Религиозный экстремизм: наиболее уязвимы пользователи социальных сетей

08:27, 19 Декабря 2016

Согласно исследованию ГИПИ, в различных социальных сетях кыргызскими пользователями зарегистрировано около 800 тысяч страниц. В Facebook – 98 тысяч, в “Одноклассниках” – 143 тысячи, во “ВКонтакте” – 207 тысяч, в “Моем Мире” – 320 тысяч. Эксперты в области интернет-технологий говорят, что суммарное количество пользователей сложно подсчитать из-за специфики социальных сетей, поэтому подсчет идет по аккаунтам. Как видно из этой статистики, наибольшей популярностью пользуются российские социальные сети. Во многом такой выбор предопределен доступностью этих социальных сетей по языковому признаку и их популярностью среди огромной армии мигрирующих в поисках работы граждан.

Социальные сети за последние годы стали очень удобным и комфортным местом для вербовки и распространения экстремистских идей и взглядов. Особенно часто в последнее время в оперативных сводках фигурируют «Одноклассники». Прецедент был создан в 2015 году, когда силовиками был задержан 21-летний житель Кара-Суу Абдулло Нурматов за «лайки» под материалами экстремистского содержания в «Одноклассниках». Молодой человек делился такими материалами с другими пользователями. Его осудили условно на один год.

Закрытые группы, чаты, мессенджеры (список можно продолжить) создают иллюзию того, что это ваша частная территория, и вы можете себя вести, как вам заблагорассудится. Большинство пользователей забывают истинное значение словосочетания «социальные сети». Любая мысль, высказанная там, пусть даже в виде «лайка» или «репоста», может иметь для вас юридические последствия. Если речь идет, конечно же, о противоправных действиях. Таких примеров немало даже в европейских государствах и США, где судебным решением блокируются отдельные пользователи или же раскрываются истинные владельцы аккаунтов, когда им «сносит голову» по разным причинам.

Глава Центра перспективных исследований Сергей Масаулов на конференции «Новые форматы противодействия религиозному экстремизму. Молодежные инициативы», прошедшей в конце ноября в Бишкеке, уделил особое внимание влиянию социальных сетей. Для наглядности он даже продемонстрировал короткое видео, сделанное в Нидерландах, в котором рассказывается, как собираются данные на конкретного человека из открытых источников и как потом эти самые данные могут использовать в преступных целях.

В своем выступлении эксперт рассказал о том, как вербовщики используют социальные сети, манипулируя ими. По его оценке, в первую группу риска входят прежде всего пользователи социальной сети «Одноклассники», где, по его словам, идет активная работа представителей запрещенных в Кыргызстане экстремистских и террористических организаций.

Во вторую группу риска входят граждане, находящиеся в состоянии длительного стресса. «Это прежде всего бедность, развод родителей или уже самих молодых людей. Также потенциальная жертва обладает ослабленными фильтрами критического восприятия действительности. Это связано с падением общего образовательного уровня по стране, с отсутствием мировоззренческой подготовки в школах и университетах», - считает эксперт Масаулов.

В Кыргызстане, в отличие от соседних государств, меньше зарегистрированных преступлений террористического характера. На первый взгляд ситуация выглядит благополучной. Но, по данным Антитеррористического центра СНГ, которые привел эксперт, Кыргызская Республика лидирует по статистике преступлений экстремистской направленности (то есть по части пропаганды и вербовки).

Масаулов считает, что нужно уделить особое внимание трудовым мигрантам, потому что во время пребывания за границей они наиболее уязвимы и могут попасть под влияние экстремистских группировок.

«Ведь не секрет, что террористическую войну в июне этого года в казахском городе Актобе устроила группа из 22 человек, из которых один прослушал проповеди на русском языке из Ракки некоего Абу Муххамада аль-Аднани. Этим человеком оказался Дмитрий Танатаров – метис, которого ни одна из общин не принимала за своего! Чувствуя себя лишним человеком, он смог объединить вокруг идеологически обозначенной цели молодых казахов из окрестных аилов, перебивающихся случайными заработками в городе. Все они чувствовали себя в городе чужаками, а на родине – изгоями, так как их как старших сыновей отправили в город искать места пропитания и, возможно, будущего устройства в жизни. Вернуться назад они уже не могли. Так формируются условия для манипуляции сознанием», - подчеркнул эксперт Масаулов.

По словам начальника отдела теологии и методологического обеспечения 10 ГУ МВД КР, подполковника милиции Эрлана Бакиева, по результатам оперативного анализа аккаунтов выехавших воевать в Сирию и Ирак кыргызских граждан было выявлено, что они создали активные онлайн-сообщества, где открыто пропагандировали идеи «газавата» и обсуждали события на Ближнем Востоке.

«Они по Сети получают прямые указания от своих так называемых «интернет-имамов», которых могут лично не знать. Вспомните экстремистскую группировку «Жайшуль Махди», причастную к серии взрывов и убийств в Бишкеке. Ее члены получали все инструкции по глобальной Сети, включая «фетву» на совершение терактов», - сказал подполковник милиции Бакиев.

По мнению начальника отдела теологии, сегодня назрела необходимость в законодательном регулировании интернет-пространства, чтобы создать условия для информационной безопасности. «Мы сейчас активно изучаем законодательство и опыт других государств в этом вопросе», - отметил подполковник Бакиев.

«Одним из каналов радикализации кыргызской молодежи является трудовая миграция в Россию и Казахстан, где наши граждане попадают под влияние пропаганды радикальных северокавказских джамаатов, которые активно занимаются вербовкой новых рекрутов для участия в военных действиях в Сирии, Ираке и Афганистане. Порой мы успокаиваем себя тем, что все эти организации запрещены у нас. Но сегодня очевидно, что вся проблема кроется в их идеологии, которая спокойно распространяется. Вот что нас должно беспокоить», - заявил подполковник Бакиев.

По мнению силовиков, серьезную угрозу в ближайшей перспективе могут представлять такфиритские и джихадистские организации, в основе которых лежит радикальный салафизм. В Бишкеке весной прошлого года прошел представительный международный симпозиум «Экстремизм и такфиризм как угроза современному обществу», на котором его участники четко заявили, что «экстремизм и такфиризм не имеют ничего общего с исламом, а наоборот, осуждается им».

Почти все эксперты, выступившие на конференции, были едины во мнении, что с религиозным экстремизмом нужно бороться. Только пути решения предлагали разные, чувствовалось, что они все по-разному оценивают степень этой угрозы.

Алмаз Исманов 

© Новые лица, 2014–2017
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям