Откликнутся ли кыргызстанцы на стоны мусульман из кровавых джунглей далекой Мьянмы? Часть 1

09:02, 19 Сентября

 На фото: Пепел сожженных деревень рохинджа стучит в сердца мусульман по всему миру… 

Трагические события в Мьянме (штат Ракхайн, иначе - Аракан), где военные и полиция при поддержке радикально настроенных буддистов жестко прессуют местных мусульман из общины рохинджа, вызвали шквал возмущения во всем мире. В том числе, причем весьма неожиданно, и в нашем Кыргызстане, особенно в СМИ и Интернет-сети. Ныне тысячи наших сограждан клеймят правящий режим в бывшей Бирме за этнические чистки, а отдельные горячие головы, исходя из принципов исламской солидарности, даже готовы самолично махнуть в этот пылающий уголок Юго-Восточной Азии для «наказания нечестивых буддистских язычников».

На фото: Беженцы из общины рохинджа с риском для жизни преодолевают пограничный забор, чтобы, спасаясь, пройти из Мьянмы в Бангладеш. 

Что эта за страна, которая у всех на устах?

Вначале пару слов о самом государстве, которое раньше, до 1989 года, именовалось Бирмой.

Республика Союз Мьянма – это маленькая, но густонаселенная (около 60 млн. населения) страна на побережье Бенгальского залива и Андаманского моря, зажатая по суше между Индией, Китаем, Бангладеш, Лаосом и Таиландом.

Столица Мьянмы — город Нейпьидо. Страна разделена на 7 административных областей и 7 штатов. Один из них – Аракан - расположен на западе по соседству с Бангладеш. В этом штате живет около 3 миллионов человек, из которых примерно миллион —члены общины рохинджа, исповедующие ислам.

Независимой от британского владычества эта страна стала в 1948 году, но затем пережила многолетнюю гражданскую войну, где переплетались интересы социал-демократов и коммунистов, крестьян и помещиков, зарубежных агентов влияния и буржуазии, маоистов и гоминьдановцев. Были разруха, диктатура, серия вооруженных путчей, студенческих волнений, а также восстаний со стороны мятежных районов, требующих суверенитета. Там до сих пор в джунглях колобродят партизаны, сколотившие целые армии, а в труднодоступных местах правят бал наркобароны, выращивающие опиумный мак в приграничных районах Золотого треугольника. Свою лепту в нестабильность внесли и промышленные магнаты-сырьевики, стратеги из супердержав, религиозные фанатики…

Почти 60-летняя война с внутренними и внешними врагами в итоге превратила Вооруженные силы Мьянмы (именуемые Татмадав) в одну из сильнейших армий Юго-Восточной Азии. Неудивительно, что военное сословие стало господствующей силой в жизни страны и важным стержнем сформировавшейся политической системы.

Сейчас Татмадав состоит из трех видов: сухопутные войска (около 375 тыс. человек, включают зенитные части, артиллерию, бронетехнику); ВВС (15 тыс. чел., свыше сотни боевых самолетов и геликоптеров); ВМФ (около 16 тыс. человек, включая корпус морской пехоты из 800 бойцов, имеются корветы, ракетные, патрульные, десантные катера и т.п.). Есть также пограничные подразделения, военная и криминальная полиция, спецназ…

На фото: Силовики проводят очередную зачистку в местах компактного проживания рохинджа… 

Чего добивается «азиатский Гитлер»?

В Мьянме насчитывается более 130 народностей. Подавляющее большинство из них (89 %) исповедуют буддизм. Христиане и мусульмане составляют по 4 процента каждая конфессия, анимисты — 1 %, прочие — 2 %.

Ключевым словом здесь является «подавляющее большинство». Последователи старинной буддийской школы Тхеравада, пользуясь своей многочисленностью, не позволяют нацменьшинствам реально пользоваться продекларированными возможностями, не допускают их к власти.

Вся верхушка Мьянмы – последователи ветви Тхеравада. И именно тхеравадином является печально прославившийся своими публичными призывами к расправам над мусульманами 49-летний монах по имени Ашин Вирату. Он даже отсидел 7 лет из положенных ему 25 по судебному приговору за пропаганду межрелигиозной вражды, но вышел по амнистии до срока, как узник совести. И вновь продолжил свою опасную агитацию, заслужив прозвища «буддийский Бен Ладен» и «юго-восточный Гитлер». Его портрет летом 2013 года был даже помещен на обложку азиатской версии влиятельного американского журнала «Time» под заголовком «Лицо буддистского террора». Но вместо разоблачительного эффекта этот номер вызвал масштабную волну демонстраций в поддержку Ашин Вирату среди буддистов по всей Мьянме, и акций против вмешательства США, из-за чего власти запретили там продажу журнала. Чуть позже Вирату пережил еще и покушение при взрыве в ходе проповеди, но выжил. Все это, вкупе, лишь только усилило популярность радикального харизматика среди верующих. 

На фото: Скандально известный воинствующий монах Ашин Вирату из Мьянмы читает статью о самом себе в журнале «Тайм». 

Вирату сумел убедить свою многомиллионную паству, что источники всех проблем в мьянманском обществе – это мусульмане, особенно пришлые рохинджа, нищие беженцы из соседнего, исламского Бангладеш. С последователями учения пророка Мухаммеда нельзя, мол, поддерживать бизнес-контакты, заключать браки, и т.д. Якобы их цель - уничтожение буддизма как религии, обращение всех граждан в свою веру и установление владычества над Мьянмой, в том числе путем терактов. При этом на официальном уровне Вирату заявляет, что он… против любого насилия. Однако факт состоит в том, что Ашин Вирату и его воинствующие монахи подстрекают антиисламские волнения, его проповеди являются идейным вдохновением для погромщиков и гонителей мусульман-рохинджа в штате Аракан.

Почему всех так разом озаботили проблемы в Мьянме?

Что мы, кыргызстанцы, реально знаем о подоплеке драмы в Аракане? Насколько важен для нашей республики фактор притеснения магометян, о существовании которых в Мьянме до недавнего многие соотечественники даже не подозревали? И кто хочет втянуть кыргызстанцев в кровавый, многослойный и мультифакторный конфликт, которому не один десяток лет и который не могут разрулить даже на уровне ООН?

Акции в защиту рохинджей состоялись уже во многих частях света, даже в России, несмотря на то, что официальный Кремль высказался очень сдержанно по этому поводу, так как совсем не заинтересован портить отношения с Мьянмой, своим важным партнером в Азии. Другое дело своевольный президент Чечни – Рамзан Кадыров заявил, что будь его воля, он бы сбросил на эту Мьянму атомную бомбу!

Обстановка в Мьянме действительно взрывоопасная. Правда, если общепризнанные организации, такие как Международная кризисная группа (МКГ)  или Amnesty International оперируют фактами, имеют на руках доказательства, то другие лишь нагнетают страсти, преследуя свои интересы. К примеру, огромную роль в информационной атаке на мьянманский режим, мобилизовавшей мировую умму, сыграли СМИ и веб-ресурсы исламских стран. Они просто заполонили Паутину фото-и видеоматериалами о «геноциде единоверцев». И надо отдать должное эффективности этой масштабной кампании – несмотря на то, что большинство шокирующих снимков и роликов со сценами «расправ над мусульманами» являются откровенными фейками, снятыми отнюдь не в Мьянме, а где-нибудь в Китае, Нигерии, Афганистане, Боливии и прочих частях света, отреагировали многие кыргызстанские пользователи, причем очень живо, вплоть до готовности тут же рвануть в Юго-Восточную Азию «на защиту угнетаемых братьев».

Опасность здесь в том, что подобные пропагандистские приемы, эксплуатирующие тему «преследуемых буддистами бедных рохинджа», могут использовать для рекрутирования в Кыргызстане бойцов-адептов и чисто террористические сообщества, в том числе и т.н. «Исламское государство». Благо, повод есть!

На фото: Международное движение в защиту рохинджа охватило многие страны. Главное – разглядеть, где призыв к мирной защите, гуманитарной, на общественном уровне, а где попытка под лозунгами справедливости  начать ответную резню…

Надо учитывать, что при грамотной идеологической обработке и финансовой стимуляции, в нашей стране, где немалая часть уммы представляет собой безработную прослойку граждан, найдется масса желающих взять в руки автомат и ринуться в джунгли.

Опыт такой обработки клерикальные инсургенты из Юго-Восточной Азии уже давно применяют при наборе добровольцев по всему миру, чтобы пополнять отряды комбатантов в нестабильных мусульманских районах ЮВА. ИГ не скрывает, что хочет создать там салафитский халифат с включением в него части территорий Мьянмы, Индонезии, Малайзии, Сингапура, Брунея, Филиппин и Таиланда под названием Даулах Исламиях Нусантара. В поддержку этого проекта ИГ уже высказалось 19 подрывных организаций в Индонезии, 5 — в Малайзии, 4 – в Таиланде, 3 — на Филиппинах. Комбатанты из этой части Азии осуществили целый ряд кровавых акций в Яве, на острове Бали, Минданао, в других местах.

Например, боевики, действующие на юге Таиланда, совершают в год больше террористических актов, чем джихадисты в Йемене или Сомали — с января 2006 года по апрель 2014-го отмечено 17 тысяч нападений!  Их вооруженная борьба унесла за 10 лет жизнь 6200 человек, что превышает численность погибших в секторе Газа на Ближнем Востоке за тот же период времени. ИГ и организации, присягнувшие ДАИШ на верность, теряя позиции в Сирии и Ираке, делают все, чтобы перенести боевые действия в ЮВА и превратить регион в крупный очаг напряженности. Поэтому кыргызстанцам надо быть крайне внимательными в данный момент, чтобы их, под шумовой завесой трагедии в Мьянме, не сагитировали ловкие подпольщики из-за бугра, сетевые имамы, которые лишь используют проблему рохинджа для своих замыслов…

На фото: Президент США Барак Обама называл бывшую правозащитницу Аун Сан Су Чжи «иконой демократии, которая вдохновляла людей не только в своей стране, но и во всем мире». Однако во многих других частях света, как видно по этой фотографии акции протеста в Индонезии, Нобелевскую лауреатку премии мира считают скорей «иконой террора» вместе со скандально известным монахом Ашин Вирату. 

Какова реакция общественности и госорганов Кыргызстана?

Кыргызстан сейчас под напором масс-медийной волны сообщений о ситуации в Мьянме. В соцсетях начались бурные диспуты о том, как социум должен отреагировать на положение доселе неизвестных большинству наших жителей рохинджей. Хотя наша страна и установила официальные дипотношения с Мьянмой еще 9 ноября 2001 года, мы действительно до недавнего почти не ведали, какая там обстановка.

Тем не менее, после всеобщего ажиотажа, МИД КР вынужден был как-то отреагировать, результатом чего стало заявление, что «Кыргызская Республика, руководствуясь уставами ООН и ОИС, выражает серьезную озабоченность сложившейся ситуацией в Мьянме в отношении мусульманской общины и призывает все стороны конфликта к мирному урегулированию проблемы».

Быть более сдержанными призвал членов местной уммы и муфтият КР, организовав в мечетях поминальные молебны. 

На фото: Глава буддийской общины Кыргызстана «Чамсен» Олег Цой (на фото крайний справа) во время одной из своих поездок к святыням буддизма в Юго-Восточной Азии. На днях Олег Цой вместе со своими коллегами - монахом буддистского ордена «Ниппондзан Мёходзи» Алексеем Шмыгля и старшим научным сотрудником Академии образования Урматом Калеевым – призвал власти Мьянмы остановить военную операцию в штате Аракан… 

Свою позицию озвучили и немногочисленные буддисты Кыргызстана из общины «Чамсен». В своем письме на имя главы правящей партии Аун Сан Су Чжи, а также главнокомандующего Вооруженными силами Мьянмы генерала  Мин Аунг Хлайна они призвали «остановить военную операцию на севере штата Ракхайн. Гибнут невинные люди. Это спланированная акция. Кто-то пытается столкнуть мусульман и буддистов. Провокационные выступления «буддистского монаха» Вирата некоторые СМИ представляют как позицию всех буддистов, но это не так». 

А тут вдруг еще матч наших мастеров кожаного мяча с футболистами сборной Мьянмы в Бишкеке в рамках чемпионата Кубка Азии! Учитывая горячий нрав многих болельщиков, которые могли наломать дров на стадионе «Спартак», атаковав невинных иностранных спортсменов, правительство решило отменить эту встречу, от греха подальше… И правильно поступило, так считает большинство горожан.

Азиз КАРАШЕВ

Фото WWW

Продолжение следует. 

© Новые лица, 2014–2017
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям