Если б я был Чубак, я б имел двух жен!

10:39, 11 Декабря 2017

После июльского скандала, когда выяснилось, что небезызвестный богослов Жалилов Чубак ажы Тажибаевич в ходе поездки в США встречался там с опальным проповедником Фетхуллахом Гюленом, которого в Турции считают главой террористической организации, причастной к попытке вооруженного переворота в Анкаре летом 2016 года, наш 42-летний экс-муфтий вновь оказался в эпицентре разорвавшейся информационной бомбы. И взорвал он ее сам!

Пожалевший вдову, приютивший…

Популярный священнослужитель, занимавший пост духовного лидера правоверных республики с 2010 по 2012 годы, публично признался, что обрел недавно новую любовь. Дескать, просто пожалел бедную вдовушку, вот и приголубил. Но что бы в нее не тыкали пальцем, мол, любовница, решил сделать ее женой. Второй. Ведь первая у него уже есть, с которой он народил и воспитал пятерых детей. С ней он не развелся, просто взял и решил сожительствовать одновременно с двумя дамами сердца.

Уголовный кодекс, запрещающий многоженство? Светские законы, наказывающие за создание доморощенных гаремов? Ах, увольте, какие могут быть запреты для человека, который любые табу способен легко обойти, ссылаясь на цитаты из религиозных книг!

«Я могу перечислить наших известных молдо, руководителей и депутатов, у которых есть вторые жены. Это не позорно, ведь они хранят наши традиции, и им надо вручить за это ордена», – уверен бывший муфтий.

Традиции… Этим понятием ныне спекулируют все, кому не лень. Все, что хочешь, можно оправдать, если сослаться на некое «наследие и правила предков». Уголовно преследуемое скотокрадство? Так ведь еще пращуры состязались в барымте, угоняя друг у друга табуны и отары, так что современные лихие джигиты лишь поддерживают прежние «обычаи»! Невест воруют средь бела дня? «Ну, и прежде во всех регионах обряд кыз ала качуу существовал, как и выплата калыма», - настаивают ревнители замшелых ритуалов.

Да, и мульти-супружество некогда практиковалось. Но в стародавнюю пору оно было просто необходимой основой, базисом успешного контроля над общим хозяйством и залогом кланового процветания, вот в чем причина! Семейства-то были большими, сразу несколько ответвлений одного рода-племени – братья, сестры, дети, внуки - обитали под пологом центрового тюндука, точнее, стойбища. Все ели из одного котла, подчинялись единым требованиям, должны были совместными усилиями обеспечивать жизнь своей патриархальной группы.

Токол, то бишь вторых жен, брали чаще всего после смерти их мужей, когда, к примеру, брат мог жениться на вдове сородича, чтобы не бросать ее и ее отпрысков на произвол судьбы. Кому она будет нужна из чужаков без приданого, да еще с детьми на руках? А со стороны же брали молодых токолок, если старшая супруга, байбиче, не могла, например, подарить сына, крайне необходимого в будущем защитника хозяйского богатства, и наследника, который продолжит род и создаст собственное стойбище, сохранив преемственность.

То есть такое многоженство было экономически оправдано, продиктовано самими условиями прежнего сурового быта!

На фото: Сюжет о том, как житель города Оша разрывался между своими двумя женами, в результате чего больше всех страдал безвинный ребенок, лег в основу фильма «Сулейман гора» российского режиссера Елизаветы Стишовой и настолько поразил жюри престижного международного фестиваля «Крадущийся Тигр, Затаившийся Дракон» в Китае, что единогласно завоевал Гран-при, а также приз зрительских симпатий, показавшись более актуальным по содержанию, чем свыше 40 картин из других стран.

На фото – кадр из драмы «Сулейман гора», нашумевшей на киносмотре в городе Пинъяо в ноябре сего года. 

Чем сильна ячейка общества?

Известные исследователи Евразии, в числе которых были П. Семенов–Тянь-Шанский, Н. Пржевальский, С. Абрамзон, В. Бартольд, Ч .Валиханов, В. Радлов, А. Бернштам и многие другие, всегда подчеркивали существовавший у кыргызов культ общности. Семья испокон веков имела приоритетное значение, являясь точкой опоры народа, благодаря чему в ходе эволюции выкристаллизовался самобытный институт брака и семьи.

После присоединения Туркестанского края к царской России стали появляться семьи нового типа - малые, индивидуальные ячейки общества. Причем как среди знати, сельскохозяйственной буржуазии, так и пролетариата, крестьянства, мелких частников, интеллигенции.

Сей процесс с установлением советской власти, широкой коллективизации народного хозяйства, индустриализации экономики, культурных реформ и распространения новой идеологии лишь усилился. Возник прообраз привычной нам ныне семьи.

Тем не менее у кыргызов сохранились свои особенности, касающиеся как добрачных отношений, так и ритуалов сватовства и помолвки, взаимных визитов родичей брачующихся, вручения подарков, свадебного пира и форм благословления, нюансы со статусом молодоженов в обществе, заботы о подрастающем поколении.

Но, к сожалению, современные реалии сильно отразились на укладе бытия, где большую роль сыграли процессы урбанизации и глобализации, а также вестернизации отношений.

Увы, все чаще в приюты попадают дети представителей титульной нации, чего не наблюдалось ранее. Схожая картина в домах престарелых и ночлежках.

Молодежь, отрываясь от корней, подвергается пагубному влиянию наркотизма и алкогольной зависимости, культу наживы и разврата, становясь питательной почвой для ростков социального напряжения и разгула криминала...

Та же массовая миграция подрывает связи между родителями и детьми. Многие отцы семейств, уезжая на заработки, бросают своих близких, в итоге дети остаются гаврошами при живых родителях. Бывает и так, что молодые женщины из числа гастарбайтеров, забеременев на чужбине, оставляют там своих чад в детдомах. 

Иные же молодые пары, не видя финансовых перспектив для создания новой ячейки, предпочитают не связывать себя брачными узами, а просто сожительствовать, из-за чего дети растут в неполных семьях, вырастая зачастую бесправными и социально уязвленными.

Пагубно отражаются на генофонде нации ранние браки, вступление в отношения не сформировавшихся еще физически невест, а также такое опасное явление, как домашнее насилие.

На фото: Острые грани любовных треугольников с участием молодых избранниц, токолок - это социальный тренд для всей Центральной Азии. Поэтому с таким интересом год назад в Бишкеке зрители смотрели мировую премьеру картины «Токал» режиссера Гаухар Джиа Нуртас, которую она сняла в соседнем Казахстане.

На снимке – автор Гаухар из Голливуда во время презентации своей работы, слоганом которой стала фраза: «Иногда месть – это только начало…» 

Обручальное кольцо – не простое украшенье

Среди вышеописанного негатива – и многоженство. Это явление часто прикрывается религиозными нормами, отсылками к святым текстам, где магометанину разрешено иметь до четырех жен. Причем то, что не все кыргызстанцы верующие, и не все готовы с этим мириться, клерикалам, похоже, фиолетово. Они и общепринятые-то законы часто игнорируют. Помнится, пару лет назад ЖК был разработан законопроект, который запрещал молдо проводить обряд нике без наличия свидетельства о браке в загсе. И что вы думаете? Также продолжают проводить свои «свадебные» процедуры, как вздумается, разве что спрашивают свидетельство, если один из брачующихся вдруг покажется несовершеннолетним… А ведь именно нике является своеобразной индульгенцией для любвеобильных мужчин, желающих обзавестись новой супружницей, но стесняющихся банальной измены: теперь можно гулять налево, имея право! Для наивных же токолок мусульманский обряд нике позволяет обрести некий зыбкий статус второй жены. Мол, я уже не просто содержанка, нике – это круче гражданского брака, могу на людях показываться с избранником и даже кольцо обручальное носить!

К тому же, многоженство обычно обусловлено имущественным превосходством доморощенных нуворишей. Иметь собственную наложницу (будем называть вещи своими именами!) многие «папики» считают престижным, полезным для поддержания имиджа богатого мачо.

Подводные камни многоженства

Откровения Чубак ажы Жалилова, его игнорирование законодательных норм светского по сути Кыргызстана вызвало бурю обсуждений в Кирнете и СМИ, в госорганах и социуме.

К примеру, юрист Улан Джумаков написал в соцсетях, что помимо прочего, из-за многоженства увеличится число бытовых конфликтов, ссор и убийств – умышленных и по неосторожности, психологических травм. Что возрастет количество «интриг между женами, тещами и свекровками, куда будут вовлечены и свекор с тестем, конфликты за наследство мужа, споры – чей именно сын будет наследником. Суды и сейчас завалены наследными делами, где родные дети судятся с родителями или дети между собой за части наследства», - считает юрист.

Также Джумаков уверен, что легализация многоженства первым делом ударит по правам несовершеннолетних девочек, а также из малоимущих семей и девушек-сирот.

«Посмотрите, вторые жены все молодые в сравнении с первыми женами, то есть здесь похоть мужчин стоит на первом месте, и не надо говорить красивые слова, это реальная жизнь. А вот если разрешить многоженство, то многие начнут брать вторыми женами молодых девчонок, кто обманом, кто деньгами, а кто и под страхом будет вести их в загсы, и после регистрации второго брака та же милиция уже не будет лезть в бытовые конфликты, типа, это семейные дела, разборки. А эти девушки в большинстве будут «зашуганы» и станут выполнять в роли рабынь все прихоти 50-60-летних мужиков. За последние годы уже и так 98 женщин и девушек были забиты и погибли от семейного насилия, вам этого мало?

Тем более, наша Конституция написана реально кровью, где выбиты слова, что мы светское государство, и религия отделена от государства, так что разрешение многоженства - легализация рабства», - заключил У. Джумаков.

Вызов светским устоям

Известного духовника Чубака ажы не поняли даже в кругах единоверцев!  Руководитель исламской женской организации «Мутакалим» Жамал Фронтбек кызы, комментируя информацию о его второй жене, заявила:

- Как член Совета улемов КР он должен следовать законам страны, Конституции, потому что перед законом все едины. Он должен быть человеком, который одинаково чтит и светские, и религиозные законы.

Жамал Фронтбек кызы считает, что он мог помочь женщине, на которой женился, и другими способами, если преследовал именно цель поддержки.

«Он мог построить ей дом, помочь развить бизнес или сделать что-то еще», - справедливо отметила она. И подчеркнула: «Здесь вообще должны очень четко отреагировать органы, государство, прокуратура, МВД. Ведь именно они должны обеспечивать верховенство закона. Если сейчас все смолчат, то будет считаться, что Чубак ажы Жалилову все прощается, а так быть не должно.

Пользователь соцсетей Данияр Айтман из Канады также заявил, что решение экс-главы ДУМК – это «его вызов Конституции, вызов светскому государству, всему гражданскому обществу!».

Данияр указывает: «Не случайно, что Жалилов сделал свой демарш именно сейчас. Это демонстрация силы и амбиций исламистов перед лицом слабой государственной власти… Генеральная прокуратура Кыргызстана должна провести расследование и при необходимости возбудить уголовное дело против него!»

Призыв был услышан - правозащитный центр «Кылым шамы» уже подал заявление в надзорный орган с просьбой дать оценку признанию бывшего главы Духовного управления мусульман Кыргызстана.

И ГУВД Бишкека отреагировало: блюстители порядка проведут свое предварительное расследование, чтобы оценить высказывания Ч. Жалилова с юридической точки зрения. И потом примут решение - возбуждать против него уголовное дело или нет. По правилам, для установления факта противоправного двоеженства необходимо заявление в милицию первой жены этого экс-муфтия. Но, судя по нравам в этой семье, она вряд ли напишет супротив мужа…

Немного о мужском шовинизме…

Но, как ни удивительно, нашлись и те, кто поддержал экс-муфтия. К примеру, некая Назира Бегим, пресс-секретарь одного из вузов в Бишкеке, даже обратилась к новому президенту С. Жээнбекову с просьбой разрешить у нас многоженство, мол, это решит кучу проблем, включая моральную деградацию и проституцию, и сама готова стать токол.

«Почему нельзя состоятельному мужчине завести несколько семьей? Токол - это наша традиция, от них рождались баатыры. Мы только так можем спасти кыргызских женщин от унижения», - написала она на своей странице в Facebook.

Откликнулся также блогер и фотограф Марат Сайранбаев. «Чубак ажы - уважаемый богослов-ученый, он не побоялся открыто заявить о злободневной теме. Возможно, его поступок послужит толчком к рассмотрению закона о многоженстве в парламенте КР. Все к этому идет, рано или поздно общество с этим столкнется…», - считает Сайранбаев.

Да уже сталкивались! Депутаты ЖК не первый год будируют данный вопрос, будто других проблем не осталось… При этом слуги народа мужского пола ратуют за легализацию полигамных браков, упирая на то, что если супруг в силах удовлетворить новенькую жену, в том числе материально, то почему бы и да?!

Однако их здравомыслящие коллеги из женского парламентского лагеря возмутились. В частности, Аида Касымалиева заявила:

- Многоженство обесценивает определение Кыргызстана как светского государства. Необдуманные и безответственные заявления о многоженстве от людей, у которых внушительная аудитория среди молодежи, угрожают конституционному строю Кыргызстана. Если госинституты не отреагируют на подобные заявления, создастся прецедент, который впоследствии может полностью изменить облик нашего государства. Парламент и правительство должны отреагировать на призывы экс-муфтия Чубака Жалилова заводить вторых жен. Мы должны трезво оценивать правовые и социальные последствия подобных заявлений. Многоженство – это крест на гарантированное Конституцией гендерное равноправие.

По словам народоизбранницы, ранее она вместе с другими членами ЖК поднимала вопрос об ужесточении наказания по статье 153 Уголовного кодекса КР, единственной статье, предусматривающей ответственность за поимение сразу нескольких женщин, вплоть до двухлетней отсидки. Статья ведь на практике мертворожденная, по ней практически невозможно кого-то наказать, ибо потерпевшие жены и дети в силу менталитета не заявляют на своих грешных мужей и отцов в органы. Однако вельможи со значками нардепов так и не поддержали инициативу.

«Я подходила к мужчинам с просьбой сделать заявление по данной теме, но они отказывались, ссылаясь на то, что поддерживают многоженство», - отметила Касымалиева.

Зато 30 ноября на пленарном заседании Жогорку Кенеша ее поддержали другие женщины. В частности, Эльвира Сурабалдиева из СДПК. А Айсулуу Мамашева попросила усилить действенность статьи УК о многоженстве. «Статья не работает. Разрушилось понятие института семьи, и у нас растет поколение, которое не знает, что такое семья», – возмутилась Мамашева.

В союзе прочном мужа и жены должны быть равны обе стороны!

Действительно, говоря о многоженстве, мы все упустили главное – власти должны заняться укреплением общесемейных ценностей. Тогда и соблазнов полигамии будет меньше, люди станут более критически относиться к порокам прошлого.

Еще в 2012-ом, объявленном Алмазбеком Шаршеновичем Годом семьи, мира и согласия, экс-президент указывал, что одним из основных факторов стабильности и развития государства является как раз таки институт семьи. Ведь общественно-политическая ситуация в стране напрямую зависит от экономического положения и жизненного настроения каждого гражданина, каждой ячейки общества. Воспитание физически и интеллектуально развитого, нравственно чистого и патриотически настроенного поколения – не в этом ли залог успеха процветающей страны?

Может, следует поручить правительству осуществить особый комплекс мер по развитию института семьи и брака, включая поддержку и совершенствование традиций, направленных на утверждение общечеловеческих ценностей, развитию духовности?

Следует возродить нормы бережного, ответственного отношения к семье, родительству, своему репродуктивному здоровью, к сохранению устоев. Надо поднять престиж семейных отношений. Власти должны жестче контролировать исполнение международных и национальных обязательств, шире проводить информационно-просветительские кампании с привлечением чиновничьего аппарата, СМИ, активистов гражданского сектора. Надо усилить образовательно-воспитательную работу среди населения, постоянно улучшать нормы отечественного законодательства в этой сфере, и многое, многое другое!

Только в этом случае мы сумеем уберечь свою суть, костяк и дух этнического самосознания, одним из проявлений которого и является институт семьи и брака.

Азиз Карашев

Фото WWW 

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям