Кыргызча

Поправки в Водный кодекс КР: ждем у моря погоды…

07:58, 2 Марта 2016

В ближайшее время парламенту предстоит принять-таки решение по поводу поправок в Водный Кодекс КР. Вопрос, вызвавший яростные дискуссии в обществе, продолжает оставаться одним из самых обсуждаемых.

Из истории вопроса

Дискуссия вокруг поправок в Водный кодекс началась больше года назад. Дело в том, что статья 62 ныне действующего ВК (принятого в 2005 году) запрещает промышленные работы вблизи ледников. Таким образом минувшим летом разработка месторождения Кумтор практически оказалась под вопросом (будто мало споров с инвесторами по поводу «кто кому сколько должен» и демаршей местного населения), так как дальнейшие разработки стали невозможны, если не перенести ледник Давыдов в безопасное место (а именно это собираются сделать за счет инвестора на Кумторе). Ледник двигается, сползает в карьер, и без его переноса решить вопрос нельзя. Пока работа продолжается особым распоряжением главы правительства, но двусмысленная ситуация должна быть исчерпана, наконец.

В начале минувшего года правительство инициировало поправки в Водный кодекс, также запрещающие деятельность вблизи ледников, но делающие исключение для бюджетообразующих предприятий. Кумтор к таковым безусловно относится.

В правительстве пояснили тогда, что ледник Давыдов будет двигаться независимо от того, примем мы закон или не примем. К сожалению, нормативные акты, которые исполняли бы природные стихии, издать невозможно (простите за сарказм). А если ледник будет двигаться, то накроет карьер целиком, и месторождение просто нельзя будет использовать. Тогда не о чем будет спорить и ни к чему будет выяснять, какова должна быть государственная доля в доходах от Кумтора. Вопрос, конечно, решится сам собой, но уж очень печальным образом. Поэтому надо разрешить Кумтору принять меры и сделать дальнейшую разработку возможной. Однако это пугает некоторых экспертов.

«Лед не складируют в мешки и не вывозят с рудника. В процессе разгрузки ледника горняки просто переносят ледовые массы на другое место и складируют их на том же уровне. И еще, если заглянуть в атлас Киргизской ССР, изданный еще в 1987 году, вы увидите, какую ничтожно маленькую территорию занимает ледник Давыдова в общем масштабе горного массива Ак-Шыйрак. Это капля в море. Согласно отчету Института водных проблем и гидроэнергетики НАН КР, доля от стока этого ледника в реку Нарын составляет всего 0,004 %, в гидрологии нормой считается 10 %», - поясняет завотделом государственной экологической экспертизы Госагентства по охране окружающей среды и лесного хозяйства Арсен Рыспеков.

Тем не менее инициатива подверглась резкой критике со стороны некоторых экологов и депутатов. Если вникнуть в прения, становится ясно – вопрос это политический. А было бы неплохо рассмотреть его в экономическом разрезе.

«Проблема с запретом разработки рудников вблизи ледниковой зоны раздута, она имеет политический смысл, никому это не вредит. Конечно, когда было принято решение складировать отвалы на леднике, это было проектной ошибкой. Но действия эти были согласованы со всеми ответственными госорганами. Компания не самовольно это сделала. И, главное, эти нарушения отразились на работе самого рудника, а не на окружающей среде. Они поставили инвестора перед необходимостью вкладывать дополнительные средства. Так они готовы это сделать!», - говорит член правления Кыргызской горной ассоциации Валентин Богдецкий.

Законопроект прошел два первых чтения в Жогорку Кенеше, а потом депутаты отложили рассмотрение законопроекта на осень. Осенью же, понятное дело, в связи с выборами про вопрос «забыли». Теперь принимать общественно значимый закон придется новым депутатам.

Плюс на минус

Посмотрим, что получится, если поправки не будут приняты. Кумтор неминуемо остановится, инвесторы вынуждены будут полностью свернуть производство. ВВП Кыргызстана уменьшится в таком случае на 10-12 %, и это в кризис, в момент перехода на площадку ЕАЭС, когда трудности неизбежны и без того. Уменьшение доходной части государственного бюджета ежегодно может составить около 5 млрд сомов налогов и около 1 млрд сомов социальных отчислений. Образно говоря, половине пенсионеров выплачивать пособия станет нечем.

«На мой взгляд, в некоторые законы КР нужно внести изменения, чтобы при запуске крупных объектов, приносящих прибыль и пользу государству, не возникало бюрократических препон. Согласования и пересогласования порой затягиваются на годы, а инвестор не может ждать. Эти затянутые процедуры нужно пересмотреть, чтобы процесс шел при строгом соблюдении требований и норм кыргызского законодательства, но значительно быстрее - что обоюдно выгодно обеим сторонам», - считает Рыспеков.

Есть и «мелочи». Возможны юридические последствия – международные судебные иски от «Центерры» и ее многочисленных акционеров. Возможно значительное ухудшение финансово-экономического положения ОАО «Кыргызалтын» и остановка производства на рудниках «Макмал», «Терек-Сай» и «Солтон-Сары». Более пяти тысяч человек останутся без работы.

«Если бы еще в 2014-м правительство согласилось создать совместное предприятие с распределением долей 50% на 50%, Кыргызстан только за 2014 год получил бы чистую прибыль в 75 миллионов долларов из общей выручки в $150 млн. Еще почти $60 миллионов «прошляпили» в 2015-м. Путем несложных арифметических подсчетов получаем недобор в бюджет в размере около $135 млн. Что остается делать? Пока – довольствоваться лишь своими $12-13 миллионами дивидендов. На перспективу - включать мозги», - полагает председатель Центрального комитета горно-металлургического профсоюза Кыргызстана Эльдар Таджибаев.

Игры на понижение

Остановка работ грозит еще и экологической катастрофой. Как уже говорилось выше, ледник будет двигаться в любом случае. Если его не перенести, карьер будет погребен под тысячами тонн льда и воды, и в этом случае доступ к золоту мы потеряем.  Восстановительные работы будут экономически нецелесообразны в виду их дороговизны и непредсказуемой цены на золото. Работать себе в убыток не возьмется ни один здравомыслящий инвестор.  Да и  национализировать тогда станет решительно нечего.

«Позиция власти в этих вопросах сейчас должна быть твердой и четкой. Иначе, новые дрязги, политические игры нарушат и без того хрупкий инвестиционный климат в стране. А в условиях кризиса весной это может вылиться в очередную дестабилизацию», - считает политолог Марс Сариев.

Вообще об инвестиционном климате в Кыргызстане нужен особый и подробный разговор. Но как бы не пытались мы сделать вид, что ждем инвестора с распростертыми объятьями, а ситуация вокруг Кумтора тормозит десятки реальных проектов. Никто не хочет вкладывать деньги в стране, где с капиталовложениями может быть все, что угодно. Все наши меры по улучшению инвестиционной привлекательности страны проходят незамеченными, а вот история с Кумтором известна буквально всем в бизнес-сообществе.

«В 2014 году наблюдалась тенденция в организации негативных настроений у населения при открытии того или иного предприятия. Сейчас ведется активная работа по устранению подобных конфликтов.

 

Мы настаиваем на ряде условий при заключении соглашений и контрактов со всеми потенциальным инвесторам, вкладывающими средства в экономику КР. В первую очередь, это найм местной рабочей силы, создание хороших условия труда, и предложение достойной заработной платы. Кроме того, в горнодобывающей отрасли работает Закон КР «О недрах», согласно которому инвесторы обязаны оплатить бонус в местные фонды, а также обязуются разработать социальный пакет.

 

Помимо этого, ведется активная работа в регионах республики. С этой целью на постоянной основе осуществляются выезды в регионы, где проводятся круглые столы, встречи с местным бизнес-сообществами и населением. Данные мероприятия нацелены на создание положительного отношения к инвесторам и развития социально-экономического развития регионов страны в целом. Лишь бы все эти усилия не пропадали втуне из-за неблагоприятных инцидентов», - говорит директор Агентства по продвижению инвестиций при Министерстве экономики КР Алмаз Сазбаков.

Покрывать ущерб бюджету, если Кумтор полностью встанет, стране будет очень сложно. А восстанавливать в случае чего поврежденное месторождение и вовсе не на что, да и нет сегодня в мире таких технологий, которые позволили бы выудить карьер из-под ледника. Потому надо отложить в сторону вопросы «кто кому сколько должен» и принять поправки как можно быстрее. Это в интересах всей страны, а не только инвесторов. Можно, конечно, попытаться и дальше делать на ситуации какой-то публичный капитал. Но недолго. Потому что неизвестно, сколько еще есть у промышленников времени, чтобы принять меры и сохранить месторождение.

«Хотим мы того или нет, вопрос придется решать. Госагентство по охране окружающей среды поддерживает принятие поправок в Водный кодекс. Как говорится, если уж выбирать, то меньшее из зол. Надеемся, депутаты парламента тоже взвесят все «за» и «против», учтут выводы ученых, весомый экономический вклад, который делает «Кумтор», и примут правильное решение», - уверен Арсен Рыспеков.

Подготовил Апас Зарипов

  

© Новые лица, 2014–2015
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям