Кыргызча

Самоопределение кыргызстанцев и сирийский вопрос

10:51, 14 Февраля

Эксперты настаивают, что самым главным риском для стабильности и процветания Кыргызстана является религиозная радикализация молодежи.

«Пришло время ответить на один простой, но очень важный вопрос: «Мы хотим Кыргыстан для кого?». Первый вариант – для кыргызов. Второй вариант – для мусульман. И третий – для кыргызстанцев. Как нам состояться как государство, где не будет конфликтов по этим признакам?» - заявила на посвященном итогам 2016 года круглом столе, организованном НИИ Исламоведения, кафедрой теологии КГУ имени Арабаева и редакцией газеты «Новые Лица» старший советник ПРООН КР по вопросам предотвращения конфликтов Чинара Эсенгул.

Чьих будете?

«Ни для кого не секрет, что старшее поколение слово «улут» воспринимает исключительно в контексте национальности. Молодежь, в особенности та часть, которая получила образование за границей, больше говорит о гражданской идентичности. Межэтнический вопрос все еще на повестке дня. Радикализация националистических настроений привела к появлению и активизации самопровозглашенных радикальных группировок. Все эти молодежные радикальные группы не всегда связаны с религией. Что самое прискорбное, их поддерживает старшее поколение, у которого все еще глубоко внутри сидит комплекс, сложившийся еще с советских времен, когда доминирующей нацией были русские. Поэтому идея «кыргыз жараны» была бы универсальной идеологией. Но проблема в том, что ее активно никто не продвигает. К тому же, некоторые ее постулаты плохо сочетаются с нормами Концепции по религиозной политике. Но, к сожалению, на фоне дискуссий об интересах различных узких групп населения мы можем просто потерять государственность. Вот о чем мы должны думать в первую очередь», - добавила Эсенгул.

Сегодня общество как никогда разделилось. Де-факто мы живем по чужой повестке дня. Пару лет назад нас чуть не рассорил так называемый «украинский» вопрос, совсем недавно мы рьяно переживали за Америку, разделившись на два лагеря; российско-украинское или российско-западное противостояние давно разделило наше общество на два четких лагеря, мы навешали друг другу ярлыков и рады.

Война в Сирии, рост религиозного экстремизма, повышение уровня религиозности общества – все это спровоцировало другую волну противостояния: от религиозного радикализма до светского экстремизма. Не говоря уже про «гюленовскую» проблему. Такие перепады общественного настроения создают идеальную почву для радикализации. Особенно когда общество дезориентировано и просто не знает, куда ему идти, и главное, под какими знаменами.

«До переворота в Турции я даже не подозревала, что есть такой человек, как Фетуллах Гюлен. Послушайте, что говорят ученики и воспитанники турецких лицеев в Кыргызстане. Они разделились на два лагеря из-за этого! Часть поддерживает Эрдогана, а другая половина – Гюлена. Нам это нужно? Такое искусственное разделение? Неужели нам не хватает своих проблем?» - сказала на круглом столе экс-депутат Жогорку Кенеша Ыргал Кадыралиева.

Кандидат политических наук Нургуль Эсенаманова считает, что противостояние между сторонниками светских и религиозных вглядов порождает в стране третью группу, националистического толка. «Мы должны быть предельно осторожными при рассмотрении религиозных вопросов. Не должно быть крайностей. Еще я бы хотела отметить, что ислам никогда не противопоставлял себя национальному, он был всегда гибким, если можно так сказать. Национальные традиции и культура становились частью мусульманской культуры. Ислам никогда не отрицает государственные устои, это тоже важно знать», - отметила аналитик Эсенаманова.

По ее мнению, проблемой остается неопределенность границ светскости и религиозности и рост радикализма как со стороны религиозной, так и светской части общества по отношению к мировоззрению друг друга.

Сирийский котел

На круглом столе старший советник ПРООН КР по вопросам предотвращения конфликтов Чинара Эсенгул привела данные о кыргызстанцах, воюющих на стороне ИГИЛ в Сирии и Ираке, и они существенно отличаются от тех, которые были в прошлом году.

«По данным Шанхайской организации сотрудничества, в качестве наемников на стороне джихадистов в Сирии и Ираке воюют 860 граждан Кыргызстана. Из них 75% - это выходцы из трех южных областей страны. В последнее время набирает обороты радикализация женщин. В основном это идет через мужей или через других родственников мужского пола. Последний случай на Иссык-Куле как раз наглядно показывает, как выглядит радикализация женщин через мужчин. Во время разговоров с родственниками этих семей мы выяснили, что большую роль играет материальная заинтересованность таких людей стать наемниками», - поделилась своим мнением Чинара Эсенгул.

По результатам социологического опроса Госкомиссии по делам религий выяснились интересные факты по поводу причин религиозной радикализации.Около 15% опрошенных считают, что во всем виновато недостаточное религиозное знание, которое ведет к заблуждениям у верующих; 14% считают, что причина в ситуации в Сирии, Пакистане и Афганистане, куда идет активная вербовка кыргызских граждан; 12% считают, что радикализация идет от перехода в другую веру; 9% назвали в качестве проявления радикализма ношение хиджаба женщинами и бороды у мужчин; 5% считают, что радикализация идет от роста религиозного экстремизма и терроризма; и 3% уверены – проблемы возникают из-за слабого контроля со стороны государственных органов.

«Этот опрос помог выявить самые актуальные тренды в развитии современной религиозной ситуации в Кыргызской Республике. Ответы респондентов показывают существование стереотипного восприятия по отношению к внешним проявлениям религиозности (ношение хиджаба, бороды) и прозелитизма. Ношение хиджаба, мусульманской бороды и прозелитизм наряду с экстремизмом и терроризмом респонденты считают признаком и причиной радикализации. Респонденты также отметили как основную причину радикализации непонимание религии, недостаточность религиозных знаний. Следует отметить, что более всего опрошенных респондентов волнует вопрос вербовки наших граждан в Сирию, Пакистан, Афганистан», - отметила один из авторов исследования и социологического опроса, кандидат политических наук Эсенаманова.

Диалог по религиозным вопросам в Кыргызстане отчаянно нуждается в продолжении, в уверенном подходе к проблеме на государственном уровне. Причем одних обсуждений слишком мало, нужны масштабные меры, которые затронули бы все слои населения. Пока мы не потеряли Кыргызстан, уступив его более уверенным в себе радикалам от псевдоислама и другим экстремистам…

Алмаз Исманов 

© Новые лица, 2014–2015
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям