских погонах и уговоры чиновников, заставили часть учащихся и даже преподавателей просить прощения на коленях. Также они добились согласия на депортацию из Кыргызстана двух студентов, участников майского избиения. После этого, 9 июня, обе стороны пришли к примирению.

На фото: Чтобы не провоцировать молодежь на агрессию, на колени вместе со студентами встали и некоторые преподаватели УЦА в Нарыне… 

Тем не менее, возбуждено уголовное дело по статье 234 («Хулиганство») УК КР, а Служба собственной безопасности МВД начала расследование по действиям, точнее – бездействию, сотрудников милиции.

Сам премьер-министр С. Жээнбеков всполошился, дав поручения губернатору Нарынского области, министру образования и науки, а также главе МВД, дабы не допускать впредь такого.

«Подобного рода события могут нанести урон имиджу страны, любые возникшие конфликты необходимо решать в рамках закона», - сказал в сердцах премьер.

Нарынский инцидент также вызвал шквал обсуждений в соцсетях. Причем разброс мнений в Кирнете был резко полярным. От одобрительных постов, типа: «Молодцы нарынцы, показали этим исмаилитам, кто в доме хозяин!» - до критических выпадов: «Ну почему опять угрозы и унижение? Где наше хваленое гостеприимство и великодушие? Неужели нельзя было цивилизованно подойти к проблеме, по закону все решить?!».

Вот последний вопрос-возглас наиболее риторичен. Ибо именно из-за хромоты правоприменительной практики, слабого авторитета властей, особенно на местах, глухоты чиновников к нуждам людей и в целом юридической безграмотности как представителей региональных элит, так и простого населения зачастую и вспыхивают всевозможные конфликты, где закон официальный уже подменяется беспощадным «законом предков».

Не держите в себе зла – выпустите его на волю!

Беспощадность проявлялась в истории Кыргызстана не раз. Если попирались права местных сообществ, особенно со стороны криминальных беспредельщиков, а до верхов с жалобами было не достучаться, периферийные вожаки часто сами решали, кого казнить, кого миловать…

Вспомним лето 1995 года. Тогда, в середине лихих 90-х, даже на фоне многих резонансных преступлений этот случай в Таласской области был просто уникален.

Село Бакайыр Кара-Бууринского района. Именно сюда, к своей родной сестре, перебрался из соседнего Казахстана некто Туралы Керимкулов. А был он наглым рэкетиром, стал открыто лютовать, грабить местных и забирать их скот.

Пострадавшие, а это десятки семей, сначала, естественно, хотели сделать все, как положено: обращались к участковому инспектору, в айыл окмоту, в РОВД и районную прокуратуру. Никто не отреагировал!

И вот тогда доведенные до белого каления бакайырцы решили: «Хватит!» При большом скоплении люда бандита вытащили из дома и, привязав к столбу, высказали ему в лицо все, что думают. А потом началась кара – в Керимкулова с разных сторон полетели камни возмездия, их кидали все члены общины… Старейшины знали – накажи его и отпусти живьем, он обязательно приведет дружков, и тогда пощады не жди!

В какой-то момент умиравший от ран и жажды Керимкулов взмолился, стал просить перед смертью воды попить. Жертву сельского самосуда отволокли к арыку и дали-таки испить, но потом решили кончить его тут же: засунули голову в проточную канаву и держали за затылок до тех пор, пока обреченный не перестал дергаться. 

На фото: 14 лет спустя после самосуда в селе Бакайыр уроженец тех мест, адвокат Жуматай Абдырахманов, потрясенный фактом линчевания, выпустил в 2009 году на собственные средства документальную книгу «Таш баран» (псевдоним Молтой тегин Туман), где подробно описал произошедшие события в Кара-Бууринском районе Таласской области… 

Кто на роль палача в суде Линча?

Мы можем до хрипоты спорить о том, что стоит за стихийными судами, какие такие факторы подталкивают людей из глубинки больше доверять «карающей силе» кулака и булыжника, нежели отечественной Фемиде.

Более того - многие заявят, что никто не виноват, ибо таков обычай, мол, воля большинства и есть единственно правильный закон. Безопасность рода, племенного клана или земляческой слободы превыше всего. Если угрожают близким – древний ритуал под названием «таш баран» полностью оправдан!

Кстати, термином этим, обозначающим «камнепад», иначе – «обитие камнями» у степняков и горцев страны Ала-Тоо издавна называют акт самочинного суда, когда община сама становится вершителем группового линчевания. Поэтому ЧП в Бакайыре можно считать хрестоматийным проявлением таш барана, так как в одобренной местными аксакалами экзекуции участвовали все, кто хотел наказать приговоренного, это был санкционированный самосуд.

ЧП в Бакайыре реально продемонстрировало силу общественного решения, своеобразную бесспорность народного вердикта, даже его доминирование, императив и приоритет по сравнению с законодательно принятыми в Кыргызстане кодексами!

Да, вначале блюстители порядка говорили: «Понять это можно. Простить -нельзя!» - однако все же простили, вот в чем дело! Когда задержали нескольких зачинщиков из Бакайыра, тут же вздыбилась вся округа и кинулась к зданию районной милиции: «Либо отпускаете их, либо всех нас тоже в камеры сажайте!».

Никто не рискнул спорить со взбудораженной толпой. Видно, силовики решили, что, в принципе, так казненному разбойнику и надо. И другим, кстати, лиходеям впредь неповадно будет…

Тем самым в 1995-м был создан прецедент. И спустя всего четыре года он аукнулся страшным рецидивом в другом таласском селе – Озгоруш, уже на территории Бакай-Атинского района.

Когда в глазах булькает кровь…

В ту пору в Таласской долине гремела «слава» двух ранее судимых братьев Мендибаевых - Темира и Таланта.

Младший, Талант, имел прозвище Рэмбо, и действительно, он во многом соответствовал образу киногероя Сильвестра Сталлоне – таким же отчаянным был, жесткий боец, гора мускулов. Курировал местную спортивную поросль, фактически опекал будущие кадры…

Обиженных безбашенным Рэмбо односельчан хватало. А главным же недругом считался его односельчанин Кадырбек Абдышев, тоже из уголовной среды. Между членами их группировок то и дело вспыхивали разборки. Незадолго до описываемых событий Рэмбо якобы схлестнулся с братом Кадырбека, что и стало причиной финального конфликта.

12 января 1999 года Кадырбек нагрянул с группой поддержки в дом Рэмбо на окраине Озгоруша и вызвал того к месту сельского схода. Мол, ты сделал людям много зла, пришло время держать ответ перед народом!

На улице им. Бакеева, возле моста, действительно собралась внушительная толпа, оповещенная о том, что будет сход. Пришли многие из тех простых айыльчан, включая стариков, кому Рэмбо не давал житья. Но сам он, представ перед односельчанами, извиняться не собирался. И тогда Кадырбек Абдышев ударил его, подав сигнал к общему нападению с палками и арматурой…

Услышав об избиении братишки, старший Темир, живший неподалеку, тут же бросился к месту таш барана. Но его тоже забили насмерть вместе с Рэмбо. Прискакал на лошади их отец, чтобы спасти сыновей, однако сам едва избежал гибели.

На виду у всех, на устах у многих

После той трагедии среди местных ходили разнотолки.

Говорили, например, что как такового судилища со стороны населения не было. Просто Кадырбек со своими ребятами решил окончательно свести счеты с Рэмбо, но при народе, дабы придать криминальной разборке облик праведного таш барана. Тогда и ответственность на всех ложилась коллективная, как четырьмя годами ранее в селе Бакайыр, то есть появлялся шанс избежать персональной ответственности.

Другие же убеждали: Рэмбо получил по заслугам, и казнь его была совершена с прилюдного благословения сельских авторитетов, старожилов, уважаемых людей. То есть тот общий таш баран был одобренным.

По факту убийства братьев Мендибаевых Кадырбека Абдышева задержали уже через пару дней. Но 1 февраля ему удалось, проломив стену, бежать из камеры Бакай-Атинского РОВД!

Спустя время его вновь схватили. Были суд, приговор и апелляции, пересмотр дела, встречные заявления.

Но свой груз в душе до сих пор несут многие озгорушцы, на глазах которых и совершилась двойная казнь. Подстрекатели они, соучастники или просто невольные свидетели?

 

P.S. Поднятая нашей газетой проблема людского права на расправу очень актуальна, поэтому окончание злободневной темы читайте в следующем номере. Не пропустите!

Азиз Карашев

Фото www

© Новые лица, 2014–2015
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям