Абдысадыр Турусбеков - наш «таласский Пикассо»

20:42, 7 Октября 2019

На фото: "Женщина и люлька". 2019 год.

В Национальном музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева открылась персональная выставка Абдысадыра ТУРУСБЕКОВА, первый масштабный показ работ одного из тех художников, чье имя мало известно любителям и знатокам отечественной живописи.

Абдысадыр Турусбеков - поразительный художник, уроженец Таласской области, пишет свои картины у себя дома в селе Арал... Как мало о нем известно. Это несправедливо. И выставка в одном из залов главного музея изобразительных искусств Кыргызстана - отличный повод познакомить зрителя с творчеством художника, который вернул из небытия целое направление в изобразительном искусстве. Речь идет о кубизме. И не только о нем.

На фото: "Гладиолусы". 2015 год.

Я поговорила с художником о выставке, его учителях в живописи и советах молодым художникам. Абдысадыр Турусбеков не боится экспериментировать. Это вызывает у определенной части зрителей и коллег по цеху недоумение, удивление. Слышатся фразы о сравнении его с европейскими художниками. Работы Турусбекова действительно могут вызвать недоумение отечественного зрителя, привыкшего видеть на полотнах кыргызских живописцев пасторальные мелодии Кыргызстана, с его великолепными горными вершинами и горными озерами, лошадями и юртами. Признаюсь, и я ожидала увидеть на выставке давно известные сюжеты, мотивы как закономерность, только в прочтении художника из далекого таласского села Арал.

На фото: "И конь ускачет без всадника". 2013 год.

Но с полотен на меня смотрели куб, цилиндр, шар, конус. И много цвета. Одна картина с геометрической абстракцией сменялась картиной с объемно-пластическим цветом. Рядом с компактной, спокойной композицией – динамичная, полетная, построенная на стремительных диагоналях, или свободная орнаментальная, занимающая всю плоскость картона, холста, с четкими ритмическими повторами и эффектом мерцания.

Абдысадыр Турусбеков признался: "Меня всегда вдохновляет творчество великих художников. Я учусь у великих. Будучи студентом Фрунзенского художественного училища, которое я окончил в 1977 году, я влюбился в Ван Гога, Сезанна, Матисса, Пикассо, Брака, Леже. Позже влюбился в тех, кого кубизм вдохновил на собственные открытия: Мондриан, Дюшан, Малевич. Постепенно рождался мой кубизм. Кубизм из сезанновских и пикассовских высказываний. И я стал рассматривать природу, все, что окружает меня, с точки зрения куба, шара, конуса и цвета. И больше рисовать. Любовь к рисунку привил мне уважаемый Владимир БУТОРИН, один их моих учителей в училище, талантливый живописец и выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств им. И. Репина".

На фото: "Коза и подсолнух". 2018 год.

Турусбеков – художник, точно знающий, чего хочет, и умеющий полностью осуществить свои намерения. Он изобретательно и свежо использует разнообразные классические приемы, полученные им на уроках по рисунку и станковой живописи в Художественном училище, и свободно переходит от одной системы, от одной формы к другой, сопрягает и порой сталкивает их между собой, как это делали великие живописцы, проводники кубизма.

С выверенной виртуозностью «таласский Пикассо» (позволю себе так назвать художника А. Турусбекова) владеет формой, цветом и линией. Вглядываясь в любой из своих объектов, он с редкой убедительностью воспроизводит динамику форм, изгибы плоскостей переходами и нюансами цвета, уверенным движением организующих форму вездесущих контурных линий.

На фото: "Красные яблоки". 2016 год.

Инвентарь предметных мотивов живописи Турусбекова не очень обширен. Первое место в нем занимают цветы, растения, фрукты: «Гладиолусы» (2015); «Осенний натюрморт» (2014); «Красные яблоки» (2016); «Коза и подсолнух» (2018); «Ночная сказка» (2018). Затем кувшины, лампы, свечи, инструментарий художника – палитра, краски, кисти: «В студии» (2019); «Утро. Мастерская художника» (2016); «Портрет старого музыканта» (2018). Картины Турусбекова населяют люди, птицы, лошади, коты… И все они свободно соединяются и великолепно пластически артикулируют, что в итоге приводит к созданию красоты, гармонии, коммуникации. И, подключая к рассмотрению весь репертуар предметных мотивов, мы с тем большей необходимостью приходим к вопросу о том, что художник хотел сказать.

На мой взгляд, работы А. Турусбекова уклоняются от ответа. Точнее, не столько уклоняются, сколько дают неопределенные ответы. Да, за визуальным образом, несомненно, есть смысл. Но стоит попытаться сформулировать его в словах – и он уходит, ускользает. Это заметно в картинах, где что-то происходит: женщина сидит перед букетом цветов («Танцовщица», 2015), мать, качающая ребенка в люльке («Женщина и люлька», 2019), женщина готовит лошадь к походу («И конь ускачет без седока», 2013) – как будто бы формируется сюжетное действие. На самом деле это – квазисюжеты, только возбуждающие зрительские ожидания, но не утоляющие их. Картина сразу сообщает нам, что она есть нечто большее, нежели «чистый» эстетический объект. Она суть символ, но символ, который лишь утверждает, что он – символ, что его функция – иметь значение, но ничего определенного об этом своем значении сообщить не может. Зритель, который не ограничится удовольствием от созерцания цвета, форм, линий, будет обречен искать глубинный смысл, чувствовать, что он должен быть, – и не находить его. Получается, что перед нами живописный язык, язык цвета и язык формы, не имеющий перевода. В этом, видимо, суть творчества Абдысадыра Турусбекова, художника из таласского села Арал, нашего «таласского Пикассо».

После просмотра выставочной экспозиции я обратилась к художнику с еще двумя вопросами.

- В Ваших работах не встретишь традиционных мотивов, которыми часто пользуются отечественные живописцы. Что Вы думаете насчет сохранения традиций в изобразительном искусстве?

- Вопрос сложный: сохранять традиции надо или не надо? Конечно, надо сохранять традиции и при этом все время двигаться вперед. Вперед, за рамки этих традиций. Стараться найти какие-то формы, которые нас увлекают. Художнику важно экспериментировать.

- У Вас есть опыт преподавания. Не могли бы Вы с высоты своего опыта посоветовать молодым художникам, что им стоит обязательно делать и чего, наоборот, ни в коем случае делать нельзя?

- Вы знаете, я бы ничего современным художникам не советовал. Почему? Потому что это опасно - советовать. Потому что все эти советы иногда могут обернуться другой стороной, как говорят, медали. Художник должен сам искать свои пути в искусстве. Сам. Так что молодым я бы посоветовал больше работать. Больше заниматься рисунком. Больше смотреть на работы великих мастеров изобразительного искусства, - заключет художник.

Персональная выставка члена Союза художников Кыргызской Республики Абдысадыра Турусбекова будет действовать в КНМИИ им. Г. Айтиева до 20 октября этого года.

Елена ВОРОНИНА,

арт-журналист

Фото автора.

 
© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям