Кыргызча

И зимой, и летом мы думаем об ЭТОМ…

12:00, 17 Марта

Да, да, вы не ошиблись – речь пойдет про «это» самое! Конечно, здесь найдутся ханжи из рода страусов, которые даже при слове «эротика» стыдливо прячут голову в песок. А ярые ревнители консервативных порядков вообще заявят, что «никакого сексу в Кыргызстане никогда не было, и неча тут народ смущать!».

Да нет, дорогие мырзалар и айымдар, кыргызы жили не на отдельной планете и размножались отнюдь не путем почкования, а, как и все земляне, старым, проверенным и очень приятным «дедовским» способом. О некоторых нюансах сексуальной культуры в стране Ала-Тоо мы сегодня и поговорим альковно…

Интим? Предлагать!

Исследуя эту волнующую тему, ваш покорный слуга пришел к выводу, что обитатели наших гор и долин никогда не относились к сексу с фанатизмом. Да, вещь эта необходимая, дюже приятная, для здоровья пользительная, но вовсе не культовая! Вы гляньте на других азиатов – у японцев издревле существовал феномен гейш, многие восточные султаны держали тучные гаремы и армии наложниц, индусы поразили мир своей сумасшедшей «Камасутрой», а по ту сторону Тянь-Шаня наши соседи-китайцы изощрялись в технике «Дао любви».

Как крупный специалист в данной области знаний, смею выдвинуть научную гипотезу, что внебрачный секс у наших местных племен не поощрялся по весьма банальной причине – из-за риска забеременеть вне плана. Прерванный акт, знаете ли, еще не гарантия, а контрацептивов в ту пору пращуры не знали… Да чего там, и ныне, в XXI веке, многие абсолютно невежественны в вопросах предохранения!

Кроме того, над кочевниками тогда довлела традиция права первой ночи. Келинка обязана была быть девственно-целомудренной, доказательством чему служила наутро ее простынь с брачного ложа с красноречивыми следами вступления девушки в официальную супружескую жизнь. Белье это горделиво демонстрировали всем желающим, вывешивая на людном месте. А если невестка была небезупречна, а? Тогда и хвалиться родичам было нечем…

Ну, а с приходом в средние века на наши земли исламской веры, где прописаны все нормы бытия, личная жизнь стала еще более регламентированной, жестко-рамочной, за то же прелюбодеяние могли и камнями побить на лобном месте…

Будучи признанным авторитетом в сфере секспросвещения, отмечу также, что в целом к теме эротики наши предки относились скорее творчески-философски, нежели с придыханием. Известны, например, эпизоды из героических эпосов не для широких ушей и записей, где могучие баатыры были могучи и весомы в самых разных частях тела, и силушкой обладали богатырской не только в бицепсах, но и сами можете догадаться где…

Иногда эротические моменты проскальзывали и в сказках, народных шуточных песнях, но не больно откровенно. Летописи не зафиксировали каких-либо сексуальных похождений именитых персон, не было интимных литературных сочинений, как у других народов, и картин лубочных в стиле ню… Говорю же, все в рамках приличий, без излишеств. И к физиологическим нюансам тоже было легкое отношение: множество холмов в стране Ала-Тоо называли просто – Экиэмчек, Учэмчек, и никого это не смущает.

Возможно, именно благодаря достаточно утилитарно-прагматичному отношению к сексу прапрадедам и прабабкам удалось избежать всяких перверсий. К примеру, в некоторых районах обширного Туркестана столетиями практиковалось такое мерзкое явление, как бачи-база. Другими словами, микс детской гомопроституции и педофилии. «Женщины нужны, чтобы рожать, а вот мальчики – для удовольствия!» - плотоядно облизывались разночинные извраты, покупая себе подростков из бедных семей. К слову, в отдельных местах Ферганской долины феномен бачи-база по-прежнему жив! Но у номадов такого никогда не было.

Другой пример описывает необычную прихоть самого эмира бухарского, властителя огромного края, зафиксированную российскими путешественниками во второй половине XIX века (А. С. Татаринов. Семимесячный плен в Бухарии. СПб., М., 1867.).

«Постараюсь передать его (пожелание эмира) словами Каратаева.

- Еще просьба, господа: мы здесь слышали, что у вас, на Западе, делают механических женщин, которых ничем нельзя отличить от настоящих; пожалуй, они еще лучше, потому что не стареются и любить их можно так же, как живых. Вы бы сделали большое одолжение нашему государю, если бы могли прислать ему такую жену. При наших законах женщины остаются постоянно в гаремах; во время походов их нельзя брать с собою, тогда как механическую не возбраняется возить. И представьте себе удобство. Вы входите в палатку, видите на постели женщину такой красоты, какая вам нужна: вы не одни, вы знаете, что рядом с вами женщина. Вы отправились в поход, человек ваш раздевает ее, выпускает воздух, свертывает и везет за седлом. Очень удобно…

- Вы знаете, что у нас таких женщин с собой нет, - отвечали мы, - но лишь только мы приедем в Петербург, тотчас же доставим этот драгоценный подарок вашему государю. - Мы думали: «Пусть только нас выпустят поскорее».

После освобождения посольства и его прибытия в Ташкент в июне 1866 года слух о странной просьбе похотливого эмира быстро разнесся по городу.

Когда кровь с молоком…

Говоря о столь щепетильной теме, нельзя обойти вопрос положения женщин в наших селеньях. Какими они были?

Вот как их описывает знаменитый исследователь Чокан Валиханов: «1 июня [1856 года] я отправился в аул Буранбая с Казибеком. Красота женщины у киргиз состоит: в округленности и степени полноты тела, в лунообразном шаровидном овале лица и в красноте щек, которые поэты их сравнивают с кровью, упавшею на белый снег».(«В кочевьях иссык-кульских киргизов. Дневник поездки на Иссык-Куль».Собрание сочинений в пяти томах. Том 1. Алма-Ата, 1984).

А как они жили?

В литературной беседе двух мэтров – Чингиза Айтматова и Мухтара Шаханова Женщины в наших судьбах, или Вечер поэзии для двоих»; март 1995 г. – август 1996 г., Бишкек) - Айтматов говорил:

- У нас, кыргызов и казахов, с незапамятных времен есть добрый обычай особого почитания женщин. Если мальчика воспитывали так, чтоб он потом, как говорится, в огне не горел и в воде не тонул, то к девочкам сызмальства было совершенно иное отношение: ее берегли и холили, благоговейно видя в ней лишь гостью в родительском доме. Ее трепетно-бережно хранили, как слиток золота либо другую семейную реликвию, скрываемую на дне сундука и передаваемую из поколения в поколение. Боясь сглаза, жены старших братьев украшали девичьи шапочки видным издалека амулетом – оберегом из перьев филина. Ибо сберечь красоту и нежность для нас всегда означало сохранить доброе имя, честь и совесть, национальную самобытность.

Увы, в реале не все было так идиллически! Среди множества проблем отмечались, к примеру, сверхранние браки. В частности, писатель и этнограф Евгений Марков (1835 – 1903) пишет: «В большинстве киргизских родов малый в 12-13 лет уже считается совершеннолетним, а девушки признаются способными к брачному сожитию даже с 9 и 10 лет» (Россия в Средней Азии: Очерки путешествия по Закавказью, Туркмении, Бухаре, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областям, Каспийскому морю и Волге». СПб., 1901).

Также в стремлении обязательно иметь наследника, то есть будущего защитника стойбища, удалого джигита и продолжателя рода, мужья упорно пыхтели в постелях над измочаленными женами, добиваясь именно появления сына, пусть даже после десяти дочек подряд. Вот в результате таких многосерийных родов молодухии превращались до срока в старых развалин… Да и сейчас все хотят сыновей, ибо в подсознании еще не изжиты гендерные стереотипы о приоритетности мужского пола.

К сожалению, по сию пору жив и такой варварский обычай, как кыз ала-качуу (похищение девушки), хотя его еще при царском самодержавии уголовно преследовали! По информации НПО «Центр помощи женщинам» и «Кызкоргон», сейчас в Кыргызстане всего за сутки жертвами такого «обряда» становятся больше 30 девушек, часть из которых подвергаются сексуальному насилию. А за год происходит в среднем 11 тысяч 800 случаев умыкания.

Несмотря на увещевания госмужей, мольбы общественных деятелей, решения судов аксакалов, призывы медиков и даже грозные окрики из милиции, позорное явление цветет и пахнет! Чуть ли не две трети всех браков в республике являются результатом ала-качуу, и нередко – против воли девушек, которых попросту ломают в доме горе-жениха, превращая в сексуальных рабынь и дешевую прислугу.

Секс-ликбез только всерьез

Проводится ли у нас в республике сексуальное просвещение поколения next? Да абы как! Ведь порой даже умудренные жизнью семьянины хромают в этой теме.

Меж тем, как специалист со стажем, я бы предложил для решения проблемы взять и реанимировать, распечатав миллионным, против прежних 5000 экземпляров, тиражом, замечательную книгу «Эки журок бир суйуу» («Два сердца – одна любовь») нашего прославленного сексопатолога Кульчоро Аскарова, увы, покинувшего нас в 2007 году…

«Дефлорацией девственно-дремучей половой культуры коренного населения» назвал этот труд один мой знакомый. И действительно! Книга эта еще в 90-х годах претендовала на революционный переворот в сексуальной сфере жизни кыргызстанцев.

Впервые научно-популярное издание в 158 страниц, целиком посвященное половому воспитанию, было издано на госязыке, но теперь его можно еще и на русский перевести. Обладатель Почетной грамоты КР, Аскаров за четыре года сумел разработать уникальный кыргызско-русский словарь секс-терминов, причем многие определения являются авторскими неологизмами… Что ценно, труд его полностью основан на личном опыте, многолетних наблюдениях и врачебной практике. Да и цветные иллюстрации с обнаженными моделями коренной национальности в занимательных позах тоже впервые тогда увидели свет…

Отличник здравоохранения Минздрава КР, Кульчоро Аскарович, конечно, сделал ссылки на изыскания таких мастодонтов, как Игорь Кон, Зигмунд Фрейд, Чжан Чжунь-лань, Мастерс и Джонсон, однако его издание написано все же глазами кыргыза, с учетом менталитета нашего народа. Рецензии к книге дали член-корреспондент НАН КР профессор Дуйшен Кудаяров и известная журналистка Кален Садыкова. 

Автор книги, отмеченный 7 медалями СССР за плодотворную деятельность в области здравоохранения, еще полтора десятка лет назад говорил: «Людям сейчас нужна не порнография, не пошлые местные издания и не пособия по голой технике секс-манипуляций, а книга, которая бы доступным языком прививала им культуру взаимоотношения полов. К примеру, одной из животрепещущих проблем в национальной среде по-прежнему остается проблема мужского шовинизма, моральное, а порой и физическое насилие по отношению к прекрасной половине. Мужчины зачастую видят в своих партнершах только объект для удовлетворения своей похоти, не более. Нужно всячески искоренять подобные явления, бережно относиться к слабой половине, уважать в женщине прежде всего Человека. Не менее остро стоят вопросы половой гигиены, грамотной контрацепции, сохранения генофонда, репродуктивного здоровья, профилактики «болезней Венеры» и много другого». Слова Аскарова актуальны и сейчас!

Восток – дело скользкое…

В удивительной стране мы все-таки живем! С одной стороны, махрово цветет проституция, и теперь благодаря влиянию НПО«простидур» с панели уже не зовут продажными девками, бери выше – это работницы коммерческого секса! С другой стороны, все больше представительниц прекрасного пола с головой уходят в религию, часто укутываясь так, что и не различишь, красотка под чадрой или так, серая мышка…

Вроде, телесные утехи - дело естественное, они не чужды и духовным лицам, но именно видеоролик с постельными сценами стоил в 2014 году должности пятому по счету муфтию Кыргызстана. Прихожане возмутились интим-сценой, и глава ДУМК Р. Эгембердиев вынужден был покинуть главный минбар… А вот когда героем подобной скрытой съемки стал «человек, похожий на Текебаева», то многие лишь позубоскалили, и на его репутации «секс-ЧП» почти не отразилось…

В 90-е годы отмечался прямо бум СМИ, коиторые нещадно эксплуатировали тему секса. Среди них памятны газеты «Пайшамба», «Каттама», «Суйю майданы», «Мел мелюм» и другие. Нынче такого разгула в открытой печати почти уже нет, но зато можно безнаказанно писать и читать об этом в Паутине…

Большую роль в сексуальной жизни кыргызстанцев сыграли процессы урбанизации и глобализации, а также вестернизации отношений. В то же время усиливается фактор призыва граждан вести более благопристойную постельную жизнь.

Например, попытки отдельных секс-энтузиастов из Кыргызстана представить свое, «оригинальное» видение альковной сферы, нередко встречаеют жесткую реакцию окружающих. К примеру, 17 мая 2015 года в Бишкеке активисты из общественных объединений «Кыргыз эл жаштаркенеши» и «Калыс» вломились в одно из столичных кафе, где звучал марш Мендельсона, пытаясь предотвратить, по их мнению, церемонию бракосочетания двух «голубков». Ох, геям и лесбиянкам в тот день досталось!..

В целом НПО «Лабрис», которое проводило это мероприятие и рьяно защищает права секс-меньшинств (ЛГБТ), часто оказывается в эпицентре различных скандалов. То их атакуют за попытки якобы организовать в Бишкеке гей-парад, то за устраиваемые дни противостояния гомофобии и трансфобии. Их оппоненты считают, что подобные «противоестественные» сообщества специально провоцируют наше общество и насаждают чуждые местным нравам правила импортированной с Запада однополой любви.

Тем временем среди нашей молодежи все большую привлекательность обретают виртуальные интим-сообщества, хотя это тоже не нравится ревнителям моральных устоев, даже угрожающих владельцам сайтов секс-знакомств…

В эротических группах молодые люди делятся откровенными рассказами из личной жизни и выкладывают на широкое обозрение свои приватные фотографии.

Страницу одного из популярных в Кирнете виртуальных клубов ежедневно просматривают до 1500 пользователей. Это сообщество проводит даже собственные закрытые вечеринки! Специально снимают особняк в Бишкеке или в пригороде, где предусмотрены горячие закуски, напитки и отличная музыка – все для хорошего отдыха единомышленников.

Впрочем, однажды администратору кибер-ресурса написал парень, представившись членом организации «Кыркчоро», известной в народе своими рейдами по развлекательным заведениям. Общественник грозился найти создателей паблика и потребовал удалить группу, дабы «не популяризировать разврат в кыргызском обществе».

Другой момент. Многие наши сограждане отнюдь не прочь разнообразить палитру своей сексуальной биографии с помощью фаллоимитаторов, смазок-любрикантов, парфюма с феромонами, афродизиаков, соблазнительного белья и прочего. И секс-шопы для этого давно есть, но опять же, из-за восточно-патриархального менталитета они попросту стесняются заходить в подобные экзотические маркеты и что-то покупать!

…Вышеупомянутый практик Кульчоро Аскарович назидал: «Помните: без секса прожить можно, но жизнь будет короче!» Поэтому живите долго, дорогие мои!

Азиз Карашев

Фото www 

© Новые лица, 2014–2015
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям