Откуда берутся вандалы?

08:16, 4 Октября

«Вкладывайте в своих детей, пока они дети, потом будет поздно! Потом нужно будет вкладываться в адвокатов!» - идея с просторов всемирной сети.

Кыргызстан на пару дней вновь привлек к себе внимание мировой общественности. И опять, к сожалению, отнюдь не приятным фактом. 21-летний кыргызстанец Нуртилек Бакиров в Вашингтоне нацарапал монетой слова «нурт маек» на колонне мемориала Линкольна, расположенного на Национальной аллее в столице США.

Парень – студент одного из американских вузов. Но учеба, судя по всему, впрок не пошла. Видно, думал, что все еще не покинул пределы родной страны, и решил, что можно вести себя, как в Бишкеке. Но оказалось – нельзя.

Полиция нашла «художника» мгновенно. Его доставили в полицейский участок. Там вредитель признал свою вину, разрыдался и подключил к делу наше посольство. Родители «смышленого» мальчугана уже заплатили 2 тысячи долларов (во столько власти Вашингтона оценили нанесенный ущерб), пока студента выпустили, но на начало октября назначен суд. «Несмышленышу» грозит до 10 лет тюрьмы или до 25 тысяч долларов штрафа.

Обо всей этой истории мы узнали из сообщений в New York Daily News. Чуть позже в МИД КР подтвердили эту информацию, добавив, что «пока МИД извиняться за выходку не намерен». Еще бы, ведь извиняться за дикость и бескультурье своих соотечественников – не такое приятное занятие. Хотя при любом раскладе дипломатично реагировать на актуальные вызовы у нас пока не выходит. Выходит агрессивно – и стыдно. Всем нам сейчас за себя очень стыдно, и все мы пытаемся за напускной бравадой скрыть разочарование собой и своими соотечественниками.

Что интересно, агентство «Спутник» на своем сайте организовало голосование с вопросом «Как надо наказать вандала?». Среди вариантов предлагалось простить, выдворить из США, заставить поучаствовать в общественных работах или наказать по всей строгости закона – посадить на 10 лет и заставить выплатить штраф. Показательно, что наибольшее число голосов набрал вариант со строгим наказанием. На расправу мы скоры. А вот достойно воспитать своих же отпрысков и самим научиться себя вести пока не очень получается.

«Откуда берутся вандалы? Причины на поверхности – безделье, необразованность, отсутствие культуры и воспитания, безнаказанность, жажда самовыражения и острых ощущений, пьянство, наркомания.

 Как нам стать цивилизованнее? Хотя бы на людях, хотя бы в общественных местах вести себя культурнее? Наедине с собой каждый волен вести себя как ему хочется, это его личное дело, но коль рядом с тобой находится другой человек, будь добр считаться с его мнением, точкой зрения, отличной от твоей, уважать его право на личное пространство, чистый воздух (имею в виду сигаретный дым и чересчур навязчивый запах дешевого парфюма). Размышляя на эту тему, приходишь к известному выводу: все начинается с детства, с воспитания в семье.

 К элементарным правилам хорошего поведения должны приучать родители – папы-мамы, бабушки-дедушки. Поздороваться, сказать «спасибо» за услугу, уступить место пожилому человеку в общественном транспорте, поблагодарить за знак внимания, подарок, доброе письмо. Не брать чужое, вовремя и в целости возвращать взятую книгу или другую вещь. Элементарно! А еще не бросать мусор, не портить имущество в садике, школе, кинотеатре, клубе, транспорте, на работе, в подъезде. Постепенно уходят в прошлое загаженные подъезды в многоэтажках. Входные двери с кодовыми замками в подъезды сделали свое доброе дело. В таких домах стало заметно чище и тише. Помните булгаковское: «Разруха не в клозетах, а в головах», - пишет в сети автор Фарида Шарафутдинова.

Далеко за яркими примерами ходить не надо. Два раза за минувшую неделю вандалы ломали арт-инсталляцию, представляющую собой двухметровые очки, на Аллее молодежи в Бишкеке. Оба раза их восстанавливали, второй раз – очень оперативно, оба раза за ситуацию в прессе отдувалась пресс-секретарь муниципального предприятия «Тазалык» Жибек Каракеева. В какой-то момент она уже всерьез разнервничалась, давая интервью журналистам информационных агентств: «Если их, не дай Бог, сломают опять, мы опять приедем и восстановим. Но не дай Бог их опять поломают».

Очки эти, кстати, были установлегы год назад по заказу Международной образовательной ассоциации дебатов в Центральной Азии (IDEA CA) при финансовой поддержке молодежной программы фонда «Сорос – Кыргызстан». И олицетворяют они свободную точку зрения. Со свободой, похоже, у нас все хорошо. А вот с точками зрения – не так уж замечательно. Откуда у нас это обострение бескультурья, почему?

«Пик психологии «круши-ломай» приходится все-таки на подростковые годы. Для некоторых слишком опекаемых детей он сегодня, к сожалению, затягивается до 25-летия. Это возраст, когда человек стоит на пороге общества, ему остался один шаг до ответственной жизни. И подобный вандализм – это своего рода «диалог», который молодой человек пытается вести со «взрослым» миром. Это попытка быть услышанным, обратить на себя внимание. За общественным же имуществом, будь то транспорт, памятник, остановка или урна у этой остановки, всегда стоит фигура Другого. Взрослого. Родители, с которыми нет общего языка. Педагог, поставивший несправедливую, по мнению подростка, оценку. Взрослые, «ущемляющие» его права, не желающие признать его за равного. В общем, это фигура, символизирующая Взрослый мир, который не хочет услышать подростка.

 

Основные мотивы вандализма – самоутверждение перед миром и друзьями. Попытка поднять свой статус среди окружения. Демонстрация силы, ловкости, отваги, «независимости» от общества, наплевательского отношения к его нормам и правилам, что так же интерпретируется как проявление своей мужественности», - часто повторяет психолог Дарья Сивашенкова.

Перебор у нас с такими «демонстрациями». Только в последний год варвары пекли на «Вечном огне» картошку и жарили яичницу, оскверняли Монумент воинской доблести в парке на Южных Воротах в Бишкеке, крали гирлянды с праздничных инсталляций, вырубали деревья, воровали памятники «на цветмет», выкапывали редкие растения, расписывали архитектурные и исторические объекты, справляли нужду на центральных улицах. Изощрялись, словом, как могли.

Шуму в прессе и социальных сетях было предостаточно. А вот реальных расследований и соответствующих закону наказаний – как-то совсем маловато. Ведь у каждого из найденных милицией «шутников» есть два села родственников, кто их знает, что они там устроят – это такая мотивация у правоохранителей прикрывать дела, сообщена журналистам по большому секрету. Но мы и так об этом догадались. В результате всего этого мы и живем в зоне особого внимания варваров и вандалов. Впрочем, некоторые психологи, в том числе та же Сивашенкова, считают, что строгое, а тем более уголовное наказание тут только навредит: «Осуждать, клеймить, возмущаться их поступками легко и приятно. Но именно такой реакции юные вандалы и добиваются. Хоть как-то на них обратили внимание! Но взрослым важно спросить себя, чего мы хотим в итоге: наказания или исправления?

 

Наказание и осуждение, увы, не исправляют. Это показывает опыт колоний для несовершеннолетних – кузниц криминала –  из которых большинство подростков выходили вполне сформировавшимися уголовниками.

 

Люди, доходящие до вандализма, находятся в критической ситуации, крайне несчастливы, даже если не признаются в этом ни себе, ни окружающим. Их вандализм, безусловно, нужно осудить, но – не их самих. Если же реагировать лишь карательными методами, это лишь утвердит человека в его отчаянном протесте: ах, я плох? Ну, так назло вам я буду еще хуже! Агрессия окружающих не дает ему возможности измениться, исправиться, поменять отношение к себе, людям и окружающему миру».

То есть, получается, наказывать – делать из хулиганов матерых уголовников, а не наказывать – плодить безнаказанных варваров, которые будут позволять себе больше и больше вольностей и «свобод»…

Кризисный психолог Лев Акиньшин считает, что вандалов надо наказывать общественными работами и рублем: «Просто надо увеличить штрафы в разы. Чтобы за детишек или великовозрастных дебилов один раз родители или родственники заплатили несколько тысяч долларов – и все. Запомнят на всю жизнь. Научат в оперативном порядке и вести себя, и уважать окружающих. И обязательно чтоб мели улицы. Публичные же порки в тех же соцсетях только озлобляют, мы этим ничего не добьемся».

История, с которой мы начали этот разговор, показывает, что от уровня материального достатка не зависит уровень воспитания. Едва ли наш «герой» был из нуждающейся семьи или не знал, что делать надписи на монументе нельзя. Выходит, вся надежда на крепкую семью и умные законы… А пока будем восстанавливать разрушенное. Может, однажды и нашим местным варварам стыдно станет разрушать?

Подготовила Светлана Бегунова 

© Новые лица, 2014–2017
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям