Где пройдет дорога к мирному Исламу?

15:07, 12 Ноября

Когда из миротворческой организации International Alert мне пришло приглашение поехать в Ош и посмотреть, как на практике работают миротворческие инициативы в мусульманской среде, я подумала: «Ага. На Сулайман-Тоо прогуляюсь». И согласилась, планируя полчасика провести на мероприятии, потом рвануть на любимую Сулайманку и дать в итоге стандартную отписку в газете: «собрались, состоялось, прокомментировал»… Даже взяла телефоны служб такси у знакомых.

Я честная, да. Хотя про такие мысли журналисты не пишут, потому что это глупо и неэтично. Но я не могу иначе объяснить, почему меня заинтересовал проект International Alert, - не благодаря, а вопреки.

Мы приземлились в южной столице, сели в джип, и через полчаса уже входили в аудиторию в одном из корпусов теологического факультета ОшГУ, где 40 человек имамов из самых разных уголков Ошской области сосредоточенно конспектировали за преподавателем. Тема была серьезная – об особенностях вероучения, об основах теологической базы. Мы прошли «на галерку». Я понимала, что эти люди не будут со мной открыто беседовать, у нас языковой и социальный барьер, похлеще Китайской стены. Мне оставалось только смотреть им в спины. Но спина порой говорит больше, чем лицо – о том, что человек чувствует, о чем думает… Спины оказались говорящие: протест, внимание, интерес, понимание, возмущение, одобрение, гамма чувств. И я поняла, что вот это все – всерьез. Впервые в нашей стране кто-то всерьез занимается самым острым вопросом современности – как не допустить полнейшей радикализации Ислама в Кыргызстане.

Ислам в нашей стране разнолик и неоднозначен, мы как бы являем собой проекцию со всего мира, где смешалось не только религиозное и светское, но и все течения и идеи нашли свое отражение. Я сейчас постараюсь изложить ситуацию в общих чертах, да простят меня эксперты, это будет грубо и приблизительно, зато очень понятно. Вертикальной иерархии в этой конфессии в принципе нет. Административно имам подчиняется только государственной власти – как гражданин. Но! Очень быстро священник становится властителем дум, человеком, определяющим быт и социальные сценарии для людей, которые составляют его паству. И в результате именно он – власть. А начальник у него один – Бог. Точнее, то, как он, имам, понимает Бога. Понимать же можно по-разному.

Из чего это понимание складывается? Из пережитого, прочитанного, усвоенного во время обучения, из всей предыдущей жизни – тоже. Многие властители дум не учились вообще нигде, и транслируют пастве свое собственное разумение. Кто-то попал под влияние определенных весьма радикальных течений. Кто-то является ставленником политических групп влияния, даже не понимая этого до конца. Кто-то всерьез разбирается и может на равных спорить с маститыми улемами (мусульманские теологи, ученые). Кто-то просто выучил нужные слова на арабском языке, и выполняет богослужение формально. Кто-то имеет вполне сформированную цель – угодить покровителям, а они тоже разные.

Где-то в общинах царит средневековье – под запретом музыка, культура, общение, даже смех. Такая картина – в ряде сел на южном берегу Иссык-Куля и в некоторых других депрессивных, очень бедных местах (в Араванском районе, к примеру). Где-то традиции превратили Ислам в подобие социального регулятора, и люди живут, как жили веками, решая свои ежедневные проблемы – этот сценарий характерен для ряда южных границ страны. Где-то имамы просвещенные, цивилизованные, прививают ценности, разбираются в нюансах ситуаций. Такое можно встретить в Нарыне (недаром я его так полюбила). Но то, что исламизацию не остановить, она уже победила, уже факт нашей истории. И то, что мобилизовать всю эту пеструю палитру можно под разные знамена, причем, очень быстро – тоже факт. Вопрос, по какому пути мы пойдем, актуален, как никогда. Перестать быть марионетками в руках экстремистов мы все еще можем.

Только теперь провозглашать государственную идеологию с высоких трибун и мастерить социальные ролики уже поздно. Теперь надо работать с каждым имамом и с молодежью на местах. Особенно важный элемент этой системы – имам. От его ценностей, его уровня образования зависит, куда пойдет сегодня наша история. «Светскому и религиозному обществу придется понять, что нам надо искать точки соприкосновения, что мы все - граждане одной страны с  демократическими ценностями. Само собой это не произойдет», - сказала мне Шакират Токтосунова, глава представительства International Alert в Кыргызстане.

И вот, вместе с фондом развития духовной культуры «Ыйман» при поддержке Госкомиссии по делам религий, ДУМК и Европейского Союза, International Alert занимается образованием имамов. Сегодня через программу прошли более 1400 человек. За время реализации проекта планируется обучить 2500 имамов – почти всех официально зарегистрированных. Организаторы немного переживают, что за количеством проиграют в качестве. Но все это – только начало, которое углублять и углублять.

Зайырбек Эргешов, директор Госкомиссии по делам религий, говорит: «На данном этапе обучения имамов соблюден баланс религиозных и секулярных предметов, и это дает свои положительные результаты. В первую очередь, у имамов существенно повысилась ответственность, которая выражается в том, что теперь они помимо религии, своим прихожанам объясняют усилия государства в регулировании религиозных вопросов. Мы наблюдаем, что через имамов, прошедших обучение, эти знания и информация распространяются, и позитивно оцениваются жителями местных сообществ. Все это наглядно мы отслеживаем через ежемесячные отчеты имамов, отражающие проделанную ими работу на местах. Также необходимо отметить некое рвение, большое желание обучаться у имамов, а это тоже хороший показатель. Семинары также являются своеобразной площадкой, на которой у имамов есть возможность высказать сложности и проблемы, с которыми они сталкиваются на местах, задать волнующие их вопросы напрямую представителям соответствующих государственных органов, которые задействованы в качестве преподавателей. Это отличная возможность для налаживания диалога и повышения уровня доверия между всеми нами».

Чему обучают имамов в рамках проекта? Ну, во-первых, основам самой исламской теологической базы, через ученых. Все преподаватели в рамках инициативы – кандидаты наук, не меньше. По их словам, они были поражены количеством имамов, которые вообще не учились ничему в религиозной сфере. Во-вторых, социальным дисциплинам. Терпимости, пониманию, взаимоуважению. Мне довелось целиком и полностью присутствовать на «уроке», посвященном гендеру в Исламе, и, по сути, профилактике насилия в семье. Преподаватель рассказывал об истинном отношении к женщине в этой религии. Он был, конечно, кыргызскоязычный, и понимала я с пня на колоду, не все. Но мастерству поразилась искренне. Слушатели смеялись, вздыхали, ловили каждое слово. Верили. Потому что уровень преподавателя был на недосягаемой высоте. По сути, это была проповедь. Проповедь для мусульман о защите их женщин. И они понесут ее своим подопечным – вот самое важное в этой истории. Прогрессивная часть в кыргызском Исламе есть и развивается. Ее нужно поддержать – чтобы опереться на нее целиком и полностью.

Уроки терпимости, этики, понимания – вещи, которые ничем не заменить. И я буду опять и опять возвращаться к этой теме – теме взаимодействия Ислама и светского общества в Кыргызстане.

И теперь – для чего я все это пишу. Для коллег. Потому что нам, светским журналистам, тоже придется понять и принять тот факт, что Ислам – огромная часть нашего социума, и обращаться к нему с рефреном «Все вы мракобесы» просто преступно. Придется научиться разбираться, что есть что и откуда пришло, придется научиться разговаривать и слышать. Научиться уточнять и не повторять ахинею за лже-экспертами. Научиться не грести под одну гребенку. Понять другую культуру не означает войти в нее и принять ее. Уважать – не значит разделять все взгляды. Цивилизованное общение – это диалог. Нападки без толики понимания ничем не лучше средневекового мракобесия. Но это уже тема для нового разговора.

Для справки: Международная некоммерческая организация International Alert была основана в 1986 году. Ее цель – содействовать поиску мирных способов разрешения социальных конфликтов. Начав свою работу в Шри-ланке, Уганде и Филиппинах, в данное время International Alert помогает людям более чем в 30 странах мира по всему миру. International Alert является одной из ведущих международных организаций в области миростроительства. В Кыргызстане International Alert реализует проект «Конструктивные диалоги по религии и демократии» в партнерстве с Фондом развития духовной культуры «Ыйман» и при поддержке Европейского Союза. Цель проекта - поддержание открытого  общественного  диалога по вопросам  свободы  религии  и  вероисповедания,  роли  религии  в  жизни  людей,  взаимосвязи между  государственными  и  религиозными  учреждениями, а также  о  национальных  стратегиях  по вопросам религии.

Светлана Бегунова

Фото Наристе Алиевой

Бишкек-Ош-Бишкек

 
© Новые лица, 2014–2018
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям